Таможенная реформа в середине 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_1 (1).doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

В годы правления Алексея Михайловича  государство стремилось к совершенствованию  таможенного законодательства, в  котором видело защиту национальных интересов России. Они вошли в историю как годы таможенных реформ: Именной указ 1653 года, Именной грамоты 1654 года. Отменена откупная система. В это время широко велась борьба со «лжетаможенниками», за которыми часто высылались целые стрелецкие полки4.

По мере становления  Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины  собирались также на сельских торжках  и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.5

Организационная структура таможен была очень простой. В штатах таможен имелись целовальники. В зависимости от важности таможни их численность составляла от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служилые люди и черносошные крестьяне. Их так же, как и таможенного голову избирали посадские люди и уездные крестьяне. Они также принимали присягу. В их обязанности входили оценка и сбор пошлин. На таможне были также подъячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные другие документы и получали жалование за счёт сбора с "писчей деньги".

Управление таможнями  в XVII веке осуществлялось пятью таможенными органами: Четверть, Разрядный приказ, Приказ большого прихода, Сибирский приказ и Приказ Казанского дворца. Эти органы издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В них же поступали таможенные сборы и отчёты о работе таможен.

В управлении таможен  принимали участие и воеводы. Они осуществляли общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин.

До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь.

Таким образом во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. В документах того времени говорится о том, что воеводам было запрещено "ведать" таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.

 

Глава III. Таможенное регулирование по новоторговому уставу

1667 г.

3.1 Торговый  устав 1653г. и причины таможенного регулирования

25 октября (4 ноября) 1653 г. царём Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров», положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси.

Рост внутренней и внешней торговли России требовал установления определённых правил провоза  товаров и уплаты государственной  казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. Основой для выработки уставной таможенной грамоты (Торгового устава) стала челобитная торговых верхов, поданная в августе 1653 г. Торговые люди Москвы и других городов требовали предоставления им права конфискации товаров, не объявленных в таможне; обязательной выдачи «выписей» с перечислением товаров торговцам, едущим в другие города; предоставления права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли6.

Принятый 25 октября (4 ноября) 1653г. Торговый устав отменил множество мелких торговых сборов, сохранявшихся ещё от времени феодальной раздробленности, и взамен их ввёл одну так называемую рублёвую пошлину: по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Отменялись различные проезжие пошлины, которые русские купцы платили при провозе товара через внутренние города, в то же время сохранялись сборы на гостиных дворах и переправах через широкие реки. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России, что свидетельствовало о намерении правительства царя Алексея Михайловича поощрять отечественную торговлю. Иностранные купцы были обязаны платить 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

В Уставе были определены наказания за нарушение таможенных правил: «А для утаённых товаров  таможенным головам и целовальникам  посылать на дворы ко всяких чинов  людем и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был. А которые всякие чинов торговые люди учнут товары свои, жемчуг и каменье, золото и серебро, и всякие узорочные и висячие и невисячие товары таити и продажной цены у товаров убавливати: и у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя безповоротно. А которые торговые люди объявятся с утаёнными товары и с убавочною ценою в другой ряд, или в третий; и тем людем, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно».

В 1654г. на основе Торгового устава была составлена уставная грамота, согласно которой запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов, а вскоре началось наступление на привилегии иностранных купцов, которым разрешалась только оптовая торговля, и то в приграничных городах. Розничная торговля, таким образом, ограждалась от иностранной конкуренции7.

В итоге можно  сказать, что указанные положение сыграли важную роль в становлении таможенного законодательства и таможенного дела, и положили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

 

3.2 Нововведения в таможенной сфере по Новоторговому уставу

1667 г.

Новый торговый устав 1667 года стал первой в истории  национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях  таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны.

Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, с которой к этому времени  окончательно слились ранее упраздненные «подужное, мыты, и сотое, и тридцатое, и десятое, свальное, складки, и повороты, и статейныя, и мостовое, и гостиное, и иные всякие статьи». Ее размер согласно Уставу оставлял 10 денег с рубля и 5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, во-вторых, «когда они привозились в город или селение, где существовала таможня».

В Новоторговом Уставе предусматривалось увеличение торговых и проезжих пошлин, введение запретительных тарифов на ряд товаров, выдача иностранным купцам специальных  жалованных грамот для получения  права на торги, устанавливалась процедура таможенного контроля товаров. Так, кроме обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров8.

Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние - на «рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый устав получил оценку первого таможенного тарифа или первого таможенного устава России9.

Исходя из этого, можно  сказать, что в Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

 

 

3.3 Итоги принятия  новоторгового устава 1667г.

Новоторговый  Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены  в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин.

Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др. Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому «кабаку».

Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого  случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

В итоге можно  сказать что к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

 

Заключение

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты  Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

В XVII в. заметно усилилось  государственное вмешательство  в сферу внешнеэкономических  отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные  изменения, обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно-бюрократической  тенденцией.

Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.

В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам  в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

Таким образом, в середине XVII века в России назревали таможенные реформы.

В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной  Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров  в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких  товаров».

Согласно указу пошлины с иноземцев были несколько повышены – теперь взималось по 2 алтына, то есть 12 денег, а за товары, отвезенные вглубь страны или обратно за рубеж, - еще 4 деньги с рубля.

Реформы продолжались. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая  введён в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Пошлины с них были резко увеличены - в 4 раза, в 5 раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.

В период царствования Алексея  Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года1. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового  устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать  проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов.

В 1667г. начальником Посольского  приказа ставится А.Л. Нащокин. По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

Информация о работе Таможенная реформа в середине 17 века