Таможенная реформа в середине 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_1 (1).doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

В данной работе рассматривается  таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.

В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.

Россия перешла к накоплению капитала прежде всего в сфере торговли. Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства.

Однако происходящие в стране позитивные процессы тормозились  отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.

В итоге в стране назрела  необходимость таможенной реформы. В Соборном уложении 1649г. были изложены нормы, предшествующие реформированию таможенного дела.

Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенная реформа является неотъемлемой частью в истории таможенного дела.

Цель курсовой работы – узнать как можно больше о  таможенной реформе в середине XVII века.

Логика работы строится по дедуктивному принципу, т.е. от общих теоретических вопросов движется к частным. Следуя поставленной цели и задачам, работа делится на соответствующие главы, которые, в свою очередь – на параграфы.

Предметом исследования является таможенная реформа в середине XVII века.

Объектом исследования является история таможни.

Структура работы включает введение, главы, параграфы, заключение  и список используемых  источников.

 

Глава I. Экономическое состояние Русского государства в начале XVIIв.

1.1 Внутренняя  политика в начале XVII в.

Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего  порядка и стабильности. Михаил Фёдорович (1613-1645) пошёл по пути закрепления  крестьян за их владельцами. В 1619г. был  снова объявлен пятилетний, а в 1637г. - девятилетний сыск беглых. В 1642г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян.

Завершилось складывание  социальной структуры российского  общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.

К первой категории относились служилые люди, находившиеся на «государственной службе» и получившие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых «по отечеству» и служилых «по прибору». К служилым по статусу были близки освобождённые от посадского тягла купеческие корпорации гостей, Гостиной и Суконной сотен. Основную массу населения составляли тяглые люди («несущие тягло», т.е. налоги в пользу государства) - посадское население и крестьянство. Третью группу составляли холопы.

Оправившись после войны  и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур.1

Промышленные предприятия  купцов и земледельческие хозяйства  крупных вотчинников и мелких служилых людей выбрасывали на рынок  все большее количество избыточного  продукта. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.

Подводя итог, можно сказать, что внутренняя политика была направлена на восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности.

 

 

1.2 Причины  экономических преобразований в  середине XVII в.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России XVII в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике: 1682 г. отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство. 1649 г. признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности вотчина и поместье.

В XVII веке происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Конкуренция иностранных  купцов на внутреннем рынке вызывала коллективные протесты менее богатых  русских торговцев. В 20 — 40-е годы они подавали челобитные, жаловались, что от своих промыслов «отбыли и оттого оскудели и одолжали великими долги». Требовали ограничить операции иноземцев, а тех, кто несмотря на запреты русских властей вел розничную торговлю, высылать из страны. 

Наконец, в 1649 г. английским купцам запретили  торговлю внутри страны, потом всех их выслали. Причину в указе объяснили просто и бесхитростно: англичане «государя своего Карлуса короля убили до смерти». В Англии произошла революция, и ее участники во главе с Оливером Кромвелем казнили своего монарха, что в глазах русского двора было проступком явно предосудительным и непростительным.

По Таможенному уставу 1653 г. в  стране ликвидировали многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели  единую рублевую пошлину — по 10 денег с рубля, т.е. 5% с покупной цены товара (1 рубль = 200 деньгам). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов. Новоторговый устав 1667 г. еще более усилил протекционистские тенденции в интересах русского торгово-промышленного сословия.

Таким образом начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию XVIIв. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня2.

 

 

1.3 Состояние  таможенного дела в начале-середине XVII в.

Очередной поворот в  таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского  государства с его сложной  и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством. Именно в это время государство, испытывая острую нехватку подготовленных людей, с одной стороны, и необходимых денежных средств - с другой, стало прибегать к принудительным наборам представителей купечества (реже - посадских людей и черносошных крестьян) на казенную службу. Те из них, кому поручалось управление таможнями, становились «таможенными головами». При них состояли «целовальники». Еще чаще таможенные сборы отдавались на откуп.

Одновременно правительство определяло виды и размеры сборов, подлежащих взысканию в пользу откупщиков, порядок  их взимания и т.п. Важным элементом  таможенного законодательства XVI в. были «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонение от уплаты и т.д.

В XVII в. заметно усилилось государственное  вмешательство в сферу внешнеэкономических  отношений. Многие товары были запрещены  к вывозу. Немало их находилось в  монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных») товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В 1649 году в России были отменены все  привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.3

В итоге можно сказать о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.

 

Глава II. Таможенная реформа Алексея Михайловича

2.1 Система  таможенного обложения при Алексее Михайловиче

В царствование царя Алексея  Михайловича (1629-1676) система налогообложения  России была упорядочена. Так, в 1655г. был  создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль над фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Главными из косвенных  налогов при Алексее Михайловиче  оставались торговые пошлины, взимаемые  при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.

Многочисленные  российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в  размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

Большое распространение  получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Во времена царствования Алексея  Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу.

Таким образом, прямые налоги поднялись  до 20%. В 1646г. был повышен акциз  на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который  и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии "Соляными бунтами".

 

 

2.2. Система  таможенных органов по реформе Алексея Михайловича.

В 1648г. царь Алексей Михайлович повелел подготовить новый документ о порядке государственного устройства России (собрать все грамоты, указы, статьи правящих до него царей и  создать новый правовой документ по управлению).

После принятия Соборного уложения государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.

В 1649г. произошла отмена привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.

Информация о работе Таможенная реформа в середине 17 века