Сроки уплаты таможенных платежей в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:33, доклад

Описание работы

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в региональные и единый мирохозяйственный комплексы. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как товаров. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Главная цель данной работы заключается в определении понятия и сущности таможенных платежей, а так же в целом механизма их правового регулирования.

Файлы: 1 файл

Сроки уплаты таможенных платежей.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Акцизы уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию.

Подакцизными  товарами являются: спирт гидролизный  технический; спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; нефть сырая; автомобильные  бензины; дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые в независимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов  как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных  товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов  по подакцизным товарам устанавливаются  согласно приложению Налогового кодекса. [20, c. 77]

Акцизы и НДС  выполняют две основные функции:

· являясь экономической  нетарифной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности, способствуют созданию равных условий для конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке;

· фискальную функцию, которая связана с пополнением  доходной части государственного бюджета.

Экономическая природа косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) близка экономической природе таможенной пошлины, поскольку они увеличивают  продажную цену товара и взимаются  при пересечении товарами таможенной границы государства. Как и таможенная пошлина, эти налоги уплачиваются только при таможенном оформлении ввозимых товаров. Поэтому эти налоги следует рассматривать отдельно от внутренних НДС и акцизов, которые уплачиваются регулярно и регулируются исключительно налоговым и финансовым законодательством.

Таким образом, к таможенным платежам относятся  только те суммы акцизов и НДС, которые взимаются таможенными  органами при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу государства, и  не относятся акцизы и НДС, которые подлежат уплате в соответствии с налоговым законодательством государства и не связаны с перемещением товаров через таможенную границу. [12, c. 260]

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза.

В Таможенном кодексе  Таможенного союза указано, что  виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государства-члена Таможенного союза. [18, с. 67] В Республике Беларусь виды таможенных сборов за совершение таможенными органами юридически значимых действий, случаи возникновения и прекращения налогового обязательства по их уплате, сроки использования налогового обязательства, а также плательщики в зависимости от вида таможенного сбора определены Указом президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года №443. [19, с. 18]

Таможенными органами взимаются следующие таможенные сборы за:

· таможенное оформление;

· таможенное сопровождение  товаров;

· осуществление  мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

· выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению;

· принятие таможенными органами предварительного решения;

· включение  в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными  органами гарантами уплаты таможенных платежей; [13]

Плательщики таможенных сборов и отдельные элементы обложения  применительно к таможенным сборам могут также определяться таможенным кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Таможенного союза, Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь. [20, c. 80]

1.2 Льготы по уплате таможенных платежей

Льготами по таможенным платежам признаются предоставленные  отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством  преимущества по сравнению с другими  плательщиками, включая возможность  не уплачивать платеж либо уплачивать его в меньшем размере.

Существует несколько  источников возникновения таможенных льгот:

· таможенные льготы, предусмотренные международными конвенциями, к которым присоединилась Республика Беларусь. Подобные льготы предоставляются  иностранным юридическим и физическим лицам определенных категорий;

· заключенные  Республикой Беларусь международные  соглашения, предусматривающие предоставление таможенных льгот на двусторонней основе;

· международные  интеграционные процессы, имеющие своим  результатом формирование зон свободной торговли, таможенных союзов, сама сущность которых обуславливает наличие таможенных льгот, то есть льгот по уплате налогов и таможенных платежей и льготное таможенное оформление;

· законодательные  акты Республики Беларусь, что обусловлено  национальными экономическими интересами;

· льготы по уплате таможенных платежей могут вытекать из особенностей таможенных процедур, в соответствии с которыми происходит таможенное оформление товара, а также  из характера сделок или других обстоятельств, при которых товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу.

Таким образом, правовое регулирование таможенных льгот обеспечивается:

· международными конвенциями и договорами;

· законодательством  Республики Беларусь;

· решениями  Комиссии Таможенного союза по предоставлению отдельным категориям плательщиков преимуществ в виде льгот по уплате таможенных платежей. [3, c. 71]

Льготы по уплате таможенных платежей могут устанавливаться  в виде:

· освобождения от уплаты таможенных платежей;

· снижения по сравнению с обычным уровнем ставок;

· возмещение уплаченных сумм таможенных платежей;

· в ином виде. [3, c. 72]

В Таможенном кодексе  Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1. Тарифные преференции;

2. Тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3. Льготы по  уплате налогов;

4. Льготы по  уплате таможенных сборов.

