Таможенно-правовые нормы, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

В процессе перемещения товаров через таможенную границу
возникают многообразные общественные отношения при реализации
политической, международной, экономической, хозяйственной
деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия
участников таких отношений. В противном случае
могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их
участников. Указанные и другие общественные отношения находят
свое выражение через правовые отношения, которые выступают
в качестве юридической формы взаимодействия участников
общественных отношений.

Файлы: 1 файл

6td.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

На таможенной территории могут  находиться иностранные

граждане и лица без гражданства, которые пользуются в Российской

Федерации правами и несут обязанности  наравне с гражданами

Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным

законом или международным договором. Так, Таможенный

кодекс Российской Федерации устанавливает, что декларантом

может быть только российское лицо за некоторыми исключениями.

Действие таможенного права не распространяется в определенной

части в отношении дипломатических  представителей и

некоторых других лиц, которые освобождаются  от уплаты таможенных

пошлин, налогов.

4. Субъекты таможенно-правовых  отношений

Для возникновения правоотношения необходимо наличие

субъекта, т.е. участника правового  отношения, который определяется

нормами права, наделяющими его  какими-либо правами или

обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов

таможенных правоотношений очерчен  в Таможенном кодексе Российской

Федерации: таможенный орган и лица.

Под таможенным органом понимается федеральный орган исполнительной

власти, уполномоченный в области  таможенного контроля (Федеральная  таможенная служба Российской Федерации) и

другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.

Понятие лица включает в себя физических и юридических

лиц, которые могут быть российскими  или иностранными. Под

российскими лицами понимаются юридические  лица, которые находятся

в Российской Федерации и созданы  в соответствии с законодательством

Российской Федерации, и физические лица, постоянно

проживающие в Российской Федерации, в том числе, зарегистрированные

в качестве индивидуальных предпринимателей. В

качестве иностранных лиц рассматриваются  все иные лица, которые

не подпадают под категорию российских лиц. Выделение российских

и иностранных лиц имеет свои правовые последствия. Так,

лишь российскими лицами могут  быть декларанты, таможенные

перевозчики, таможенные брокеры, владельцы  складов временного

хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов

беспошлинной торговли и некоторые  другие.

Исходя из положения Конституции  Российской Федерации,

что таможенное регулирование находится  в ведении федерального

центра, Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает

права и обязанности таможенных органов по осуществлению

таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности.

Для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности

по руководству в области  таможенного управления образована

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

(ФТС России), являющаяся федеральным  органом исполнительной

власти1. Для выполнения возложенных  функций ФТС России наделена

государственно-властными полномочиями, которые реализуются

в соответствующих правовых формах. В пределах своей

компетенции ФТС России вправе издавать индивидуальные правовые

акты и обеспечивать их выполнение.

ФТС России осуществляет возложенные  на него функции непосредственно

или через свои территориальные  органы, к которым относятся региональные таможенные управления, таможни и

таможенные посты, наделенные правами  и обязанностями при проведении

соответствующих таможенных процедур. Таможенный кодекс

Российской Федерации допускает  создание специализированных

таможенных органов, компетенция  которых может не включать в себя правомочия по проведению таможенных процедур либо

они могут осуществлять такие процедуры  лишь в отношении определенных

категорий товаров, например, нефти  и нефтепродуктов,

расщепляющихся материалов, драгоценных  камней и т.д.

Являясь субъектом таможенного  правоотношения, таможенные

органы, обладающие государственно-властными  полномочиями,

занимают особое место в возникшем  таможенно-правовом

отношении, поскольку они представляют государство. В тоже время

другие субъекты такого правоотношения находятся в юридически неравном положении. Обладая правами проведения проверки

документов, досмотра товаров и  транспортных средств, личного

досмотра и т.д., таможенные органы инициируют возникновение

правоотношений.

Участие в таможенном правоотношении как обязательной стороны

таможенного органа не является обстоятельством, свидетельствующим

о том, что такое правоотношение может возникнуть

лишь по инициативе таможенного  органа. Активной стороной во

многих случаях выступают другие субъекты. Например, при ввозе

товаров на таможенную территорию перевозчик, выполняя возложенную

на него обязанность, доставляет товары в таможенный

орган, тем самым инициируя возникновение  правоотношения. При

обжаловании действий таможенного  органа инициатива такого

поведения находится на стороне субъекта, полагающего, что его

права нарушены соответствующими действиями или бездействием

таможенного органа.

Наряду с таможенными органами субъектами таможенных

правоотношений являются физические и юридические лица.

В правовом значении под физическими лицами понимаются

граждане, иностранные граждане и  лица без гражданства. Среди

этой категории лиц следует  выделить физических лиц, правовое положение  которых определяется их служебным  положением в таможенном

органе. В Таможенном кодексе Российской Федерации

присутствуют должностные лица таможенных органов, действия

или бездействие которых заинтересованные лица вправе обжаловать

в установленном порядке. Таким  образом, должностные лица

таможенных органов могут выступать  в качестве субъектов таможенных

правоотношений. В то же время должностными лицами

таможенных органов является юридически ограниченный круг лиц,

который определяется соответствующим  законодательством.

Рассматривая правовое положение  физических лиц в таможенной

сфере, следует иметь в виду, что в соответствии с Конституцией

Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства

пользуются правами и несут  обязанности наравне с гражданами

Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным

законом или международным договором. Таможенный

кодекс Российской Федерации в  ряде положений определяет в качестве субъектов таможенных правоотношений только российских

лиц. Так, лишь российскими лицами могут быть декларанты, которые

могут быть и физическими лицами. В то же время это ограничение не носит абсолютного характера. Таможенный кодекс Российской

Федерации допускает, что декларантами могут быть иностранные

физические лица при перемещении  через таможенную

границу товаров для личных нужд или пользующиеся льготами.

