Таможенная политика в период 1850-1877 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельности особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Внешняя политика…………………………………………………………......4
Таможенный тариф и устав 1857г. …………………………………………...8
Таможенный тариф 1868 г……………………… .…………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованных источников и литературы………………………...15

Файлы: 1 файл

таможенная политика россии 1850-1877.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
 
 

 

«Санкт-Петербургский  национальный исследовательский университет 
информационных технологий, механики и оптики» 
  
Институт международного бизнеса и права 
Кафедра таможенного дела и логистики

 

Реферат

на тему: «Таможенная политика в период 1850-1877 гг.»

 

по дисциплине: «История таможенного дела и таможенной политики России »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                 Выполнила студентка гр.1440  

                                                                    Шиловская М.М.

                                                           Научный руководитель

                                                                       Гокинаева И.А

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург-2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Внешняя политика…………………………………………………………......4

 

Таможенный тариф и устав 1857г. …………………………………………...8

 

Таможенный тариф 1868 г……………………… .…………………………..12

 

Заключение…………………………………………………………………….14

 

Список использованных источников и литературы………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе органов  государственного управления внешнеэкономической деятельности особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи. Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание. Важным направлением таможенной деятельности являются экономика и финансы. Созданные в России экономические службы, должны обеспечивать решение задач, определенных новыми направлениями деятельности таможенных органов, формирование доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей, контроль за репатриацией валютной выручки и перемещением валюты через границу Российской Федерации. Координация деятельности подразделений экономической службы, их целевой ориентации осуществляется на основе комплексных программ повышения роли таможенной системы как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя политика.

 

Развитию внешней торговли России во второй половине ХIХ в. способствовали такие обстоятельства, как освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие сети железных дорог, отмена подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы, принятие городского положения и т.д. Уже после ухода Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижение ввозных пошлин. В 1844 г. советник В.А. Попов обратился к правительству с запиской «О мерах к распространению внешней торговли России», которая была отдана на рассмотрение особого комитета. И в феврале 1845 г. председателем этого комитета графом Орловым была подготовлена записка, содержавшая в себе критику запретительной системы ввоза/вывоза товаров, сдерживавшей в результате внутреннее производство и обременявшей потребителей высокими ценами. Работа  Особого комитета продолжилась в целях подготовки нового тарифа. В обсуждении вопросов таможенной политики путем направления различного рода ходатайств в компетентные органы приняли также участие заводчики и фабриканты. Зачастую между ними обнаруживались серьезные трения, подчеркивающие наличие отраслевых и региональных интересов в торгово-промышленной среде. Новый тариф был утвержден 13 октября 1850 г. Он  разрешил  ввоз 64 из 89 товаров, запрещенных в 1841 г., тем самым «пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли, которая господствовала с 1822 г., положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся по 1877 г.».  В Комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 г. Потому в новом тарифе предлагалось сохранить сложившийся баланс интересов: внешней торговли  и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Над новым проектом работа протекала в острой полемике между сторонниками свободной торговли и четкими протекционистами. Влияние вторых обусловило осторожность и постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. Поэтому принятый  в 1857 г. тариф представлял собой не более чем уступку в пользу системы свободной торговли. Тариф на самом деле ограждал основную массу русских промышленников от иностранных конкурентов. Любые попытки иностранцев убедить в преимуществе низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или же сырья и полуфабрикатов (германцы) были отвергнуты. Но в то же время призывы фритредеров к свободной конкуренции как необходимому условию выхода на мировой уровень в России не остались без внимания. Так, московские фабриканты доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности шаг за шагом, обретая его не произвольным изменением тарифов, а путем развития собственного производства и внутренней конкуренции.

 

Период с 1857 по 1868 гг. отличался  все теми же либеральными реформами  в таможенной политике. Наиболее частыми  были понижения ввозных сырьевых таможенных пошлин в интересах таких кругов, как представителей железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны. Так, министр финансов А.М. Княжевич добивался в интересах отечественного машиностроения беспошлинного ввоза в страну чугуна, железа, в 1863 г. было принято решение о беспошлинном ввозе в страну хлопка-сырца через европейскую границу. В 1861 г. снят запрет на ввоз китайского чая из Европы, в интересах отечественных сахарозаводчиков были понижены ввозные пошлины на сахар.

 

 

В 1865 году состоялся очередной пересмотр  тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых  из них, на ликвидацию статей, приносивших  казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров. 

 
В 1867 году была учреждена новая комиссия под председательством сенатора Г.Неболсина. Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка  вице директора Департамента таможенных сборов (до 1864 года - Департамента внешней торговли) Министерство финансов И.Н.Колесова, предложившего значительное понижение пошлин.  
Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. 

