Сертификаты происхождения товаров по форме «А» и «СТ-1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование особенностей определения страны происхождения товара, как документально-правовое удостоверение страны происхождения товара и применение сертификатов формы «А» или «СТ-1» к соответствующей стране.
Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть значимые аспекты определения страны происхождения товаров;
- изучить общие правила определения страны происхождения товаров;
- исследовать порядок определения страны происхождения товаров и предоставления тарифных преференций

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

графа 11 - "Номер и дата счета-фактуры". Указываются сведения о счете-фактуре, или счете-проформе, или ином документе, отражающем финансовые и/или количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных внешнеторговых договоров/сделок, когда груз идет от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно);

графа 12 - "Удостоверение". Заполняется уполномоченным органом  и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата, а  также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом;

графа 13 - "Декларация заявителя". Указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.

Сертификат  может быть не признан таможенными  органами страны ввоза для целей  предоставления товарам режима свободной  торговли в случае, если:

в предоставленном  документе имеются подчистки, помарки или не заверенные в соответствии с настоящими Правилами исправления или отсутствуют необходимые подписи и/или печати;

проставленные в сертификате оттиски печатей  и/или подписи лиц, а также указанные  адреса органов, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты формы СТ-1, не соответствуют информации, имеющейся в наличии у таможенной службы страны ввоза;

сведения, указанные  в сертификате, не соответствуют  декларируемым или не позволяют  провести однозначную идентификацию  товара относительно декларируемого;

бланк предоставленного сертификата не соответствует образцам бланков, имеющимся в наличии  у таможенной службы страны ввоза;

в предоставленном  сертификате подпись лица, уполномоченного  удостоверять сертификаты, выполнена  в виде факсимиле.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В мировой торговле существуют две группы правил определения  страны происхождения товаров.

Первая группа – это не преференциальные правила определения страны происхождения. Они связаны с неприменением мер преференциальной торговой политики. То есть они применяются, когда речь идет о мерах нетарифного регулирования и специальных защитных и антидемпинговых мер. Дифференциальные правила установлены соглашением Таможенного союза о единых правилах определения страны происхождения. Оно применяется по отношению к товарам, происходящих из стран, которые не образуют с Россией зону свободной торговли, а также страны, которые не являются странами-бенефициарами (то есть странами-получателями тарифной преференции).[12]

Вторая группа – преференциальные правила. Они имеют более актуальное значение, так как применяются для предоставления преференциального тарифного режима. Здесь есть три основных правила. Во-первых, это правила, которые устанавливают определение страны происхождения товара из развивающихся и менее развитых стран. Эти правила установлены соглашением 2008 года тоже в рамках между государствами-членами Таможенного союза. Во-вторых, правила, которые применяются в отношении товаров, происходящих из стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Это новое соглашение, которое пришло взамен правилу 2000 года. Ну и, в-третьих, Сербия, которая является страной, образующей вместе с Россией зону свободной торговли.

Это совсем недавний протокол, который  устанавливает  тарифные изъятия и правила определения  страны происхождения.[12]

Несколько слов о единой системе тарифной преференции. Правовая основа устанавливается Комиссией  Таможенного союза и включает в себя перечень стран-бенефициаров как развивающихся, так и менее развитых стран. Включение стран-бенефициаров в этот перечень регулируется протоколом единой системы тарифной преференции 2008 года. Решением Комиссии Таможенного союза №130 от 27.11.2009 установлены конкретные страны и перечень преференциальных товаров. Единая система тарифной преференции пришла на смену общей системы преференции. Она предоставляется в одностороннем порядке, без принципов взаимности. Не требуется предоставления аналогичных тарифных преференций в отношении товаров, экспортируемых из РФ в эти же страны, то есть в страны-бенефициары.[9]

Более актуальный вопрос – это вопрос документального  подтверждения. Кодекс Таможенного  союза (глава №7) устанавливает два  вида документов, которые используются для подтверждения страны происхождения товаров. Первый документ – это декларация происхождения товаров. Что касается СНГ, то правила не устанавливают случаи, когда предоставляется декларация происхождения товаров. Она относит это на национальное законодательство страны ввоза. Сделали попытку установить такие случаи нормативным документом (не приказом ФТС, а актом правительства), внесли в правительство соответствующее постановление, но правительство отказалось его принимать по причине того, что в законе о таможенном регулировании правительство не наделено такими полномочиями на определение случаев декларации происхождения товаров. Поэтому, воспользовавшись, случаем внесения поправок в Таможенный кодекс ТС,  предложили коллегам по Таможенному союзу (Белоруссии и Казахстану) установить такие случаи решением органа Таможенного союза Единого экономического пространства. Это вопрос уже не РФ, а трех государств, здесь должен быть единый подход. Хочется верить, что в целях облегчения  установят такие случаи. Предполагается, что речь должна идти о поставках из СНГ, которые не являются значимыми с точки зрения стоимости. То есть, здесь нет смысла получать сертификат установленной формы и предоставлять его в таможенные органы. Достаточно использовать в качестве декларации происхождения товара коммерческие и товаросопроводительные документы, но при условии, что позволяют идентифицировать товар и его страну происхождения.

Что касается развивающихся  и менее развитых стран, Сербии и  Черногории (Черногория также является страной, образующей с РФ зону свободной торговли), то эти случаи определены. То есть, если стоимость товарной партии не превышает определенной стоимости, то не требуется предоставления сертификата установленной формы, а достаточно предоставить коммерческий документ, где будет видно страну происхождения.[12]

Что касается третьих  стран, то соглашением о единых правилах определения страны происхождения  не регулируется вопрос документального  происхождения.