Возможность вступления граждан в  таможенно-правовые отношения

связывается с наличием право-дееспособности. В соответствии

со статьей 60 Конституции Российской Федерации гражданин

может самостоятельно осуществлять в  полном объеме свои

права и обязанности с 18 лет. Возраст, с которым связывается возникновение

таможенно-правовой дееспособности гражданина, в

Таможенном кодексе Российской Федерации четко не определен.

Вопросы о возрасте рассматриваются  в главе «Перемещение товаров

физическими лицами», в частности, товары несовершеннолетнего

лица в возрасте до 16 лет декларируются  одним из родителей,

усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим.

Анализируя данную норму можно  прийти к выводу, что физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, может выступать в качестве

декларанта, т.е. он обладает дееспособностью  и своими действиями

может приобретать и осуществлять права и создавать для

себя и исполнять обязанности  таможенно-правового характера.

Таможенный кодекс Российской Федерации  в ряде положений

устанавливает, что права и обязанности  граждане могут приобретать

через своих представителей. Таможенный кодекс Российской

Федерации содержит положения, в соответствии с которыми представители

могут принимать участие в проведении таможенного

оформления, осуществлять операции с товарами, находящимися

на временном хранении и т.д.

Наряду с физическими лицами субъектами таможенных правоотношений

могут выступать юридические лица, которые должны

отвечать признакам, указанным  в Гражданском кодексе Российской

Федерации.

Положения о правоспособности и  дееспособности полностью

относятся и к юридическим лицам, которые могут иметь права,

соответствующие целям деятельности, предусмотренные в их учредительных  документах, и нести связанные  с этой деятельностью

обязанности. Возникновение право-дееспособности юридического

лица начинается с момента его  государственной регистрации

и прекращается с его ликвидацией  после внесения об этом записи

в единый государственный реестр юридических  лиц.

В качестве субъектов таможенно-правовых отношений могут

выступать перевозчики, экспедиторы, владельцы складов временного

хранения, декларанты, таможенные брокеры, владельцы таможенных

складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли,

другие заинтересованные лица.

Нормы таможенного права определяют правовой статус лиц,

который основывается на положении, в  соответствии с которым

все лица на равных основаниях имеют  право на перемещение товаров

и транспортных средств через таможенную границу в порядке,

установленном Таможенным кодексом Российской Федерации.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства либо

осуществляющие операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, обязаны представлять документы, необходимые

для таможенного контроля. Лица, перечисленные  в Таможенном

кодексе Российской Федерации, обязаны по требованию таможенных

органов представлять отчетность о  хранящихся, перевозимых,

реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах.

В целях налогообложения и обработки  экономической информации

лица обязаны представлять таможенные декларации.

Лица, перемещающие товары через таможенную границу, обязаны

соблюдать законодательство об охране окружающей среды,

общественной безопасности, здоровья населения и потребителей

товаров, ветеринарных и фитосанитарных норм и т.д. Таможенные

органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль

соблюдения соответствующего законодательства и могут применять

к его нарушителям меры, принудительного  воздействия, например,

запретить выпуск товаров, обязать  вывезти товары, запрещенные

к ввозу.

Таможенный кодекс Российской Федерации  содержит положения,

которые обязывают лиц получить в таможенных органах

документы, на основе которых возможно занятие определенным

видом деятельности. Так, деятельность юридических лиц в качестве

таможенных перевозчиков, владельцев складов временного

хранения и таможенных складов, таможенных брокеров допускается

при условии включения их в Реестр таможенных перевозчиков,

владельцев складов и т.д.

Наличие общего в содержании таможенно-правового  статуса

субъектов правоотношений в таможенной сфере сочетается с его

особенностями, имеющимися в статусе  физических и юридических

лиц. Правовое положение физических и юридических лиц различно. Таможенный кодекс Российской Федерации отдельно регулирует

перемещение физическими лицами товаров, предназначенных

для личного пользования, соответственно права и обязанности

таких лиц существенно отличаются от прав и обязанностей юридических  лиц, которые перемещают товары и  транспортные средства

в целях предпринимательской деятельности. Так, деятельность таможенных

перевозчиков, владельцев складов  временного хранения, таможенных складов и таможенных брокеров допускается при условии

их включения соответственно в  Реестр таможенных перевоз

чиков, Реестр владельцев складов  временного хранения, Реестр

владельцев таможенных складов  или Реестр таможенных брокеров.

Таможенный кодекс Российской Федерации  определяет компетенцию

таможенных органов, которые не вправе вмешиваться в

хозяйственную деятельность лиц. Таможенные органы осуществляют

контроль исполнения законодательства, регулирующего таможенно-правовые отношения. В ряде случаев нормы Таможенного

кодекса Российской Федерации содержат запрещения для таможенных

органов требовать от лиц, перемещающих товары и

транспортные средства через границу, например, сведений, не предусмотренных

законом.

Таможенный  кодекс Российской Федерации содержит гарантии

соблюдения  прав субъектов рассматриваемых  правоотношений.

Данные  гарантии связываются с возможностью обжалования

действий  или, наоборот, бездействия таможенных органов и их

должностных лиц. Закон устанавливает два  порядка обжалования:

судебный  и по подчиненности таможенных органов  и их должностных

лиц. Допускается  обжалование нормативных правовых актов.

Такие правовые акты, затрагивающие права, свободы  и законные

интересы  граждан и организаций могут  быть обжалованы в

Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с гражданским

процессуальным  законодательством. Нормативные правовые

Информация о работе Таможенно-правовые нормы, понятие и виды