Сущность, функции и виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы – налоги имеют важное, если не важнейшее место в функционировании любого современного государства, в связи с этим, изучение этого вопроса поможет разобраться в опыте прошлого и в совершенствовании современного налогообложения.
Цели и задачи работы – изучить историю налогообложения в мире и России. Изучить сущность, виды и функции налога.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. История налогов в мире и в России……………………...4
1.1 История налогообложения ……………………………..4
1.2 История налогообложения России…………………….14
Глава 2. Сущность, функции и виды налогов……………………..19
2.1 Сущность и функции налогов…………………………..19
2.3 Виды налогов…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 57.75 Кб (Скачать файл)

С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые  системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны — развитостью экономической теории в части налогообложения.

Пятый этап в развитии налогообложения был обусловлен преимущественным развитием финансовой сферы, а также совершенствованием методов управления и контроля финансов. С отделением функции собственника от функции управления были разработаны технологии, позволяющие собственнику контролировать через финансы объекты своей собственности. Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Новейшими экономическими достижениями воспользовалось и государство. Более прозрачная бухгалтерия предприятий позволяла не только собирать больше налогов, но и делать их более справедливыми и эффективными. Идеи и практика государства благосостояния определили налоги на пятом этапе их развития. С одной стороны, власти добивались уменьшения и оптимизации налогового бремени, с другой стороны — все возрастающие социальные расходы требовали все больших поступлений.

     Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги — налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п.

     Развитие налогов на пятом этапе и дополнялось и определялось развитием экономической теории. Прежде всего это теория общественного сектора — сектора, производящего общественные блага, которые не выгодно производить частным образом в силу разных причин: неконкурентности (рентабельность производства такова, что исключает появление второго производителя блага — естественные монополии, например городская инфраструктура, оборона) и неисключаемости (невозможно ограничить доступ потребителей к благу, например общественный транспорт, телефон в каждый дом, дороги). Экономистов волновали не только и не столько вопросы сбора налогов, сколько вопросы производства: что граждане получали в обмен на налоги, каким образом наиболее эффективно организовать производство общественных благ в обмен на налоги. Основы экономики общественного сектора были заложены в начале ХХ века, в последнее десятилетие эта дисциплина получила особое развитие.

     Теория общественного сектора обогатила принципы налогообложения, введенные А.Смитом в части эффективного использования налогов при производстве общественных благ и неискажающего эффекта на экономику. Сегодня они звучат следующим образом:

Относительное равенство  обязательств. Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны срезультатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода кналогообложению. Принцип получаемых выгод — различие в налогах определяется различием в получаемой полезности. Принцип платежеспособности — различие в налогах определяется различием в способности их выплачивать, этот подход был и остается ведущим, в силу технических и технологических сложностей применения первого. Вне зависимости от подхода к налогообложению должны выполняться два критерия справедливости. Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении сточки зрения выбранного подхода. Равенство по вертикали: дифференциация налогов должна четко отражать дифференциацию с точки зрения выбранного подхода. Этот принцип призван раскрыть принцип справедливости.

Экономическая нейтральность. Налог неизбежно вносит коррективы в хозяйственную деятельность субъектов. Принцип экономической нейтральности гласит, что воздействие налога на производство благ в частном секторе, на распределение ресурсов между экономическими субъектами и на их поведение должно быть минимальным. Сродни принципу «не навреди», этот принцип призывает ради производства конкретных общественных благ больше в экономике ничего не трогать — принцип эффективности.

Организационная простота. Издержки на сбор самих налогов должны быть минимальными.

Гибкость. Гибкость — это способность налоговой системы адекватно реагировать на изменение экономической конъюнктуры.

Контролируемость налогов  со стороны плательщиков. Налогоплательщики во всем мире уже почти поверили, что они отчисляют деньги ради того, чтобы им за это что-то было. Контролируемость налогов — лучший способ укреплять их в этом мнении. Именно ради этого появились и существуют маркированные налоги — налоги с целевым использованием.

Как и принципы А.Смита, эти принципы не могут быть реализованы одновременно в полной мере, однако при разработке налоговых систем ими руководствуются, достигая компромисса между этими принципами и необходимостью общественных расходов, финансируемых за счет налогов. Теория и практика общественного сектора обогатили общество новыми формами государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных организаций и т. п.1

Глава 1.2 История налогообложения  России.

     Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси. Основной формой поборов в княжескую казну была ДАНЬ.

     После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены ПРЯМЫЕ (подушный налог) и КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - СОШНОЕ ПИСЬМО.

     В царствование Алексея Михайловича (1629-1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная ПАЛАТА.

     Эпоха реформ ПЕТРА I (1672-1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.

     Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.

     В период правления ЕКАТЕРИНЫ II (1729-1797 ) совершенствуется управление государственными государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, ВЗИМАНИЕ НЕДОИМОК. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого".

     Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием КОСВЕННЫХ налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772-1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

     Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789-1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. "Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства" (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3-е изд. - М., 1937). Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять ПРАВИЛ установления и взимания налогов:

  1. "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика.
  2. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика.
  3. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени.
  4. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала".
  5. "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими  в деле налогообложения наших  дней. В царствование Николая II большое  значение приобретают прямые налоги.   В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

     Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

С 1917 года открыта новая  страница в экономических преобразованиях  России. Существует утверждение, что  после Октябрьской революции "закончилась  эпоха совершенствования налогообложения" (Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы  к реформе. - М., 1999, стр. 49). По меньшей  мере такое утверждение некорректно  по той простой причине, что 30. 11. 1920 года выходит проект постановления  СНК о прямых налогах и записка  В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом". Другой вопрос, что  эти документы дали государству  и какой ценой.

Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская  республика постоянно изменяла систему  налогообложения.

  • Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары;
  • в 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.;
  • в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий;
  • в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2. 09. 1930 г. "О налоговой реформе";
  • в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы;
  • в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена.
  • Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г.
  • 21. 11. 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей - это эхо прошедшей войны.
  • В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов.
  • В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.

Начало налоговой системы  Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится  к 1991 году.

В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года:

  • "Об основах налоговой системы в РФ";
  • "О налоге на прибыль";
  • "О налоге на добавленную стоимость";
  • "О подоходном налоге на физических лиц".

Информация о работе Сущность, функции и виды налогов