Таможенные пошлины и таможенные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей тарифной политики Российской Федерации как инструмента внешней торговли.
В соответствии с целью, основными задачами при написании курсовой работы являются:
- охарактеризовать основные цели тарифной политики Российской Федерации;
- классифицировать таможенные пошлины и пояснить их роль в регулировании внешнеторговой деятельности;
- перечислить виды таможенных платежей, выделить их существенные элементы;
- провести характеристику основных экономических режимов.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и цели таможенно-тарифной политики 5
1.1 Цели таможенно-тарифной политики 5
1.2 Правовые принципы таможенно-тарифной политики 11
2 Таможенные платежи и их элементы 18
2.1 Понятие и особенности таможенных платежей 18
2.2 Элементы таможенных платежей 26
3 Таможенные пошлины и таможенные режимы 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Таможенные режимы 33
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

таможенная политика как инструмент внешней торговли.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

3) национальным законодательством государств-членов таможенного союза о таможенном регулировании.

Уникальность модели таможенного союза ЕврАзЭС и отличие ее от «стандартного» определения таможенного союза, содержащегося в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ст. XXIV), а также от модели таможенного союза, сформировавшейся за последние полвека в Европе, проявляется, на наш взгляд, в существовании в рамках таможенного союза ЕврАзЭС в качестве самостоятельного уровня правового регулирования таможенных отношений в рамках таможенного союза национального законодательства государств-членов такого союза. Точнее сказать, уникален не сам факт регулирования таможенных отношений в таможенном союзе национальным законодательством (подобные примеры можно найти в практике Европейского Союза, африканских экономических, таможенных и валютных интеграционных образований), а то какие отношений и в каком объеме допускается передавать на национальный уровень для правового регулирования. [18, с.104]

Выбрав в качестве объекта для сравнительно-правового исследования один из видов таможенных платежей - таможенные сборы - попытаемся показать, что уникальность таможенного регулирования в рамках таможенного союза ЕврАзЭС состоит, среди прочего, также в том, что унификация правового регулирования на наднациональном уровне не проведена полностью по такому важному, «ключевому» вопросу таможенной политики, как таможенные платежи.

Иными словами, для того чтобы в настоящее время изучить нормативно-правовую базу регулирования отношений по установлению, взиманию и взысканию таможенных сборов, не достаточно изучить только международные обязательства, которые взяли на себя государства-участники таможенного союза ЕврАзЭС, подписав ту или иную многостороннюю таможенную конвенцию, не достаточно проанализировать соответствующие нормы Таможенного кодекса и иных актов таможенного законодательства таможенного союза. Необходимо изучить национальное законодательство всех трех государств-участников - Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан - сравнить их и выяснить, какая национальная норма будет применима для регулирования конкретных отношений, связанных с уплатой таможенных сборов. [18, с.105]

Так же будет предпринята попытка обобщить взгляды авторов на правовую природу сборов, на основе этого выделить особенности, присущие таможенным сборам и представить собственное видение этого вопроса.

Исторически сложилось так, что платежи, имеющие различную правовую природу, зачастую именовались одинаково, и, напротив, в целях возложения большего налогового бремени на население правителями изобретались дополнительные денежные взимания, именовавшиеся по-разному. Так, плата, взнос, пошлина, компенсация, сбор имеет почти в каждом языке свой эквивалент. Например, в Германии, отмечает Simon S., фискальные платежи, объединяемые общим термином «Abgaben», подразделяются на четыре вида — налоги, сборы, взносы и специальные платежи, причем специальные платежи (Sonderabgaben) являются категорией, не известной российскому праву. Исследованию природы сборов, пошлин (Gebühr), и иных платежей посвящены ряд серьезных работ немецких ученых.

По французскому праву фискальные взимания (prélèvements fiscaux) подразделяются на налог (impôt) и сбор (taxe). Кроме того, выделяются пошлины (redevances) или вознаграждения за оказанные услуги (remunerations de services rendus), а также парафискальный сбор (taxe parafiscale); все они рассматриваются как институты, имеющие отдельные признаки фискального взимания.

В Великобритании и иных странах «общего права» для характеристики платежей используются термины tax, duty, fee, charge, imposition, levy, contribution. Причем, для обозначения пошлины используется термин «duty», например, «stamp duty» — гербовая пошлина, «excise duty» — акцизная пошлина, «estate duty» — пошлина на имущество, переходящее по наследству; для обозначения термина «сбор» — fee, например, «adjudication fee» - сбор за признание в судебном порядке; «charge» означает «сбор, плата», например, «declaration charge» — сбор за декларирование, «congestion charge» — плата, которую вносят водители транспортных средств для проезда по определенным улицам Лондона с целью разгрузки дорог и недопущения пробок на дорогах. Относительно термина «levy» (обременение) применительно к налоговому праву Гонконга Шепенко Р.А. отмечает, что «с английского языка это понятие можно перевести и как налог, однако по своей юридической природе это целевой сбор, предназначенный для зачисления в Фонд защиты заработной платы».

