Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель - показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

Файлы: 1 файл

курсач редакт.docx

— 116.33 Кб (Скачать файл)

Следующей операцией правового  регулирования в рассматриваемой  сфере является таможенная стоимость  товаров.

Принятый в 1993 г. Закон  Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского  таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения  таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров  для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса  таможенной стоимости.

В последнее время был  выпущен ряд нормативных актов  ГТК, в которых закреплялось распределение  Россией компетенций по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров и другие материалы.

Налоговой базой для целей  исчисления таможенных пошлин, налогов  являются таможенная стоимость товаров  и (или) их количество, что соответствует  правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными  пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу  облагаемых товаров) либо комбинированным  ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном  размере за единицу товаров) при  определении налоговой базы учитывается  количество товаров.

Порядок определения и  заявления таможенной стоимости  определен в ст. 323 ТК РФ. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются.

Таможенное законодательство исходит из того, что процедура  принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в  возможно короткие сроки с целью  недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства  в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно-программной операции.

 

1.3 Таможенная  пошлина: правовая и экономическая  природа, функции и виды

 

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению  таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В правовой и экономической  литературе нет единого представления  о природе таможенных пошлин и  выполняемых ими функций.

Таможенная пошлина в  соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в  настоящее время таможенная пошлина  регулируется ТК РФ, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

а) фискальную, которая относится  к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной  из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая  относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых 28.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу  и применяются обычно при обложении  товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что  они поддерживают одинаковый уровень  защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина  составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании  и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина  в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его  цены. В результате, когда импортные  цены возрастают, уровень защиты внутреннего  рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и  падения импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

В связи со значимостью  финансовой деятельности таможенных органов  РФ необходимо также уяснить и  правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе  данного платежа до настоящего времени  остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина ― есть налог, а другие ― приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный  бюджет, не нарушающий при этом конституционное  право на свободу предпринимательской  деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина  опосредована процессом перемещения  грузов через таможенную границу  РФ и является средством достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина  возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина  в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как  обязанность ее уплаты возникает  лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства 34.

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами ― интересами государства. Обязанность  же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар  на территории России. Наличие такой  альтернативы и определяет особое место  таможенной пошлины.

 

 

 

1.4 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран

 

Для регулирования внешней  торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием  Всемирной торговой организации  таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней  торговли.

Необходимо учитывать, что  основным принципом этой организации  является максимальная либерализация  мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также  следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь  крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования  крупнейших участников международной  торговли.

Таможенный тариф США. Импортный таможенный тариф США  имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и  специфических). Вторая колонка ―  это ставки, установленные Законом  о тарифе 1930 г. и с тех пор  остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего  СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам  Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены  в Законе о торговле). Установленные  законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%.

Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие»  ставки, применяемые к странам, которым  предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам  не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены  тарифные квоты. При ввозе товаров  в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

Ввоз молока, масла, некоторых  видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное  понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных  стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы  преференций (ОСП). США применяют  ОСП с 1976 г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной  квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся  страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы  ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и  торговле. Отдельный продукт выводится  из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского  импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила  предварительно установленную величину (в 1992 г.- 101 млн. долл.).

Перечень товаров и  стран, подпадающих под режим  ОСП, пересматривается ежегодно.

Начиная с 90-х годов США  распространили действие режима ОСП  на Россию. Тарифные льготы предоставляются  при ввозе в Соединенные Штаты  российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной  классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства  и рыбной промышленности. Преференции  не распространяются на текстильные  изделия и предметы одежды, подпадающие  под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты  и готовые изделия из стекла.

Поскольку в рамках СНГ  создана сегодня зона свободной  торговли, товары, 35% стоимости которых  создано в России и странах  СНГ, могут пользоваться в США  преференциальным режимом.

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в  США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный  международными соглашениями об ОСП  сертификат происхождения формы  «А». Выдачу таких сертификатов в  России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД