Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу.
Задачи дипломной работы:
1) Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности;
2) Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности;
3) Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
4) Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность;
5) Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 5
1.1 Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. 5
1.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. 14
1.3 Понятие и принципы таможенного контроля, его роль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 36
2.1 Организация деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в Приволжском таможенном управлении. 36
2.2 Анализ деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, подчиненных Приволжскому таможенному управлению. 42
2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. 49
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 69
3.1 Проблемы системы таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 69
3.2 Методические предложения по повышению эффективности таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ. 93

Файлы: 1 файл

Zaschita_obektov_intellektualnoy_sobstvennosti.docx

— 407.70 Кб (Скачать файл)

Одной из важных составляющих для анализа деятельности, подчиненных ПТУ таможенных органов по обеспечению защиты прав на интеллектуальную собственность является количество ОИС, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров.

За период с 2012 года по 2014 год таможенными органами, подчиненными ПТУ были приняты меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих 456 ОИС. Стоит отметить, что в настоящий момент, как указывалось ранее, таможенные органы наделены полномочиями по приостановлению выпуска товаров, содержащих ОИС как внесенных в ТРОИС, так и невнесенных в ТРОИС. Так, за аналогичный период таможенными органами, подчиненными ПТУ был приостановлен выпуск товаров, содержащих 352 ОИС, внесенных в ТРОИС; содержащих 104 ОИС, не внесенных в ТРОИС. Рассмотрим в годовом разрезе приостановление выпуска товаров, содержащих ОИС в период с 2012 года по 2014 год (Приложение 2).

Из гистограммы, мы наблюдаем, что количество ОИС, в отношении которых таможенными органами было принято решение о приостановлении выпуска возросло в 2014 году (221 ОИС) на 137,6% по сравнению с 2013 годом (93 ОИС), и на 55,6% по сравнению с 2012 годом (142 ОИС). Стоит отметить, что доля реестровых ОИС, по которым принято решение о приостановлении выпуска сократилась в 2014 году составила – 76,92%, тогда как в 2013 году – 74,19%, а доля не реестровых ОИС, по которым принято решение о приостановлении выпуска выросла с 20,4% в 2012 году, до 23,1% в 2014 году. Такая динамика относительно реестровых ОИС связана с тем, что в 2014 году наиболее часто принимались решения в отношении товарных знаков: ABB – 15; Volvo – 12; Камаз – 10, а в 2012 году – в отношении товарных знаков: Valeo; Mercedes, SONY.

Еще одной важной составляющей является соотношение принятых и отмененных решений о приостановлении выпуска товаров, содержащих ОИС. Рассмотрим это в отдельно в отношении ОИС, внесенных в ТРОИС и не внесенных в ТОИС – Рис.3.

Рис.3. Соотношение количество решений о приостановлении выпуска с количеством отмененных решений о приостановлении ОИС, внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. 

Так, в 2012 году количество отмен в отношении ОИС от общего количества принятых решений составило 82,3%; в 2013 году – 86,96%; в 2014 году – 83,53%. Видно, что более половины решений о приостановлении выпуска товаров, содержащих реестровые ОИС было отменено. Большое количество отмен о приостановлении в отношении ОИС за изучаемый период связано с тем, что декларант получает разрешение осуществить ввоз товаров, содержащих ИС исключительное право, на которое принадлежит правообладателю, а также связано с тем, что правообладатель зачастую не реагирует на сигналы таможенных органов.

Аналогичная динамика наблюдается и в отношении не реестровых ОИС. Так, за аналогичный период была отменена половина решений о приостановлении выпуска товаров – Рис.4.

Рис.4. Соотношение количество решений о приостановлении выпуска с количеством отмененных решений о приостановлении ОИС, не внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Из данных видно, что в 2012 году количество отмененных решений о приостановлении выпуска товаров составляет 55,2% от общего количества решений, принятых таможенными органами о приостановлении выпуска товаров; в 2013 году – 12,5%; в 2014 году – 66,6%.

Сравнивая количество отмен о приостановлении выпуска товаров, содержащих ОИС, внесенные в реестр, с ОИС, не внесенными в ТРОИС по соответствующим годам получим:

  • в 2012 году количество отмен по реестровым ОИС в 5 раз больше чем по нереестровым ОИС;

  • в 2013 году количество отмен по реестровым ОИС больше чем по нереестровым ОИС в 20 раз;

  • в 2014 году количество отмен по реестровым ОИС в 4 раз больше чем по нереестровым ОИС.

