Система управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:29, лекция

Описание работы

Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.
Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, выработки основных направлений развития системы таможенных органов.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Файлы: 1 файл

семинар Лопатин.docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

1) Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости  выполнения одних и тех же видов  управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются  различными звеньями управления и в  разных формах. Например, определение  целей управления может осуществляться в форме планирования, выработки  основных направлений развития системы  таможенных органов.

Система управления в таможенных органах  состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры  управления, процесса управления и  механизма совершенствования системы  управления.

Механизм  управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические  средства управления. Процесс управления - это деятельность всех звеньев  управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы  управления включает организацию изменений  в ней в результате развития объекта  управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах  необходимо знать особенности, которые  присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные экономические  законы и законы управления, так  и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

2) и 3) Управление - это непрерывный  информационный процесс воздействия  на сотрудников таможенных органов,  обеспечивающий их целенаправленное  поведение при изменяющихся внешних  и внутренних условиях, путем  принятия и реализации управленческих  решений.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие  субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой  системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и  обратных связей между ними.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным  сотрудникам и коллективам и  требовать их выполнения, т.е. все  элементы и подсистемы таможенного  поста, таможни, регионального таможенного  управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители  решений, приказов, поручений управляющей  подсистемы, специалисты таможенного  дела, таможенные коллективы, организационные  структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных  на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др. Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах» для студентов специальности 350900 «Таможенное дело».-Майкоп, 2007. - С. 23.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между  ними образуют систему управления в  таможенных органах.

Поскольку таможенная система в Российской Федерации имеет иерархическую  структуру, то и управление как структура  в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер. Следовательно, различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают  и как субъекты, и как объекты  управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект  и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать  как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную  роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения  между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры  управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом  состоянии объекта управления и  окружающей его внешней среды. Эта  информация перерабатывается субъектом  управления, в результате чего принимается  решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для  передачи его содержания объекту  управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и  информация о новом состоянии  объекта управления (управляемой  системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом.

4)

5) Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

Предметом и продуктом труда  в управлении является информация; в первом случае она — «сырая», а поэтому не может применяться  на практике; но она служит основой подготовки решения, то есть преобразования информации, которой можно руководствоваться для осуществления конкретных действий.

Средствами управленческого труда  является все то, что способствует осуществлению операций с информацией  — от компьютеров, телефонов до авторучки  и бумаги. При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.

6) Управленческая  операция -  технологически  неразделенный  процесс обработки  управленческой  информации,  поступающей  в  данное  структурное  подразделение.

Управленческая  операция  может  быть  трех  видов:  формальная,  альтернативная  и  решающая.

Формальная – исполнители  действуют  по  заранее  известному  алгоритму, не  принимая  никаких  решений  (за  исключением  лично  касающихся  исполнителя).

Альтернативная – совершается  проверка  логического  условия,   анализируются  и  предлагаются  варианты  решений,  но  сами  решения  не  принимаются.

Решающая – совершается  проверка  логического  условия,  анализируются  и  предлагаются  варианты  решения  и  принимаются  решения.

Управленческая  процедура – комплекс  взаимосвязанных  в  определенном  порядке  управленческих  операций  и документов,  направленных  на  достижение  фиксированной  цели.

7) Особенности управления в таможенных  органах

Сущность управления и ее специфика в таможенных органах  предопределяется условиями, в которых  протекает этот динамический процесс. Поэтому целесообразно представить  основные факторы, влияющие на управление всей сложной системой элементов  таможенного дела (рис. 2).

Рис. 2. Факторы, влияющие на управление в таможенных органах

Внутреннюю среду  организации составляют такие элементы, как миссия, цели и задачи, материально-технические  ресурсы, структура, технология и люди.

Миссия - это основная цель существования, предназначение организации. Миссия является основой для выработки  целей и стратегии организации, влияет на организационную культуру, т.к. персонал организации должен разделять  основную цель, создавать и вносить  вклад в ее достижение, разделять  ценности и принципы, отраженные в  миссии организации.

