Таможенная реформа середины XVII в. Её историческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:44, реферат

Описание работы

Россия перешла к накоплению капитала прежде всего в сфере торговли. Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства. Однако происходящие в стране позитивные процессы тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.

Содержание работы

Введение 3 1)Таможенная реформа в середине XVII в. 4
2)Принятие Новоторгового устава 1667 г. 7
3)Таможенное законодательство в последней четверти XVII в. 12
4)Завершение таможенной реформы. ....................................................................................16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Istoria_TD_Tamozhennaya_reforma_XVII_veka_SOKOLOV.docx

— 49.49 Кб (Скачать файл)

"При всех Нашего Государства портах и портовых и на Государственной границе в учрежденных пограничных Таможнях, коим в окончании сего Устава приложен реестр, с привозных из-за границ Немецких и отпускных Российских товаров брать пошлины сверх тарифной ефимочной по 13, а у города Архангельского с привозных в тот город из других Российских городов товаров с прибавлением производящихся у города и в уезде оного дву и того по 15 копеек, да с той внутренней пошлины с отпускаемых в чужие края товаров акциденции, с каждого платежного рубля по копейке, да на содержание. Ладожского канала по копейке ж с рубля, а с отпуску меди и железа, сверх вышеписанного, брать вместо доменного десятинного сбору с железа по две, а с меди по 30 копеек с пуда, которые отсылать из Коммерц в Берг-коллегию на содержание той Коллегии и на прочие расходы; а привозимые к Рижскому и к другим Отзейским портам из соседственных к ним земель таможняго их продукта, всякие вещи и товары, оставить на прежнем основании; что же касается ко взятию тех пошлин до таможенных досмотров отвесов и отмерев, також и до клеймения товаров, в том таможенном правителям поступать каждому по своей инструкции непременно"20.

Для русских и иностранных  купцов вводились разные правила  торговли и перемещения товара. Иностранные  купцы, торгующие в портах и в  пограничных городах, были обязаны  продавать свои товары русским купцам оптом и по специальным тарифам. Перед таможней ставилась задача осуществления контроля, чтобы иноземцы между собой не торговали и  товаром не обменивались.

Устав разъяснял порядок  взимания пошлин в связи с отменой  внутренних таможен. С российских товаров, следующих из центра в Сибирь через  Верхотурье и на границы, пошлины  не брались, и они продавались  беспошлинно. Если же они перемещались через границу, то на пограничных  таможнях с них бралась пошлина  с каждого рубля по 13 копеек, а  вместо тарифной пошлины — по 5 копеек с рубля, итого 18 копеек.

Глава "О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать" содержала правила по борьбе с контрабандой. Таможенные правила запрещали лавочникам тайно или явно торговать контрабандными товарами. Тех, кто нарушал эти правила, били кнутом "без всякия пощады". Лицо, сообщившее точные сведения об утаенных товарах, получало 50% от стоимости товаров, за вычетом пошлины при условии, что эти товары задержат. Далее в главе говорилось, что если же проверяющим будет оказано сопротивление, то лицу, причастному к такому действию, будет учинена смертная казнь, а если сами проверяющие, посаженные на выемки, будут озорничать, то "тех бить кнутом". О контрабанде и последствиях ее задержания таможенные органы сообщали в Коммерц-коллегию.

Указом на ярмарках для  разбора купеческих споров вводится суд, который должен был разбирать  дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Суд состоял из двух выборных членов от купечества и двух представителей от магистратских и ратушских членов. Для охраны торговых людей на ярмарках из губернских или ближе стоящих полков выделялись команды.

Купцам запрещалось  держать неклейменые весы: "Товары купецким людям продавать правдиво ж, не чиня никакого обмана и не мешая  добрые с худыми, и того всего за ними смотреть и наблюдать от Магистратов, Ратуш, Таможен; и если кто в том пойман и изобличен будет, оных наказывать плетьми"21.

Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Для всех российских купцов, имеющих заграничные торги и перемещающих свои товары через сухопутные и морские границы, вводились паспорта, выдаваемые магистратами. Кроме того, на купцов, приказчиков и работников выдавались аттестаты об их добром нраве и о том, что они за границей не останутся, а возвратятся в свою страну. Аттестаты хранились в таможнях, а купцы и их люди выезжали за границу по паспортам. Если купцы, приказчики и работники возвращались через другую таможню, то об этом сообщалось письменно на таможню, с которой они выезжали за границу. Строго, под страхом Адмиралтейского регламента, спрашивалось с тех, кто оставлял своих работников за границей.

Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан  России, если же они захотят возвратиться в свое подданство, то были обязаны внести в государственную казну из своего капитала десятую часть, подтверждая свое состояние конторскими книгами и присягой.

(22) Подробно излагался порядок торговли России с персидскими и армянскими подданными и подданными "азиатских наций" людьми. Без взимания пошлин разрешалось пропускать посланцев калмыцкого хана Аюки, если стоимость их товаров не превышала 3 тыс. руб.

За товары, привозимые из Китая  и других стран, бралась пошлина 10 копеек и сверх того 13, всего 23 копейки. На товары внутреннего производства, в том числе меха, направляемые в центр России для личного пользования и для продажи, пошлина составляла 10% с рубля.

