Таможенные пошлины и таможенные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей тарифной политики Российской Федерации как инструмента внешней торговли.
В соответствии с целью, основными задачами при написании курсовой работы являются:
- охарактеризовать основные цели тарифной политики Российской Федерации;
- классифицировать таможенные пошлины и пояснить их роль в регулировании внешнеторговой деятельности;
- перечислить виды таможенных платежей, выделить их существенные элементы;
- провести характеристику основных экономических режимов.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и цели таможенно-тарифной политики 5
1.1 Цели таможенно-тарифной политики 5
1.2 Правовые принципы таможенно-тарифной политики 11
2 Таможенные платежи и их элементы 18
2.1 Понятие и особенности таможенных платежей 18
2.2 Элементы таможенных платежей 26
3 Таможенные пошлины и таможенные режимы 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Таможенные режимы 33
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

таможенная политика как инструмент внешней торговли.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, таможенная политика представляет собой приводной механизм, обеспечивающий реализацию методов торговой политики (таможенно-тарифного и нетарифного). Однако таможенную политику, на наш взгляд, не следует рассматривать как некое второстепенное явление по отношению к торговой политике. Поскольку торговая политика осуществляется посредством таможенных инструментов, обеспечивается посредством таможенно-правовых установлений, эффективность ее реализации в конечном итоге находится в непосредственной зависимости от эффективности реализации таможенной политики.

Интересную точку зрения высказывает Г.Г. Колесников, который рассматривает таможенно-правовую политику как деятельность федеральных органов государственной власти, направленную на определение стратегии и тактики функционирования и развития таможенных отношений посредством соответствующего правового регулирования. Данное определение представляется одним из наиболее удачных, поскольку в нем отражена суть таможенной политики именно как политико-правового явления, при этом не смешиваются понятия таможенной политики и таможенного регулирования, выступающего основным способом реализации таможенной политики и заключающегося в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

 

 

1.2 Правовые принципы тарифной  политики

 

Важным вопросом в правовой характеристике таможенной политики является определение принципов ее осуществления. По нашему мнению, система правовых принципов таможенной политики может выглядеть следующим образом:

- Принцип законности, выступающий в качестве общеправового принципа, применительно к формированию и реализации таможенной политики проявляется в необходимости нормативно-правового закрепления ее основных направлений и форм проведения. Между тем единого документа, определяющего основные направления таможенной политики Российской Федерации, в настоящее время нет. Соответственно, государственные органы, участвующие в разработке и реализации государственной политики, должны действовать строго в пределах определенных законом полномочий. [10, с.71]

- Принцип согласованности таможенной политики с иными направлениями социально-экономической политики государства. Таможенная политика, являясь одним из направлений государственной социально-экономической политики, не может осуществляться обособленно от иных ее направлений, в первую очередь, торговой и финансовой политики. При этом они взаимодействуют по тем вопросам, решение которых необходимо для выполнения общих для них задач.

Поскольку таможенная политика затрагивает вопросы формирования публичных денежных фондов, она находится в непосредственном взаимодействии с государственной финансовой политикой, в том числе с такими ее направлениями, как налоговая и бюджетная политика. Значимость таможенной политики для финансовой системы российского государства подтверждается объемом таможенных платежей в структуре доходной части федерального бюджета.

В настоящее время особенности формирования как таможенной, так и бюджетной политики связаны с функционированием Таможенного союза.

- Принцип разграничения государственных полномочий в области формирования и реализации таможенной и торговой политики. Анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в формировании таможенной политики участвуют разнообразные органы государства. [10, с.72]

Так, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации определяют основные цели и направления таможенной политики, Федеральная таможенная служба разрабатывает государственную политику в области таможенного дела, Министерство финансов – государственную политику в области таможенных платежей, а Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли участвуют в разработке государственной политики в области применения нетарифных мер воздействия на внешнюю торговлю.

- Принцип сочетания публичных и частных интересов при обязательном приоритете государственных интересов в определении основных направлений таможенной политики. Данный принцип заключается в том, что при определении основных концептуальных положений в таможенной сфере безусловный приоритет имеют интересы публичного характера, связанные с наполнением казны за счет взимаемых таможенных платежей, охраной государственной и общественной безопасности, обеспечением развития внешнеторговых отношений.

Тем не менее, государством должны быть учтены интересы лиц, перемещающих товары через таможенную границу.

Реализация данного принципа находит свое выражение в ст. 53 Федерального закона «О таможенном регулировании», где отмечается, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в целях согласования общественно значимых интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, привлекает некоммерческие организации, объединяющие таких лиц, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела. [3, с.138]

Так, Федеральная таможенная служба России при разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, проводит консультации с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

- Принцип эффективности таможенной политики предполагает нацеленность на конкретный результат, определение критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов при реализации таможенной политики в целях осуществления своевременного реагирования и проведения корректирующих мероприятий.

