Сущность, функции и виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы – налоги имеют важное, если не важнейшее место в функционировании любого современного государства, в связи с этим, изучение этого вопроса поможет разобраться в опыте прошлого и в совершенствовании современного налогообложения.
Цели и задачи работы – изучить историю налогообложения в мире и России. Изучить сущность, виды и функции налога.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. История налогов в мире и в России……………………...4
1.1 История налогообложения ……………………………..4
1.2 История налогообложения России…………………….14
Глава 2. Сущность, функции и виды налогов……………………..19
2.1 Сущность и функции налогов…………………………..19
2.3 Виды налогов…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 57.75 Кб (Скачать файл)

Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы  России. 2

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность, функции и виды налогов.

Глава 2.1 Сущность и функции налогов.

     Согласно п.1 ст.8 ч.1 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог –  это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и  физическими лицами в связи с  перераспределением национального  дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды  государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и  составляет сущность налога.3 
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники,  своим трудом создающие материальные и нематериальные

блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых  взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных  финансов. 
     Существующая как таковая потребность перераспределять излишки доходов на общественно необходимые цели является той аксиомой, которая позволяет воспринять налоговые отношения как непременное условие развития цивилизации.

Налоговые отношения  формируются на стадии распределения  стоимости созданного совокупного дохода.

Фундаментальные требования к системе налоговых  отношений: 
1. Налогообложение выражает смену форм собственности.

2. Оптимальное  налогообложение основывается на  рентной составляющей (добавочный  доход от земли, труда, капитала).

3. Вся система  налогообложения должна быть  детерминирована по отношению  к базису. Она должна строиться  в пределах вновь созданной  стоимости. 
4. Вся сумма обобществленных через налогообложение финансовых ресурсов должна быть использована исключительно на общенациональные нужды. 
Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-власное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. 
Данное определение раскрывает первопричину существования налоговых отношений – необходимость перераспределять часть доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Выводы: 
• Налоги – общеобязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно. 
• В налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей и территорий. 
• Налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов.

• Налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической  основе. 
• В налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

Принципы  налогообложения:

1. В перераспределение  может включаться только реально  созданная стоимость 
2. Конечная цель перераспределения – максимально возможное полное удовлетворение общественных потребностей

3. Перераспределение  осуществляется при условии не  только сохранения, но и повышения  уровня доходности всех сфер  хозяйствования 
4. Перераспределение осуществляется в интересах всех участников воспроизводства при строгом сохранении паритета между разными формами собственности и в целях создания конкурентоспособной экономической среды. 
Налогам, как особой сфере денежных распределительных отношений, присущи общие и специфические признаки. К общим признакам относятся те, которые присущи всем финансово-экономическим категориям (в частности, налоги имеют денежный характер, выражают экономические, распределительные отношения).

К специфическим налоговым признакам относятся:

- законодательно-правовой  характер (т.е. налоговые отношения  регулируются только законодательными актами);

- безэквивалентное  и одностороннее движение стоимости;

- смена форм собственности;

- обязательность, определенность, фиксированность, долговременность  и стабильность элементов налога.

Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция - реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. 

Контрольная функция. Появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Эта функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. 4

 

 

Глава 2.2 Виды налогов. 

Классификация по механизму  формирования

     По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Классификация по уровням  налогообложения

Законом "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц. Первый уровень  — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета  и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом “О налоговой системе” в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги: таможенная пошлина,  налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними, сбор за пограничное оформление,

налог на пользователей автодорог,

налог с владельцев транспортных средств,

налог на приобретение автотранспортных средств 

налог на отдельные виды автотранспортных средств,  

налог на реализацию ГСМ,  

налог на прибыль,  

акцизы на группы и виды товаров,  

налог на добавленную стоимость,

налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в  инвалюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  

плата за пользование водными объектами,

подоходный налог с физических лиц,  

налог на игорный бизнес  

платежи за пользование недрами,  

гербовый сбор,  

государственная пошлина,

налог на имущество, переходящее в  порядке наследования или дарения, плата за пользование водными  объектами,

сбор за выдачу лицензий и право  на производство и оборот этилового  спирта, спиртосодержащей и алкогольной  продукции. Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными  налогами. Этот последний термин был  введен в научный оборот нами еще  несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте  Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации, исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в  определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся: лесной налог;

единый налог на вмененный доход  для определенных видов деятельности; налог на имущество предприятий; налог с продаж. Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т. д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц;

земельный налог 

регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

налог на промышленное строительство в курортной зоне  

курортный сбор;  

сбор за право торговли;

целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования  и др. ; сбор за право использования  местной символики;

налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров; сбор с  владельцев собак; 
 
    лицензионный сбор за право винной торговли; 
    лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей; 
    сбор за выдачу ордера на квартиру; 
    сбор за парковку автотранспорта; 
    налог на рекламу; 
    сбор за участие в бегах; 
    сбор за выигрыш на бегах; 
    сбор с лиц, играющих на тотализаторе; 
    сбор с биржевых сделок; 
    сбор за проведение кино- и телесъемок; 
    сбор за уборку территории; 
    сбор за открытие игорного бизнеса;

налог на содержание жилищного фонда  и объектов культурной сферы. Бюджетное  устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная  часть при их формировании — это  отчислением от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр. ) и займов. 
 
   Классификация по объектам налогообложения

     По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть  конкретный расход (например, целевой  сбор на содержание милиции, благоустройство  территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются  из возможности налогоплательщика заплатить налог.

Информация о работе Сущность, функции и виды налогов