 
Понижение ввозимых пошлин затронуло  в основном сырьевые и потребительские  товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и  увеличения таможенного дохода.  
Таможенный тариф отменил пошлину по 16 статьям, по 152 статьям уменьшил, по 35 - увеличил ставки . В целом его действие оказало благотворное влияние на развитие промышленности и увеличение доходов казны. С 1868 по 1878 годы доходы удвоились с 41 до 80 млн. руб .

 

С первыми признаками кризиса 1873 года, ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Либеральная политика была закономерна на этапе промышленного переворота и перехода от феодально-крепостнического во многом натурального хозяйства к рыночному, капиталистическому, индустриальному. В условиях же утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства, когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике должны были уступить место протекционистским. К этому подводило и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было невозможно без существенной корректировки прежнего курса. Наконец военно-политическая необходимость заставляла правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производством военно-стратегического значения. 

Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 года (превышение импорта над  экспортом) составлял 150 млн. руб. Для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры.  
Политика протекционизма, в частности таможенного, должна была придать экономике России новый импульс, способствуя при этом крупному росту национального отечественного промышленного производства. Такую таможенную политику правительства полностью поддерживали российские промышленники и купечество, заявившие правительству: 'Совершенно убеждены в идеальной истине начал свободной торговли, но именно это глубокое убеждение заставляет думать, что ради этого великого начала каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно шаг за.шагом. 

С 1 января 1877 года был  введен новый порядок уплаты таможенных пошлин – золотом, что привело к повышению пошлин на 50%. 

Таможенный  тариф и устав 1857 г.

 

Начавшиеся буржуазные реформы побуждали правительство  к смягчению запретительной системы. В основания тарифа были положены следующие правила:

1.     понижение окладов на ввозимые «жизненные припасы» в интересах, во-первых, российских потребителей, во-вторых, доходов казны (за счет роста потребления), в-третьих, с целью предотвращения контрабанды; 
2.     понижение пошлин на сырье и полуфабрикаты, если они не производились в достаточном количестве на российских предприятиях – бумажная пряжа, чугун (разрешен к привозу), железо, химические продукты и т.п.

Он сохранил и закрепил сложившийся баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Например, в интересах обрабатывающей промышленности рекомендовалось понижение таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, щавелевую и серную кислоты. В то же время Государственный Совет отмечал вполне охранительный характер проектируемых пошлин, призванных обеспечить защиту интересов обрабатывающей промышленности. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г. насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 – разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 – запрещены для ввоза. Таким образом, новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Несмотря на то, что тариф 1857 г. ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.

Тем не менее, таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России. Так в 1857-1868 гг. среднегодовой экспорт России составил 189,2 млн. руб., импорт – 180,4 млн. руб., внешнеторговый оборот – 369,6 млн. руб. В результате по сравнению с 1851-1856 гг., экспорт страны увеличился на 85 млн. руб., импорт – на 65,9 млн. руб., оборот – на 150,9 млн. руб. В 1857-1868 гг. было вновь сформировано среднегодовое положительное сальдо, которое составило 8,8 млн. руб.

 В 1857 году был  утвержден и новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса: на крупнейшие – первого класса (Московская, Архангельская, Санкт-Петербургская и др.), средние – второго класса (Евпаторийская и др.) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская, Онежская и др. Особые требования предъявлял устав 1857 г. к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица, не служившие по таможенной части, поскольку «таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных». Таможенное начальство, управляя значительным числом чиновников, было обязано изыскивать между ними «способнейших и усерднейших к пользам казны и, открывая таковым путь по службе, замещать ими высшие места». В уставе была подчеркнута самостоятельность и автономность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части».

 Устав также запретил  таможенным чиновникам требовать  и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятки  наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенного чиновника  в служебное преступление. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе России и Царства Польского, а на северо-западе – по границе России с Финляндией. Некоторые имели передовые филиалы и посты (заставы), например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. Кроме таможен и застав, создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Рижский, Одесский и др. В дополнение к линии таможен и застав «для отвращения тайного провоза товаров» учреждалась пограничная стража.

Таможенное начальство вправе требовать помощи от местных  властей только в случае, если при  исполнении обязанностей они встретят упорство или сопротивление; местные  начальники и чиновники обязаны  оказывать таможенным учреждениям помощь по первому требованию.

Таможенные обязанности  на сухопутной границе выполнялись  от восхода до заката солнца, а на реках, во время навигации, – также по воскресеньям и праздничным дням.

Информация о работе Таможенная политика в период 1850-1877 гг.