То есть в  таких случаях достаточно использовать декларацию происхождения товаров.

Что касается сертификатов происхождения товаров СНГ и Грузии. Для подтверждения страны происхождения товаров используется сертификат происхождения товаров формы «СТ-1». Для тех государств, которые подписали соглашение 2009 года – это 13-графный бланк сертификата; для Грузии – 12-графный бланк сертификата (там нет графы о критерии происхождения товара). Что касается развивающихся и менее развитых стран, Черногории. Для цели подтверждения страны происхождения используется сертификат о происхождении формы «А», который предоставляет развивающимся и менее развитым странам такую преференцию.

Ноу-хау – это Сербия и сертификат о происхождении товара формы СТ-2. В дальнейшем будут появляться новые зоны свободной торговли. СТ-1 используется для стран, которые входят с Содружество Независимых Государств. Для стран, которые не входят в СНГ, но образуют с РФ зону свободной торговли, используется СТ-2.

Как быть с документальным подтверждением страны происхождения  товара в рамках электронного декларирования? Требование по предоставлению оригинала сертификата (формы А или СТ-2, СТ-1) для целей предоставления тарифной преференции - необходимо предоставления оригинала сертификата. Полностью поддерживая инициативу электронной торговли, решили построить электронную систему сертификации с теми странами, с которыми имеется зона свободной торговли и со странами-бенефициарами. Суть системы заключается в том,  что российские таможенные органы будут иметь доступ к электронной системе, по которой можно будет идентифицировать этот сертификат (номер будет указан в декларации на товары), определить выполнение критерия, идентифицировать товар, и если эта преференция заявляется до выпуска, то принимать решение о предоставлении тарифной преференции. [11]

Несколько слов об условиях предоставления тарифной преференции. Во-первых, это соответствие товара установленным критериям. В отношении СНГ действуют несколько критериев: смена кода, перечень. Если товар попадает в перечень, то мы руководствуемся перечнем производственно-технологических операций, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из СНГ. Если товар не попадает в перечень, то  руководствоваться основным правилом – это смена кода на уровне первых четырех знаков. Что касается Сербии, то здесь действует критерий адвалорной доли, то есть стоимость материалов иностранного происхождения не должна превышать 50% стоимости конечной продукции. Третьи страны. Здесь едиными правилами заложен основной критерий – смена кода на уровне первых четырех знаков. Но этими же правилами допускается в отношении определенной номенклатуры товаров и стран устанавливать решениями Комиссии Таможенного союза отдельные правила (правило адвалорной доли или перечень) Эксперты трех стран собрались и решили, что необходимости установления таких критериев нет, поэтому пока руководствоваться сменой кода на уровне первых четырех знаков. Что касается правила закупки и прямой поставки, то это правило установлено как правилами СНГ, так и правилами развивающихся и менее развитых стран. Не может быть такого, что заключается контракт между двумя резидентами, но право собственности переходит третьему лицу, которое не является резидентом. Что касается прямой поставки, то если говорится о развивающихся и менее развитых странах, то поставка должна идти непосредственно от страны-бенефициара. Причем в настоящих правилах не говорится о том, что страна-бенефициар является страной происхождения товара. Что касается СНГ, то товар также должен идти из государства-члена СНГ на территорию РФ, не покидая территорию СНГ за исключением ряда условий (например, экономических).[10]

Сертификат  должен быть хорошо оформлен. Если сертификат оформлен с нарушением, то в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Таможенного  Кодекса Таможенного Союза таможенный орган имеет полное право отказать в предоставлении тарифной преференции. Также, если есть сомнения в том, что выполняются критерии или не выполняются, выдавался ли сертификат или нет, то в таком случае у нас есть механизм дальнейшей дополнительной проверки. Он заключается в том, что  готовится международный запрос в уполномоченный орган, обращаются за разъяснением, просят подтвердить выдавался ли сертификат или нет. Странам-бенефициарам дан срок в 6 месяцев. Если в этот срок уполномоченный орган, который выдавал  сертификат,  не отвечает, то имеется полное право преференцию не давать до получения ответа от уполномоченного органа. То же самое и со странами СНГ. 
Также должны быть соблюдены требования к административному сотрудничеству. Это значит, что страна, претендующая на получение преференциального режима должна набрать страну, которая дает этот преференциальный режим, информацию об уполномоченных органах, их адресах и печати, чтобы иметь возможность проверить факт выдачи подлинности этого сертификата. Если нет такой информации, то преференциальный режим не может быть предоставлен.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

Нормативно-правовые источники:

 

1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010),(статья 58 Общие положения о стране происхождения товаров)

2. Федеральный  закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

(статья 109 Определение и заявление страны происхождения товаров), (статья 110 Контроль правильности определения страны происхождения товаров)

4. Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 (с изм. от 28.09.2012) "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"

5. "Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (Заключено в г. Москве 12.12.2008)

 

Специальная литература:

6. Андриашин, Х.А. Таможенное право: учебник / Х.А.Андриашин, В.Г.Свинухов, В.В.Балакин. – М.: ИНФРА-М, Магистр, 2010.

7. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России: учебник / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко; отв.ред. Н.И. Химичева. – М., 2010.

8. Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учебник / Б.Н.Гмбричидзе. - М., 2008.

9. Козырин, А.Н. Таможенное право России: учебное пособие / А.Н.Козырина. - М., 2010.

10. Таможенное право: учебник / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М., 2008.

11. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). М., 2005.

12. www.customs.ru

 

 

 

 

 

 
   
   


Информация о работе Сертификаты происхождения товаров по форме «А» и «СТ-1»