Таможенная пошлина, ее виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль).

Файлы: 1 файл

КонтрольнаяВЭД 2.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

1.Таможенная пошлина, ее виды и функции.

 
Таможенная пошлина  — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

 
 
Виды таможенных пошлин. 

 По объекту  обложения: 
       Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами  во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается. 
       Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет. 
      Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны. 
По способу взимания: 
        Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары. 
 
      Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости); 
 
       Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин. 
 
      Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1 тонну.). 
 
По характеру:      

Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли  продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. 
 
        Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). 
 
Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. 
 
Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям. 
 
На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности. 
 
Выявление демпинга выступает причиной наложения  антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг. 
        Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах. 

 По происхождению: 
 
        Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; 
 
    Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО; 
 
         Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран. 
По типам ставок: 
         Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств. 
        Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. 

 По способу  вычисления: 
          Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут  дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт. 
       Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. 
В  таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины. 
 
В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленно развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более.

 

ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

 
Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяется протекционистская  и фискальная функции. Протекционистская  функция связана с защитой  национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает стоимость последних  при их реализации на внутреннем рынке  страны-импортера и тем самым  повышает конкурентоспособность аналогичных  товаров, производимых национальной промышленностью  и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть  бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины  тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех  покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет. 
 
Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется). 
 
Из вышесказанного следует, что таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие: 
 
1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства. 
2) Фискальная функция -  эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.. 
3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.   
Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.

 

2.Процедура таможенного  оформления экспортной сделки.

 

  1. Шаг: Оформление паспорта сделки (оформляется до совершения валютной операции по контракту)

Для оформления паспорта сделки необходимо представить в уполномоченный банк:

- два экземпляра ПС, заполненного  в соответствии с Приложением  4 к Инструкции N 117-И;

- контракт (договор), являющийся основанием  для проведения валютных операций  по контракту.

Кроме ПС, при взаиморасчетах с  иностранным контрагентом в банк как орган валютного контроля необходимо представить и другие документы:

- справка о поступлении валюты  РФ (2 экз.) - не позднее 15 календарных  дней, следующих за месяцем поступления  валюты РФ, полученной от иностранного  контрагента;

- справка о валютных операциях  (2 экз.) - не позднее 15 календарных  дней, следующих за месяцем поступления  валюты от иностранного контрагента;

- справка о расчетах через  счета за рубежом по форме,  установленной банком (2 экз.), а также  копии банковских выписок - не  позднее 45 календарных дней, следующих  за месяцем списания денег  со счета в банке-нерезиденте  (зачисления денег на счет) в  рамках контракта с иностранным  контрагентом.

-При вывозе товаров из России  представляются справка о подтверждающих  документах (2 экз.), а также подтверждающие  документы (таможенные декларации) - в согласованный с банком  срок, не превышающий 15 календарных  дней со дня, следующего за  датой выпуска вывозимых товаров,  указанной в таможенной декларации (датой принятия декларации - при  выпуске товаров до декларирования).

-Формы указанных документов  приведены в Инструкции Банка  России от 15.06.2004 N 117-И и в Положении  Банка России от 01.06.2004 N 258-П.

2. Шаг: Таможенные формальности 

Для помещения товаров под таможенную процедуру таможенному органу при  экспорте товаров представляется:1. декларация на товары (ДТ) по форме, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.(до 1 января 2014 г. таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме по выбору декларанта);2. документы, на основании которых заполнена таможенная декларация:

- документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию,трудовые договоры, приказы о назначении на должность, доверенность на совершение действий по таможенному оформлению.

- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки,внешнеэкономический контракт и иные соглашения, подписанные с иностранным контрагентом.

-. транспортные (перевозочные) документы для автомобильного транспорта данным документом служит либо Международная товарно-транспортная накладная CMR, либо товаротранспортная накладная (форма 1-Т), утвержденная Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 28.11.1997 N 78.

допустимы оба варианта, что подтвердило  Письмо ФТС России от 02.07.2010 N 04-34/32666.

- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.лицензии, санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты соответствия и другая разрешительная документация на осуществление операций с отдельными видами товаров, если таковая имеется.

- документы, подтверждающие страну происхождения товаров.главами правительств СНГ утвержден Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (Приложение 2, являющееся неотъемлемой частью Правил, утвержденных Решением Совета глав Правительств СНГ от 30.11.2000). Право удостоверять сертификаты происхождения товаров имеют торгово-промышленные палаты (пп. "д" п. 1 ст. 12 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").

- документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)к ним относятся документы:

а) содержащие сведения о составе  товара;

б) технологические схемы, технологические  инструкции, описание технологического процесса и иные документы, содержащие сведения о процессах переработки  и видах переработки товара

в) чертежи, блок-схемы, технический  паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство  пользователя и иная техническая  документация, содержащая сведения о  технических характеристиках товара и принципе его действия .

документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей

платежное поручение, выписка банка

документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.

а) при определении таможенной стоимости методом «по стоимости сделки с вывозимыми товарами»:

-учредительные документы декларанта;

-внешнеторговый договор купли-продажи,  действующие приложения, дополнения  и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс);

- транспортная накладная;

- банковские платежные документы  (если счет-фактура оплачен), а  также другие платежные документы,  отражающие стоимость товара;

- котировки мировых бирж в случае, если вывозится биржевой товар;

- страховые документы, если они  имеются, в зависимости от условий  сделки;

- договор по перевозке, счет-фактура  (инвойс) за перевозку, банковские  или бухгалтерские документы,  отражающие стоимость перевозки  товаров;

Информация о работе Таможенная пошлина, ее виды и функции