Цели организации - это желаемые результаты, на достижение которых направлены усилия организации. На основе миссии определяются цели организации, которые отражают разнообразные  направления ее деятельности с указанием  сроков их выполнения. Это могут  быть долго-, средне- и краткосрочные  цели, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.

Задачи - предписанная работа, серия работ или часть  работы, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи формулируются на основе разделения труда. На основе решения руководства  о структуре каждая должность  включает ряд задач, которые рассматриваются  как необходимый вклад в достижение целей организации.

Материально-технические  ресурсы - это сырье, материалы, оборудование, транспортные средства. От качества сырья, мощности и надежности оборудования зависит качество конечной продукции  и услуг.

Технология - это  способ преобразования сырья. В качестве сырья могут выступать физические материалы, информация для принятия решений. Применение различных технологических процессов от простых, стандартных до высоких технологий отражается на структуре организации и профессионализме персонала.

Структура организаций - это конструкция организации, состоящая  из сочетания уровней управления и функциональных областей. В каждой организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда основывается на иерархии уровней управления, горизонтальное - на разделении работ на небольшие  специфические задачи на основе специализации, делении организации на подразделения, службы и отделы.

Люди - главный  внутренний фактор, от способностей, потребностей, умений, творческих навыков, квалификации и интеллектуального уровня работников зависит успех организации.

Внешняя среда  организации оказывает разнообразное  влияние, предоставляя благоприятные  условия и возможности для  эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Внешняя  среда подразделяется на среду косвенного воздействия (макросреду) и среду  прямого воздействия (микросреду).

Макросреда является общей средой для деятельности всех организаций, ее можно разделить  на следующие факторы.

Экономика как  фактор внешней среды имеет основные параметры: размер валового национального  продукта, темп инфляции, размер процентной ставки банка, валютный курс, дефицит  бюджета, уровень безработицы, нормы  налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и  т.д.

8) В настоящее время в ТС нет существенных объемов электронного декларирования. Участники внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД) не всегда уверены, что электронное декларирование реально ускорит и упростит процедуру таможенного оформления, опасаясь, что использование такой формы подачи декларации будет сопровождаться обязательным таможенным досмотром. Специалисты считают, что необходимо совместить предварительное информирование и электронное декларирование, реализовав возможность подачи электронной декларации через Интернет. В этом варианте возникает проблема - обеспечить сохранность данных. Что касается "обязательности" таможенного досмотра, то совершенствование СУР призвано решить проблему эффективного таможенного контроля по принципу выборочности, а ограничение доли товаров, подвергающихся досмотру при их ввозе и вывозе с территории Российской Федерации, предусматривается целевыми ведомственными программами развития таможенной службы России на 2004-2008 гг.

Одним из направлений научно-технического прогресса в таможенном деле является совершенствование используемых технологий. Таможенная служба России нуждается  в активном внедрении новых информационных технологий, комплексных автоматизированных систем таможенного контроля и современных  технических средств для их реализации. На основе современных информационных технологий предполагается:

развивать и совершенствовать систему  управления рисками (СУР);

развивать предварительное информирование и электронное декларирование товаров;

расширять обмен информацией с  другими странами;

сравнивать информацию из различных  источников в целях проверки ее достоверности  и повышения эффективности таможенного  контроля.

Другими направлениями научно-технического прогресса в таможенном деле являются:

внедрение перспективных технических  средств и автоматизированных систем таможенного контроля массо-габаритных грузов (в частности создание инспекционно-досмотровых комплексов);

расширение действующих и создание новых баз данных;

расширение научно-исследовательских  функций и спектра проводимых таможенными лабораториями анализов в целях идентификации товаров  и уточнения их характеристик;

разработка новых программных  продуктов для СУР, защиты информации от несанкционированного доступа и  автоматизированных систем поддержки  управленческих решений.

9) Методы управления - это совокупность  приемов и способов воздействия  на персонал для достижения  целей управления организацией.

Информация о работе Система управления в таможенных органах