Поскольку основные направления таможенной политики получают свою реализацию в практической деятельности таможенных органов, логично предположить, что судить о том, насколько эффективна проводимая таможенная политика, можно на основании оценки работы таможенных органов. Законодательное закрепление необходимости разработки таких критериев стало одной из новелл Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В результате имевших место на стадии обсуждения проекта данного Федерального закона дискуссий между Федеральной таможенной службой, с одной стороны, и представителями бизнеса и Минэкономразвития, с другой стороны, были сформулированы следующие основные критерии оценки работы таможенных органов:

- скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

- своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

- эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство Российской Федерации, исходя из указанных в Федеральном законе основных критериев оценки работы таможенных органов, в ближайшем будущем должно определить систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок участия в таком мониторинге некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

- Принцип межгосударственного сотрудничества в таможенной сфере особое значение приобретает в условиях функционирования таможенного союза, который выступает в качестве формы международной экономической интеграции.

В таможенном союзе создается единое экономическое пространство, формируется единое таможенное законодательство, отменяются внутренние таможенные границы между государствами- участниками таможенного союза.

В таких условиях особое значение приобретает анализ взаимодействия внутреннего (национального) и международного регулирования при формировании и реализации таможенной политики. [7, с.139]

Содержание таможенной политики отражают основные направления, по которым она должна быть реализована в практической деятельности государственных органов. В современных условиях в качестве основных направлений таможенной политики российского государства можно выделить следующее:

- Сохранение бюджетообразующих функций таможенной системы, в том числе создание в ней инновационной инфраструктуры, способствующей совершенствованию методов формирования доходов бюджета и обеспечивающей абсолютную надежность их поступления (создание электронных терминалов, связанных в одну глобальную сеть, широкое применение таможенной микропроцессорной банковской карты, подача таможенных деклараций через Интернет, проведение электронных таможенных аукционов конфискованных товаров и создание для этих целей веб-сайтов и т.п.).

- Функционирование единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами.

Использование электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

- Дальнейшее проведение мероприятий по противодействию коррупции в таможенной сфере, в том числе разработка комплексной стратегии кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации. В рамках данного направления особое внимание должно быть уделено качеству профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда и престижности профессии.

- Активизация международного сотрудничества по таможенным вопросам, что предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур, обмена оперативно значимой информацией для борьбы с правонарушениями в таможенной сфере, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств.

Приоритетное значение в данном отношении имеет укрепление связей между таможенными органами государств-членов таможенного союза, создание единых информационных ресурсов. [13, с.109]

- Повышение качества таможенного регулирования, которое должно способствовать созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлениям доходов в федеральный бюджет, защите отечественных товаропроизводителей, охране объектов интеллектуальной собственности и оказывать максимальное содействие внешнеторговой деятельности.

- Совершенствование таможенного администрирования, использование таможенными органами таких форм работы, которые должны соответствовать нормам и правилам функционирования мировой торговой системы.

В данном направлении должны быть реализованы меры, направленные, с одной стороны, на обеспечение высокой эффективности таможенного администрирования при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны, решать проблемы, связанные с занижением таможенной стоимости товаров и их недостоверным декларированием участниками внешнеторговой деятельности.

Это, в первую очередь, дальнейшее развитие системы управления рисками, основанной на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков. [4, с.156]

Важное значение для повышения эффективности таможенного администрирования имеет также внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации, в том числе переход на полное электронное декларирование, применение технологий удаленного выпуска, направленных на сокращение общего времени совершения таможенных операций.

 

 

 

 

 

 

2 Таможенные платежи и их  элементы

 

2.1 Понятие и особенности таможенных платежей

 

Базовые вопросы применения таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза определены Таможенным кодексом Таможенного союза, которым приводится классификация таможенных платежей,  устанавливается порядок их исчисления,  определяются плательщики таможенных платежей, моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, устанавливаются сроки их уплаты, регламентируются общие вопросы обеспечения уплаты таможенных платежей, особенности применения таможенных платежей в соответствии с заявленной таможенной процедурой. [4, с.157]

Создание таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан со всей очевидностью и на долгие годы вперед предопределило актуальность исследований по вопросам таможенного права и государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах-участниках таможенного союза.

Образование таможенного союза ЕврАзЭС приводит, на наш взгляд, к созданию уникальной ситуации в российской компаративистике. На смену российскому таможенному праву - отрасли российского законодательства, формировавшейся вокруг Таможенного кодекса Российской Федерации, приходит сложный механизм правового регулирования, в котором представлены три основные уровня:

- международное таможенное право - универсальные таможенные конвенции (Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, иные многосторонние таможенные договоры; нормативные правовые акты, принятые в рамках ГАТТ-ВТО и регулирующие таможенные отношения; общепризнанные нормы и принципы международного таможенного права; правовые акты Всемирной таможенной организации (ранее - Совета таможенного сотрудничества) и т.д.);

- наднационального регулятора, представленного таможенным законодательством таможенного союза ЕврАзЭС и состоящего из Таможенного кодекса таможенного союза, международных договоров, принятых государствами-членами таможенного союза и регулирующих таможенные отношения, которые складываются в таможенном союзе, а также решениями Комиссии ЕврАзЭС (ранее - Комиссии таможенного союза) - постоянно действующего органа экономического и таможенного союза ЕврАзЭС;

Информация о работе Таможенные пошлины и таможенные режимы