Таким образом, количество отмененных решений о приостановлении выпуска товаров, содержащих реестровые ОИС больше, чем не реестровых ОИС. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что на территорию Российской Федерации часто ввозится оригинальная продукция без санкции правообладателя. Впоследствии правообладатель выдает разовое разрешение на ввоз товаров или включает участника внешнеэкономической деятельности в список уполномоченных импортеров. Так, например, правообладатель товарного знака Valeo выдавал исключительно разовые разрешения одному и тому же лицу, ввозящему товары по одному и тому же контракту, до тех пор, пока не включили данную организацию в качестве уполномоченного импортера. Кроме того, следует отметить, что достаточно часто таможенными органами принимаются меры в отношении всей номенклатуры изделий, для которой зарегистрирован ОИС, в том числе продукции бывшей в употреблении. Например, основная номенклатура товаров, обозначенных товарным знаком Mercedes, по которым таможенными органами, подчиненными ПТУ были приняты меры по защите ИС составляла транспортные средства (автомобили) и запасные части, бывшие в употреблении. Позднее правообладатель указал о неприменении мер по защите прав ИС в отношении данной категории товаров.

Анализируя деятельность таможенных органов по обеспечению защиты прав правообладателей нельзя не отметить результативность принятия мер – привлечение к ответственности, установленной Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административном правонарушении (далее – АП), предусмотренных частью 1 статьи 14.10 – незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (5); частью 1 статьи 7.12 – ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (5).

За период с 2012 по 2014 гг. в регионе деятельности ПТУ по итогам приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС было возбуждено 108 дел об АП. Наибольшее количество из этого массива составляют дела по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ, поэтому нами будет рассмотрена статистика дел именно по этой статье – Рис.5.

Рис.5. Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по итогам приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.  

Из данных на гистограмме видно, что наибольшая результативность в 2013 году была достигнута при принятии мер в отношении товаров, содержащих ОИС, не внесенных в ТРОИС. Так, в 2013 году доля дел об АП, возбужденных таможенными органами по итогам применения мер в соответствии со статьей 308 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации составила 70%; в 2014 году – 37,78%. Видно, что в 2014 году доля дел об АП возбужденных по итогам принятия решений о приостановлении выпуска товаров в соответствии со статьей 308 указанного ранее закона сократилась по сравнению с предыдущим годом на 32,22%. Это связано с тем, что некоторые правообладатели в ответных письмах указывают, что ввозимые товары, хотя и не являются оригинальными и обладают признаками контрафакта, но ввиду малозначительности ущерба и заключения лицензионного соглашения просят освободить лицо от административной ответственности. В других случаях правообладатель указывает, что не возражает против ввоза на территорию Российской Федерации задержанных товаров, и просит не применять к лицу, осуществившему ввоз административные меры.

В заключение следует добавить, что таможенные органы, подчиненные ПТУ оперативно реагируют на нарушения в сфере ИС и своевременно уведомляют правообладателей о случаях нарушения их исключительных на ОИС. Однако, как показывает практика, правообладатели часто просто не реагируют на сообщения таможенных органов или выдают разрешения на выпуск товаров, содержащих признаки контрафакта на территорию Российской Федерации.

 

2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности.

Важной составляющей деятельности таможенных органов по исполнению какой-либо функции является результат и соответственно его оценка. Так, например, оценка исполнения фискальной функции таможенных органов является сумма денежных средств (таможенные пошлины, налоги и иные платежи) которые перечисляются в федеральный бюджет. Что касается обеспечения защиты исключительных прав правообладателей, то их деятельность в этом направлении оценивается количеством изъятой контрафактной продукции.

Для оценки исполнения функций таможенных органов разработаны показатели эффективности деятельности, которые представляют собой сборник контрольных значений показателей на текущий год с приложением методик их расчета (33, с.66). По-другому их принято называть контрольными показателями эффективности деятельности (далее – КПЭД). КПЭД позволяет произвести оценку конечных результатов, которые были достигнуты в деятельности. Стоит отметить, что помимо КПЭД предусмотрены также и аналитические показатели эффективности деятельности таможенных органов (далее – АПЭД). Они в отличие от КПЭД позволяют произвести качественную и количественную оценку определенной стороны деятельности. И КПЭД, и АПЭД утверждаются соответствующим Приказом ФТС России ежегодно.