В отличие от обременения, иные платежи - налоги, сборы, пошлины, таксы - являются абстрактными платежами, а доходы от их взимания не предназначены для конкретных государственных расходов. [22, с.139]

Таможенные сборы - обязательные платежи неналогового характера, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным Кодексом Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза. Такое определение содержится в статье 72 ТК ТС.

ТК ТС делегирует регулирование основных вопросов, связанных с установлением и порядком уплаты таможенных сборов, таможенному законодательству государств-членов таможенного союза.

Виды таможенных сборов и их основные элементы установлены в Российской Федерации в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 123-131), в Республике Казахстан - Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (ст. 115-120), а в Республике Беларусь - Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года № 443 «О таможенных сборах».

В Российской Федерации взимаются три вида таможенных сборов:

- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);

- таможенные сборы за таможенное сопровождение;

- таможенные сборы за хранение.

Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и ставки таможенных сборов за хранение приведены в ч. 5 и 6 ст. 130 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются  Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 130 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), которое утверждает ставки постановлением. Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции». Определение ставок таможенных сборов за таможенные операции подзаконным нормативным правовым актом позволяет более оперативно реагировать на изменение ситуации корректировкой ставок таможенных сборов. Однако Правительство Российской Федерации не может определить ставку таможенного сбора за таможенные операции более 100 тыс. рублей (ч. 2 ст. 130 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В Республике Казахстан к таможенным сборам относятся:

- таможенные сборы за таможенное декларирование товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение;

- плата за предварительное решение. [24, с.106]

Порядок определения элементов перечисленных таможенных сборов имеет много общего с порядком, установленным в Российской Федерации. Все элементы таможенных сборов (плательщики, сроки и порядок уплаты) определены в законе, а ставки таможенных  сборов утверждаются правительством (ст. 115, 120 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан»).

Ставки таможенных сборов определены в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 21 января 2011 года № 24 «Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами».

Больше всего видов таможенных сборов предусматривает таможенное законодательство Республики Беларусь:

- таможенные сборы за таможенное оформление;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

- таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

- таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;

- таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения;

- таможенные сборы за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

- таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами  уплаты таможенных платежей.

В Республике Беларусь таможенные сборы относятся к республиканским сборам и для их установления должны быть определены плательщики и элементы обложения. При этом изменение плательщиков и отдельных элементов таможенных сборов может осуществляться таможенным законодательством Таможенного союза, законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь (и) или актами Президента Республики Беларусь.  Тем не менее, в настоящее время виды таможенных сборов, плательщики, ставки  таможенных сборов и случаи освобождения от уплаты таможенных сборов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

До конца 2012 года планируется принять Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», где планируется правовое регулирование вопросов, связанных и с таможенными сборами.

Принцип, свидетельствующий о неналоговой природе таможенных сборов нашел дополнительное закрепление в п.3 ст.72 ТК ТС: размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соблюдение этого принципа гарантируется установлением зависимости между величиной уплачиваемого таможенного сбора и объемом предоставленных «таможенных услуг» (расстоянием, на которое осуществлялось таможенное сопровождение; весом груза и сроком хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа), а также определением предельного размера таможенных сборов (не более 100000 рублей для таможенных сборов за таможенные операции).

Развитие таможенного законодательства таможенного союза идет не в направлении исключения сужения сферы национального регулирования таможенных отношений, а предполагает дальнейшее развитие законодательства государств-членов таможенного союза о таможенном регулировании. Данная тенденция соответствует принципам таможенного права таможенного союза ЕврАзЭС, согласно одному из которых «таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза» (п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса таможенного союза). [24, с.107]

Наличие национального регулятора таможенных платежей наглядно иллюстрирует данную тенденцию, связанную не в последней мере с той особой ролью, которую таможенные платежи играют в наполнении доходной части бюджетов государств-членов таможенного союза.

Таким образом, для изучения нормативно-правовой базы таможенных платежей, включая таможенные сборы, анализ соответствующих норм таможенного законодательства таможенного союза должен быть обязательно дополнен исследованием законами о таможенном регулировании трех суверенных национальных правовых систем, сопряженных между собой в части таможенного регулирования.

 

 

2.2 Элементы таможенных платежей

 

Вступивший в силу в июле 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС установил новый порядок исчисления таможенных платежей.

Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, начинается с установления объекта обложения (ст. 75 ТК).

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые с таможенной территории таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК). При этом уточняется, что под товарами в таможенном законодательстве понимаются: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.) (подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК). [1]

В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Однако при этом оговаривается, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ).

Похожие определения товара, используемые в целях налогообложения, содержатся в налоговом законодательстве других государств - членов таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса Республики Беларусь «товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством».

База (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (п. 2 ст. 75 ТК). [1]

Информация о работе Таможенные пошлины и таможенные режимы