Подробно расписывался порядок  сбора пошлин при вывозе товаров  в другие страны.

Пошлины рекомендовалось  брать ефимками, "а за неимением ефимков с одних Российских купцов Российскими деньгами – 125 копеек; а которые Российские купцы Немецкие товары для отпуска в Персию вывозить будут на Российских кораблях, с тех – по 90 копеек за ефимок, да сверх того внутренней пошлины, как с Российских, так и с Азиатских купцов, по 13 копеек с рубля, и по заплате (оплате) с тех товаров надлежащих пошлин отпускать оные от Астраханского порта в Персию без пошлин"22.

Правилами запрещалось вывозить за границу золото, серебро, золотые  и серебряные монеты. Ограничивался  вывоз национальной валюты для всех, кроме лиц купеческого сословия. Для партикулярных людей был  разрешен вывоз не более 100 червонных, а также золотых и серебряных часов, табакерок, шпаг, пряжек и других необходимых вещей для своего употребления. Провоз этих предметов  разрешался беспошлинно.

В Уставе таможенном был изложен  реестр почтовых, пограничных таможен  и застав. Кроме того, приложены  формы кредитных писем, реестр товаров, какими можно торговать в селах  и деревнях.

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, а также  создавало правовую основу для таможенного  дела.

 


 

 

 

 

 

 

22ПСЗРИ. Т. XIV. с. 479.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

(23) Таким образом, государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы. В законодательных актах этого времени начали проявляться стремление к защите национальных интересов через таможенный механизм при осуществлении торговых отношений. В частности, это нашло выражение в установлении высоких таможенных пошлин для иностранцев, введение запретительных тарифов на некоторые виды товаров, а также была законодательно закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более успешному сбору таможенных доходов.

 Новоторговый Устав (введенный в действие 22 апреля 1667 г.) стал важной вехой в экономической истории России. Его составнили в московском Посольском приказе под руководством Ордина-Нащокина, который лично написал вступительную статью. Лейтмотивом Устава является то, что торговлю следует считать делом государственной важности, правительство должно поощрять купцов и предоставлять им свободу в ведении дела. Во внешней торговле правительство с помощью Устава стремилась достичь активного торгового баланса. Это соответствовало понятиям и практике, существовавшим в то время на Западе (принцип меркантилизма). Поэтому главными целями Новоторгового Устава были увеличение импорта из заграницы золота и серебра, стимулирование товарооборота для сбора больших таможенных пошлин и помощь русским купцам в конкуренции с иностранцами.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для  современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

    1. Преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;
    2. Мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;
    3. Обособление таможенных органов от частной собственности.

(24) В целом, подводя краткий итог в истории становления таможенного дела России 16-17 вв., надо отметить, что в законодательных актах этого времени начали проявляться стремление к защите национальных интересов через таможенный механизм при осуществлении торговых отношений. В частности, это нашло выражение в установлении высоких таможенных пошлин для иностранцев, введение запретительных тарифов на некоторые виды товаров, была законодательно закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более успешному сбору таможенных доходов. Что же касается борьбы с контрабандой, то она во многом сводилась только к конфискации товаров и физическому наказанию виновных лиц, отсутствовало систематизированное законодательство о контрабанде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России. Кн. 1. / Под общ. ред. М.В. Ванина. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 338 с.
  2. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. с. 316.
  3. Таможенное дело России. Т. I.,1830.с.1320
  4. Полное собрание законодательства Российской Империи. Т. I, II, III, XIV.,1830.с.4503
  5. Кевбрин Б. Ф. Торговые отношения, таможня и метрология в России (IX-XIX вв.). М., 2002. С. 196.
  6. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004. С. 585.
  7. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005. С. 430.

 

 

1 ПСЗРИ. Т. I. с. 302–305.

2 ПСЗРИ. Т. I. с. 302.

3 ПСЗРИ. Т. I. с. 303.

4 ПСЗРИ. Т. I. с. 303.

5 ПСЗРИ. Т. I. с. 307.

6 ПСЗРИ. Т. I. с. 309.

7 ПСЗРИ. Т. I. с. 303.

8 ПСЗРИ. Т. I. с. 329.

9 ПСЗРИ. Т. I. с. 330.

10 Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. с. 316.

11 См.: ПСЗРИ. Т. I. с. 667.

12 Таможенное дело России. Т. I. с. 151.

13 См.: Таможенное дело России. Т. I. с. 155.

14 ПСЗРИ. Т. II. с. 321.

15 ПСЗРИ. Т. II. с. 492.

16 ПСЗРИ. Т. III. с. 437.

17 ПСЗРИ. Т. III. с. 439.

18 ПСЗРИ. Т. III. с. 489–490.

19 ПСЗРИ. Т. XIV. Собр. №10. с. 463.

20 ПСЗРИ. Т. XIV. Собр. №10. с. 464.

21 ПСЗРИ. Т. XIV. с. 464.

 


Информация о работе Таможенная реформа середины XVII в. Её историческое значение