Проведем оценку ПТУ и подчиненных ему таможенных органов по обеспечению защиты прав на интеллектуальную собственность. Для начала рассмотрим АПЭД ПТУ и подчиненных ему таможенных органов. АПЭД отражает качественную составляющую защиты прав на ИС таможенными органами – сумму ущерба, который мог быть нанесен правообладателю. Согласно приказу ФТС России от 23 января 2015 года №112 «Об аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2015 год» утверждена методика расчета АПЭД. Расчет показателя осуществляется сложением сумм ущерба, нанесенного правообладателям, по каждому выявленному в отчетном периоде случаю перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности. Сумма ущерба, нанесенного правообладателям, рассчитывается (в тыс. рублей с точностью до двух знаков после запятой) путем умножения количества выявленных товаров (в единицах учета) на цену подлинных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (как включенные, так и не включенные в ТРОИС).

В АПЭД включаются товары, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

  1. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 статьи 7.12 или ст.14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

  1. судом установлено, что товары, являющиеся предметом АП или преступления в области таможенного дела, являются контрафактными;

  1. правообладателем подан гражданский иск в отношении лица, перемещающего товары;

  1. заявлена таможенная процедура уничтожения, в том числе в соответствии со ст. 310 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», или по согласованию с правообладателем заявлена таможенная процедура реэкспорта;

  1. уполномоченными органами принято решение о наложении ареста или об изъятии товаров в рамках уголовного дела или дела об АП, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;

  1. судом принято решение о том, что товары являются бесхозяйными и контрафактными (по заявлению таможенного органа), и впоследствии товары уничтожены в соответствии с актом уничтожения (по согласованию с правообладателем и при наличии экспертного заключения о контрафактности).

Фактическое значение рассчитывается по формуле 1.1:

 

Ki – количество выявленных контрафактных товаров в единицах учета (кг, штук, л, кв.м и др);

Pi – цена оригинальных товаров (рыночная цена товаров, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается при их реализации на внутреннем рынке при правомерном использовании объекта интеллектуальной собственности);

N – количество случаев выявления товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности.

Итоговое значение показателя Sитог.  рассчитывается (в тыс.  руб.  с точностью до двух знаков после запятой) путем корректировки показателя S с учетом вступивших в законную силу в течение отчетного периода решений судов и решений, принятых по делам об АП, по формуле 1.2:

(1.2)

Sсуд – стоимость товаров, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда не установлено нарушение прав интеллектуальной собственности, тыс. руб.;

SАП – стоимость товаров, являвшихся предметом АП на момент возбуждения дела об АП (в случае принятия таможенным органом решения о прекращении дела об АП), тыс. руб.

За период с 2012 года по 2014 год в регионе деятельности ПТУ сумма, предотвращенного ущерба, который мог быть нанесен правообладателям, составила 505,14 млн. рублей. В разрезе по годам сумма предотвращенного ущерба представлена на гистограмме – Рис. 6.

 

Рис.6. Сумма фактически предотвращенного ущерба который мог быть нанесен правообладателю в сравнении с плановым значением, тыс. рублей (на уровне регионального таможенного управления).

Видно, что в 2012 году было достигнуто наибольшее значение – 364 074,8 тыс. рублей, что превысило показатель 2013 года в 4 раза, а 2014 года в 6 раз. Также следует отметить, что на протяжении всего изучаемого периода плановое значение, устанавливаемое для ПТУ, перевыполняется. Так, в 2012 году плановое задание составляло 13 000 тыс. рублей, в 2013 году – 15 000 тыс. рублей, в 2014 году – 40 000 тыс. рублей. Соответственно плановое задание в 2012 году было выполнено на 2800,57% (превысило в 28 раз), в 2013 году – 556,15% (превысило в 5,5 раз), в 2014 году – 144,09% (превысило в 1,5 раз). Таким образом, можно констатировать, что ПТУ выполняет плановые задания, устанавливаемые ФТС России. Что касается уровня таможен, то здесь стоит сказать, что на данном уровне не всегда удается выполнять установленные плановые задания, в качестве примера рассмотрим 2014 год – Рис.7.

Информация о работе Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв