Сроки уплаты таможенных платежей в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:33, доклад

Описание работы

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в региональные и единый мирохозяйственный комплексы. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как товаров. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Главная цель данной работы заключается в определении понятия и сущности таможенных платежей, а так же в целом механизма их правового регулирования.

Файлы: 1 файл

Сроки уплаты таможенных платежей.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Сроки уплаты таможенных платежей

Введение

Современное экономическое  развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в региональные и единый мирохозяйственный  комплексы. Начинает формироваться  мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как товаров. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста.

В системе органов  государственного управления внешнеэкономической  деятельностью Республики Беларусь особая роль отводится таможенной службе. Основной целью таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования методов таможенного контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, участие в реализации задач по защите белорусского рынка, стимулирования развития национальной экономики. Таможенные платежи являются основным инструментом реализации цели таможенной политики Республики Беларусь, так как их применение представляет собой основу таможенно-тарифного (таможенные пошлины) и нетарифного (налог на добавленную стоимость и акцизы) регулирования внешней торговли. Также таможенные платежи являются самым стабильным источником доходной части бюджета Республики Беларусь. С этих позиций достаточно интересным, актуальным и необходимым представляется изучение существующих таможенных платежей и их применения в Таможенном союзе, одной из участниц которого является Республика Беларусь.

Главная цель данной работы заключается в определении  понятия и сущности таможенных платежей, а так же в целом механизма их правового регулирования.

Основные задачи:

1. Дать характеристику  каждому из видов таможенных  платежей, применяемых в Республике  Беларусь, а так же изучить  льготы по этим платежам;

2. Изучить порядок  исчисления и уплаты таможенных платежей.

Для написания  данной работы были использованы следующие  источники: нормативно-правовые акты, монографии, периодические издания, электронные статьи, публицистика.

В первой главе  использовались в основном практические и учебные пособия, с помощью которых были охарактеризованы основные виды таможенных платежей и их льготы. В связи с тем, что вторая глава данной курсовой работы является достаточно узкой и практически направленной основными источниками литературы для нее стали законодательные акты Республики Беларусь и Таможенного союза, в частности Таможенный кодекс Таможенного союза, международные соглашения государств-членов таможенного союза, декреты и указы президента Республики Беларусь.

1. Виды таможенных платежей

1.1 Характеристика таможенных платежей

Исторически сложился такой порядок, при котором пересечение  товаром границ государства влечет за собой взимание с товаров обязательных платежей и прохождение других таможенных формальностей.

Многообразие  обязательных платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу объясняется тем, что все они имеют различную природу и выполняют разные функции. [3, с. 4]

При перемещении  через таможенную границу Таможенного  союза уплачиваются таможенные платежи. Их взимание регулируется таможенным и налоговым законодательством. [14, с. 18]

К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в иных установленных случаях. Таможенные платежи включают в себя как таможенные пошлины (таможенный тариф), так и налоги и сборы, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли. [12, с. 250]

Конкретный перечень взимаемых таможенными органами таможенных платежей в Таможенном союзе определен статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 3 Соглашения о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах-участниках таможенного союза и включает:

1. Ввозные таможенные  пошлины;

2. Вывозные таможенные  пошлины;

3. Таможенные  сборы;

4. Косвенные  налоги:

· налог на добавленную  стоимость, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию Таможенного  союза;

· акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5. Специальные,  антидемпинговые и компенсационные  пошлины, устанавливаемые в соответствии  с международными договорами  государств-членов Таможенного союза  и законодательств государств-членов  Таможенного союза. [18, с. 66] [10, c. 2]

При этом согласно статье 73 Таможенного кодекса Таможенного  союза добровольно внесенные  в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров денежные средства называются авансовыми платежами. Авансовые платежи не могут рассматриваться как таможенные платежи либо денежные средства (деньги), внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо, осуществляющее платеж, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. [18, c. 67-68]

Далее рассмотрим подробнее каждый из видов таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в Таможенном союзе.

Таможенная  пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства и вывозе товара с его территории, который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Как и всякий налог, она прежде всего увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность. Так же таможенная пошлина обладает протекционистской функцией и используется как инструмент торгово-политического соперничества на внешних рынках. [14, c. 310]

Международная практика тарифного регулирования  включает несколько видов пошлин, которые классифицируются по следующим  критериям:

· Направление  движения товара (импортные, экспортные, транзитные)

· Способ установления пошлины (адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные), альтернативные);

· Способ введения (автономные, конвенционные, сезонные);

· Особые виды (специальные, компенсационные, антидемпинговые);

· Уровень защиты отечественного рынка (карательные, контингентные, уравнительные, протекционистские);

· Тип ставки (постоянные, переменные);

· Способ вычисления (номинальные, эффективные);

· Страна происхождения (максимальные (генеральные и общие), минимальные, преференциальные);

· Другие виды рынка (кумулятивные, запретительные, лесные, покровительственные, наступательные, экспансионистские, охранительные). [14, c. 311] [19, c. 153-156] [15, c. 52]

Основные виды таможенных пошлин, применяемых на таможенной территории Таможенного союза устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза. Среди них выделены ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

Импортные таможенные пошлины устанавливаются на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары и предназначены для:

· защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия  нежелательной иностранной конкуренции;

· создания условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и потребления  товаров в государствах-членах Таможенного союза;

· пополнение доходной части государственного бюджета  государств-членов Таможенного союза;

· оптимизация  соотношения между экспортом  и импортом с позиции требований платежного и торгового баланса  государств-членов Таможенного союза.

Экспортные таможенные пошлины в основном применяются  для оперативного регулирования  внешнеэкономической деятельности:

· Ограничения  вывоза за пределы государства товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

· Сдерживания  вывоза сырьевых товаров и продуктов  первичной переработки и стимулирования экспорта высокотехнологических товаров, продуктов высокой степени обработки. [3, с. 8]

Одним из основных элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. [12, с. 259] Виды ставок таможенных пошлин закреплены в Таможенном кодексе Таможенного союза. Они подразделяются на:

1. Адвалорные - устанавливаются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

2. Специфические  - устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объемы или иных характеристик), но не от цены этого товара;

3. Комбинированные  - сочетающие в себе оба выше  названных вида ставок. Они рассчитываются  как с таможенной стоимости товаров, так и с их объема в натуральном выражении, затем эти суммы сравниваются и уплачивается большая из них (по некоторым видам товаров обе суммы). [18, с. 66-67]

Основой для  исчисления таможенной пошлины является:

· таможенная стоимость - при исчислении таможенной пошлины по адвалорной ставке;

· количество товаров  в натуральном выражении - по исчислении таможенной пошлины по специфическим  ставкам. [20, с. 74]

Правительство Республики Беларусь, Правительство  Республики Казахстан, Правительство Российской Федерации в целях согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товара во взаимной торговле и в торговле с третьими странами, желая обеспечить защиту национального производства, создание условий, способствующих развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции, стремясь минимизировать потери государств-участников Таможенного союза от применяемых мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей продукции, руководствуясь общепринятыми нормами и принципами международного права, согласились об установлении того, что:

· специальные  защитные меры могут быть введены  в форме количественных ограничений импорта товара или в форме специальных пошлин;

· антидемпинговые  меры могут быть введены в форме  антидемпинговых пошлин либо принятия ценовых обязательств;

· компенсационные  меры могут быть введены в форме  компенсационных пошлин либо принятия ценовых обязательств.

Таким образом  в таможенном законодательстве Таможенного  союза различают следующие виды таможенных пошлин:

· специальная  пошлина - пошлина, которая применяется  как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного  союза в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественному производителю подобных или непосредственно конкурирующих товаров; ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств или их союзов.

· антидемпинговая  пошлина - пошлина, которая применяется  в случаях, когда в государство  ввозятся товары по цене более низкой, чем в стране их производства, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению производства подобных товаров в государстве.

· компенсационная  пошлина - пошлина, которая применяется  в случае ввоза на таможенную территорию государства (Таможенного союза) товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в государстве. [11]

Налоговое регулирование  внешнеторговых операций тесно взаимодействует  с тарифным, поскольку налог и  таможенная пошлина оказывают прямое влияние на цену импортного товара.

Роль налогового инструмента регулирования импорта  особо возросла в связи с общей тенденцией снижения ставок таможенных пошлин в международной торговли. Импортные налоги, увеличивая цену иностранного товара, с одной стороны, ведут к сокращению его потребления на внутреннем рынке, снижению объемов импорта в целом, а с другой - к росту цен на национальные товары. [14, c. 312]

К косвенным  налогом относятся налог на добавленную  стоимость и акциз.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. НДС взимается со всех товаров независимо от того, произведены они внутри страны или импортированы.

НДС при ввозе  товаров взимается по ставкам: 20% или 10%. Ставка НДС в размере 10% применяется в отношении товаров для детей и продовольственных товаров. [20, c. 78]

Взимание НДС  при импорте товаров носит  не дискриминационный, в отличии  от импортной таможенной пошлины, характер, поскольку обеспечивает равное налогообложение между товарами внутреннего производства и импортными. Таким образом природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер НДС подкрепляется правилом о возврате налога при экспорте товаров в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле. [3, c. 9]

Акцизы - вид таможенных платежей, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относящийся к косвенным налогам. [20, c. 76]

Акцизы представляют собой пример специального налога, так как налагаются на отдельные виды товаров. В отношении облагаемых товаров акциз также носит уравнительный характер, поскольку распространяется и на внутренние, и на импортированные товары. [3, c. 10]

Информация о работе Сроки уплаты таможенных платежей в Республике Беларусь