Тарифные преференции  предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного  союза. [18, с. 69]

Особенности взимания таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров. Основное назначение определения страны происхождения товара заключается в проведении государством преференциальной либо протекционистов политики. Это означает, что в зависимости от страны, в которой товар производится и импортируется на таможенную территорию Таможенного союза, учреждается льготный режим налогообложения либо налагаются определенные ограничения на перемещение, либо устанавливаются повышенные ставки таможенных пошлин. [20, с. 75-76]

В соответствии с законодательством Республики Беларусь льготы по налогам и таможенным платежам устанавливаются Президентом  Республики Беларусь и Законами Республики Беларусь, причем льготы юридическим  и физическим лицам индивидуально  предоставляются исключительно Президентом Республики Беларусь.

Таможенными пошлинами, акцизами и налогами на добавленную стоимость  не облагаются товары, предназначенные  для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредиторов, выданных под гарантию правительства Республики Беларусь.

Товары, ввозимые в качестве вклада иностранных участников в  уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:

· относятся к основным производственным фондам;

· не являются подакцизными;

· ввозятся в сроки, установленные  учредительными документами для  формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, а в случае создания предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого фонда;

Их суммарная  стоимость не должна превышать указанного в учредительных документах размера на денежный вклад иностранного участника, а в случае создания предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в иных документах, касающихся формирования уставного фонда. [20, c. 78]

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с таможенным кодексом Таможенного союза и  международными договорами государств-членов Таможенного союза. [18, c. 69]

При ввозе товаров  на таможенную территорию государств-участников Таможенного союза или на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

· ввозимых под  таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;

· ввозимых в  качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал  в пределах сроков, установленных  учредительными документами для  формирования этого капитала;

· ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

Так же в статье 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании указывается перечень товаров, освобождающихся от уплаты при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон. [9]

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств-членов таможенного союза. [18, c. 69]

В Республике Беларусь они регулируются указом Президента Республики Беларусь №443 «О таможенных сборах». [13]

Таким образом, таможенные платежи представляют собой  денежные средства, взимаемые таможенными  органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В данной главе были рассмотрены основные виды таможенных платежей и льготы по ним, которые закреплены в Таможенном кодексе Таможенного союза, международных договорах государств-членов таможенного союза и в законодательстве Республики Беларусь.

2. Порядок исчисления и сроки уплаты таможенных платежей

2.1 Исчисление  таможенных пошлин, налогов, сборов

Обязательные  платежи в бюджет - необходимое  условие существования государства. Однако установить тот или иной налог либо таможенную пошлину - не значит дать им название. Для того чтобы обязательный платеж был установлен, необходимо в акте законодательства определить лицо, на которое возлагается обязанность по уплате, то есть плательщика, а также все существенные элементы налоговых обязательств. Только совокупность элементов обложения, установленных законами о конкретном налоге, таможенной пошлине или сборе, обладающем налоговыми свойствами, устанавливают обязанность плательщика по его уплате.

Основными составляющими  любого обязательного платежа в  бюджет Республики Беларусь, как, впрочем, и других стран, являются:

· объект налогообложения;

· основа для  исчисления (облагаемая база);

· ставка;

· порядок исчисления;

· порядок и срок уплаты.

Рассмотрим отдельные  характеристики каждого из основных элементов налогового обязательства  в преломлении таможенных платежей. [3, c. 11]

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых  в соответствии с Таможенным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. [18, c. 72]

Объектом обложения  таможенными платежами признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика таможенное законодательство связывает возникновение обязанности по уплате конкретного налога, таможенной пошлины или сбора. [3, c. 11]

Согласно таможенному  законодательству Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. [18, c. 69]

Необходимо иметь ввиду, что если в обиходе, а также  в налоговом законодательстве под  товарами понимается имущество, реализуемое  либо подлежащее реализации, то в таможенном законодательстве понятие товара имеет иное, более широкое значение. Так, в соответствии со статьей 4 таможенного кодекса таможенного союза, товар - это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. [18, c. 13]

Таким образом, таможенные органы обеспечивают контроль за уплатой таможенных платежей в отношении любых материальных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. [18, c. 71]

Как уже было сказано выше, в таможенном законодательстве таможенного  союза закреплены следующие виды ставок таможенных пошлин:

· адвалорная;

· специфическая;

· комбинированная.

По разным видам таможенных платежей могут применяться разные виды ставок.

Адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах  от облагаемой базы. Подобный способ установления размеров ввозной и вывозной таможенной пошлины связан с повышением роли защитной (регулирующей) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в рыночных условиях. Переход на адвалорный способ взимания таможенной пошлины поддерживается международными торговыми организациями и соглашениями.

Информация о работе Сроки уплаты таможенных платежей в Республике Беларусь