Таможенно-правовые нормы, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

В процессе перемещения товаров через таможенную границу
возникают многообразные общественные отношения при реализации
политической, международной, экономической, хозяйственной
деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия
участников таких отношений. В противном случае
могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их
участников. Указанные и другие общественные отношения находят
свое выражение через правовые отношения, которые выступают
в качестве юридической формы взаимодействия участников
общественных отношений.

Файлы: 1 файл

6td.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой

качества товаров или безопасности их потребления, запрещены

к их использованию в любой форме).

В структуре нормы таможенного  права содержатся такие элементы,

как гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована

норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция,

содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей

и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции.

Статьи Таможенного кодекса  Российской Федерации содержат в

основной массе развернутую  регламентацию прав и обязанностей

участников правоотношений и условий, при которых они действуют,

т.е. диспозиции и гипотезы соответствующих  норм. Санкции к

этим нормам обычно выделены в отдельные  статьи Таможенного

кодекса Российской Федерации или  других актов. Так, статья 329

Таможенного кодекса Российской Федерации  устанавливает сроки

уплаты таможенных платежей, в то же время санкция за несвоевременную

уплату платежей содержится в статье 349 Таможенного

кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении норм таможенного  права с точки зрения

детальности правовой регламентации  регулируемых отношений,

выбора вариантов поведения  необходимо отметить, что в таможенном

праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы не допускающие

отступлений от правил, содержащихся в них. Императивные

нормы характерны для норм публично-правового  регулирования,

в том числе таможенного права, где стороны находятся в

неравном в правовом смысле положении. Большинство норм Таможенного

кодекса Российской Федерации выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав

и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности

выбора вариантов поведения.

Преобладание императивных норм не исключает наличие в

таможенном праве норм, предоставляющих  участникам правоотношения

возможность определить или конкретизировать права и

обязанности, так называемых диспозитивных  норм. Так, лицо вправе

в любое время выбрать таможенный режим, установленный Таможенным

кодексом Российской Федерации, или  изменить его на

другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать

норму, в соответствии с которой  после прибытия товаров и представления

таможенному органу документов на товары последние

могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного

хранения, заявлены к определенному таможенному режиму

либо под процедуру внутреннего  таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары само определяет свои действия.

По степени определенности в  таможенном праве преобладают

абсолютно-определенные нормы.

Относительно-определенные нормы в силу публично-правового

характера таможенного права практически  не используются в

регулировании правоотношений.

В таможенном праве бланкетные нормы, т.е. нормы прямо не

содержащие конкретного правила  поведения, не находят такого

широкого распространения, как, например, в уголовном или административном

праве. Тем не менее они используются для регулирования

определенных правоотношений, предусматривая наличие

других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах.

Так, Таможенный кодекс Российской Федерации содержит нормы

о соблюдении запретов и ограничений  при перемещении товаров

через границу, не раскрывая их содержания. Чтобы убедиться в наличии  таких запретов и ограничений  следует обратиться к соответствующему

законодательству, регулирующему, например, оборот

наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.

3. Пределы действия  норм таможенного права

Необходимыми условиями применения нормативных правовых

актов, регулирующих таможенные правоотношения, является

действие, т.е. возможность или необходимость применения содержащихся

в них норм права, во времени, по территории и по кругу

лиц, на которых распространяются эти акты.

Определение времени, с которого начинается действие нормативного

правового акта, связывается с моментом вступления его

в силу, что, в свою очередь, предполагает различные подходы к

установлению порядка придания ему обязательной силы1. Согласно

общему порядку вступление нормативного правового акта в силу

связывается с датой его официального опубликования. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают

в силу одновременно на всей территории Российской Федерации

по истечении 10 дней после дня  их официального опубликования,

указы Президента Российской Федерации  вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Порядок вступления в силу постановлений  Правительства

Российской Федерации обусловлен характером их содержания.

Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека

и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных

органов исполнительной власти, а  также организаций, вступают

в силу по истечении 7 дней после дня  их первого официального

опубликования

Таможенный  кодекс Российской Федерации устанавливает, что

акты таможенного  законодательства, т.е. федеральные законы, вступают

в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их

официального  опубликования, за исключением случаев, которые

будут рассмотрены  отдельно. Такой порядок вызван тем, что процесс

перемещения товаров может занимать довольно продолжительное

время, в  связи с чем участники внешнеторговых связей

должны  быть уверены в стабильности законодательства, регулирующего

данные  правоотношения, и могли бы рассчитывать на

совершение  определенных действий с учетом срока  вступления в

силу новых законов.

Запреты, ограничения  или требования в части порядка  и правил

перемещения товаров через таможенную границу, которые устанавливаются

иными правовыми  актами (указами Президента

Российской  Федерации, постановлениями Правительства  Российской

Федерации), вводятся в действие не ранее чем по истечении

одного  месяца со дня их официального опубликования. Рассматриваемые

нормативные акты могут вводиться в действие в иные

сроки, если положения актов законодательства, на основании и во

исполнение  которых издаются эти акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, предусматривают введение

их в  действие в более короткие сроки. Кроме того, Таможенный

кодекс  Российской Федерации может предусматривать  специальный порядок введения в  действие запретов, ограничений или

требований.

Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной

власти  вступают в силу по истечении 10 дней после дня

их официального опубликования за исключением случаев, предусмотренных

пунктом 3 статьи 5 Таможенного кодекса  Российской

Федерации.

В ряде случаев Таможенный кодекс Российской Федерации

устанавливает специальный порядок  вступления в силу нормативных

правовых актов федеральных  органов исполнительной власти,

в частности, федеральных министерств, в компетенцию которых

входит правовое регулирование  в таможенной сфере. Так, в

соответствии с пунктом 3 статьи 63 Кодекса нормативные правовые

акты, устанавливающие перечни  документов и сведений, необходимых

для таможенного оформления, вступают в силу не ранее

чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования

с учетом положений, содержащихся в  пункте 3 статьи 5 Кодекса.

Такой же порядок вступления в силу нормативных правовых

актов, содержащих сведения, подлежащих указанию в таможенной

декларации (пункт 7 статьи 124), или  устанавливающих места декларирования

отдельных видов товаров (пункт 4 статьи 125).

Процесс перемещения товаров может  происходить достаточно продолжительное  время, включающее в себя ряд этапов прохождения

товаров, например, начиная от пересечения таможенной

границы до выпуска для распоряжения в соответствии с избранным

таможенным режимом. В связи  с этим возникают вопросы о

применении законодательства, например, об уплате таможенных

платежей, о запретах и ограничениях на перемещение товаров. По

общему правилу, содержащемуся  в статье 7 Таможенного кодекса

Российской Федерации, в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного  регулирования и запреты и  ограничения, установленные

законодательством о государственном регулировании

внешнеторговой деятельности, а  также акты законодательства о

налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации,

если не установлено иное.

Нормативный правовой акт регулирует правоотношения, возникшие

после вступления его в силу, однако в нормотворческой

практике возникает необходимость  расширить пределы его действия

во времени. Речь идет о придании нормативному правовому

акту «обратной силы», т.е. распространение  его действия на правоотношения,

возникшие до издания такого акта. Так, постановлением

Правительства Российской Федерации  от 23.10.98 № 1235

«О мерах по ускорению таможенного  оформления технологического

оборудования, находящегося на складах  временного хранения

и таможенных складах» устанавливался отдельный порядок

таможенного оформления предназначенного для изготовления

продукции и оказания услуг технологического оборудования, ввезенного

на таможенную территорию Российской Федерации до 31

декабря 1998 года, в том числе  ввезенного и в предшествовавшие

годы1.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской

Федерации акты таможенного законодательства, устанавливающие

новые обязанности или ухудшающие положение лиц, перемещающих

товары и транспортные средства через таможенную

границу, не могут иметь обратной силы. В то же время акты таможенного

законодательства, улучшающие положение  указанных лиц,

имеют обратную силу.

Пределы действия нормативного акта во времени предполагает

прекращение его действия либо путем  отмены его последующим

актом, либо по истечении срока, который был обозначен при

принятии нормативного акта. Наиболее часто в практике встречается

последующая отмена действия нормативного акта. Так, Федеральным

законом «О введении в действие Кодекса  Российской

Федерации об административных правонарушениях» признаны

утратившими силу ряд статей и глав Таможенного кодекса Российской

Федерации2 в редакции 1993 года.

Нормативные правовые акты действуют  в определенном пространстве,

которое связывается с территорией  государства, где они

приняты.

Действие таможенного права имеет место в пространственных

пределах таможенной территории Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что таможенная территория, являясь экономической  категорией, содержит отличительные  признаки от государственной

территории, чем и вызвано существование этого понятия.

Таможенная территория Российской Федерации включает

сухопутную территорию Российской Федерации, территориальные

и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также

находящиеся в исключительной экономической  зоне и на континентальном

шельфе Российской Федерации искусственные  острова,

установки, сооружения, над которыми Российская Федерация

обладает юрисдикцией в отношении  таможенного регулирования.

На территории Российской Федерации  могут находиться особые

экономические зоны, которые являются частью ее таможенной

территории. В то же время товары, помещенные в такие зоны,

рассматриваются как находящиеся  вне таможенной территории

Российской Федерации при применении налогообложения, а также

запретов и ограничений. Например, особая экономическая зона

создана в Калининградской области. Данная экономическая зона

является частью государственной  и таможенной территории Российской

Федерации, но в отношении взимания таможенных пошлин

и иных платежей, уплачиваемых при  ввозе в зону и вывозе из зоны

товаров, установлены свои особенности1, которые применяются

только в этой экономической  зоне.

Говоря о применении таможенного  законодательства в пределах

таможенной территории, следует  отметить возможность применения

нормативных актов к товарам, находящимся за пределами

Российской Федерации. Так, товары, вывезенные с таможенной

территории Российской Федерации  с целями временного вывоза или для  переработки вне таможенной территории, допускается

поместить под процедуру экспорта, т.е. вывоза без цели их последующего

возврата в Российскую Федерацию.

Действие нормативных актов, регулирующих таможенные

правоотношения, по кругу лиц определяется их территориальным

действием, т.е. таможенное право распространяется на всех лиц

(физических, юридических), находящихся на таможенной территории

Российской Федерации. Согласно Конституции  Российской

Федерации государство гарантирует  равенство прав и свобод человека

и гражданина независимо от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств.

Информация о работе Таможенно-правовые нормы, понятие и виды