Таможенно-баковский валютный котроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля 4
1.1 Объекты и субъекты валютного контроля 6
2. Сущность экспортных операций 9
2.1 Валютный контроль экспортных операций 9
3. Система валютно-экспортного контроля 12
3.1 Порядок оформления паспорта сделки 13
3.2 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция  направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией  активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система валютно-экспортного контроля

 

Валютно-экспортный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки (смотри Схему 1). Основой этого механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Совместной  Инструкцией  Банка  России  и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 октября 1993 г. № 19 и № 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция) предусмотрено оформление экспортером Паспорта сделки (ПС), являющегося базовым документом  валютного  контроля  и содержащего сведения о внешнеторговой сделке, необходимые  для осуществления этого контроля.

С подписанием ПС экспортер  принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС,  условиям контракта, на основании которого был оформлен данный ПС, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен ПС (пункт 3.2 Инструкции).

 

3.1 Порядок оформления паспорта сделки

 

 

Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления  сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте РФ. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт, т.е. экспортером. Для оформления ПС экспортер предъявляет контракт (оригинал или копию с печатью, заверенную первым лицом) в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет ПС, в котором приводится краткое содержание условий контракта.

По каждому  заключенному контракту оформляется  один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в  котором должна поступить выручка  от импортера - нерезидента.

Одновременно  с заполнением и подписанием  паспорта сделки экспортер представляет в банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи  по счету экспортера, скрепленную  печатью экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:

  • полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;
  • зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.

Банк рассматривает  представленные ему документы (проверяет  соответствие данных паспорта сделки условиям контракта, соответствие подписи на паспорте сделки образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера) и подписывает представленные экспортером экземпляры паспорта сделки.

Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру, второй экземпляр служит основанием для открытия банком досье. Досье формируется по каждому паспорту сделки. Представляет собой подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки, в которое он помещается для хранения.

С подписанием  паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.

Банк имеет  право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в ПС;
  • несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего российского законодательства;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке;
  • отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки в установленном порядке.

После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр  паспорта сделки вместе с оригиналом или копией контракта, второй экземпляр  хранится в банке.

3.2 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту

 

 

Таможенные  органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к другим документам, предусмотренным  российским законодательством, ксерокопии ПС, заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копии с декларации на товары (ДТ) на оформляемый груз.

Таможенные  органы контролируют соответствие данных ПС и данных, заявленных в ДТ, и при отсутствии расхождений заверяют ПС. На основании ДТ составляется учетная карточка (далее УК) таможенно-банковского контроля (документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом, экспортируемом по контракту товаре). На основе УК в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления па транзитные счета экспортеров валютной выручки от экспорта товаров.

Экспортер после  поступления на его валютный счет выручки от экспорта товаров отдельной строкой указывает номер и дату ПС и УК, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, то указываются реквизиты только ПС).

Положением  предусматривается ответственность  как экспортера за несвоевременное  предоставление необходимой документации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции.

Банк ПС в  день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в  порядке, изложенном в приложении 3 к настоящему Положению, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:

  • паспорте сделки, порядок оформления которого установлен нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации;
  • реестре внесения и возврата сумм резервирования по валютной операции, осуществленной по контракту, по которому оформляется паспорт сделки, порядок ведения которого установлен нормативным актом Банка России о порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций.

В случаях если нормативным актом Банка России установлено требование о формировании и ведении в электронном виде баз данных банк ПС самостоятельно устанавливает порядок формирования и ведения баз данных, ведомость может формироваться банком ПС в автоматизированном режиме на основании информации, содержащейся в этих базах данных.

Информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС, вносится банком ПС в ведомость  в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов.

Банк ПС формирует  раздел VI ведомости в день внесения в нее информации в соответствии с пунктом 3.3 Положения и обновляет  указанный раздел не реже одного раза в месяц в случае установления требования о резервировании в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

В целях представления  резидентом ведомости органам валютного  контроля на основании письменного  заявления резидента, составленного  в произвольной форме, банк ПС передает резиденту ведомость на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за датой получения указанного в настоящем пункте заявления резидента.

После передачи резиденту ведомости на бумажном носителе ответственным лицом банка ПС на указанном заявлении резидента проставляется отметка о получении резидентом ведомости, и заявление резидента помещается в досье по паспорту сделки.

Передаваемая  резиденту ведомость должна быть подписана ответственным лицом  банка ПС и заверена печатью банка ПС.

Одновременно  с закрытием досье по паспорту сделки в порядке, установленном  нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов  сделок, банк ПС формирует ведомость  на бумажном носителе, заверяет ее в порядке, установленном пунктом 3.5 Положения, и помещает ее в досье по паспорту сделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время единственной в стране системой сплошного автоматизированного  контроля является система валютного контроля в отношении экспорта, импорта товаров и бартерных сделок, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Ею охвачено до 80 % экспортных операций и большинство импортных и бартерных операций.

Страны в мировом  сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства  в  области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность перекачивать капитал заграницу.

В настоящее время  типичными нарушениями в  области  контроля за поступлением выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки на счета в иностранные банки без лицензии Банка России; незачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ.            

 Исторически сложилось,  что наша страна обладает большими  природными  ресурсами, поэтому экспорт России  в   основном  является ресурсным, до 90% приходится на них. В основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные и цветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается, что необходимо развивать новые приоритетные направления в экспорте, такие как  торговля машинами и оборудованием, оружием, технологиями. Это позволит не только получить больше прибыли и экспортной  выручки , но и поднять и развить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге, превратить Россию в действительно сильное государство.

Введенная в  начале 90-х годов система таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) за внешнеторговыми операциями с расчетами в иностранной валюте, а с 2000 года и в валюте РФ, дала свои определённые результаты. Объем незаконного вывоза капитала из России сократился в несколько раз, снизился процент нерепатриации экспортной валютной выручки, увеличилось поступление валюты в страну, вырос объем таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Конституция  Российской Федерации.

2. Федеральный  закон от 08 декабря 2003г. № 164 - ФЗ (ред. от 06.12.2011г.) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

3. Федеральный  закон от 10 декабря 2003г. № 173 - ФЗ (ред. от 06.12.2011г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».

4. Таможенный  кодекс Таможенного Союза.

5. Инструкция ЦБ РФ от 4 июня 2012г. № 138 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

 


Информация о работе Таможенно-баковский валютный котроль