Сертификация во внешнеторговых операциях российских участников ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы очень актуальна на данный момент, т. к. Россия активно участвует и развивается в международной торговле. С вступлением в ВТО следует ожидать увеличения экспорта и импорта товаров. К числу основных задач экономического и социального развития России на современном этапе относится создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может функционировать, если в его системе отсутствуют единые нормы, правила, законы. Участники рыночных отношений должны знать правила "игры" и следовать им. В этой связи, создание и развитие системы сертификации в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Сертификация: цели, схемы, виды, этапы 4
1.1 Порядок проведения сертификации 11
1.2 Органы сертификации 15
1.3 Документальное оформление результатов сертификации 19
2. История сертификации 23
2.1 Сертификация в СССР 24
2.2 Сертификация в России 25
2.3 Сертификация в международной торговле. 26
3. Проблемы сертификации 33
Заключение 38
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Сертификация во внешнеторговых операциях российских участников ВЭД..docx

— 82.52 Кб (Скачать файл)

Что нужно сделать, как  решить проблемы, чтобы экспертиза заняла достойное место в нашей  экономике?

Первая проблема - нежелание многих государственных органов и отдельных чиновников давать дорогу и признавать результаты работы негосударственных, независимых экспертных и сертификационных компаний. Продолжается достаточно активный процесс создания ведомственных экспертных организаций, которые по заданию своего ведомства проводят работы. При этом нарушается главный принцип независимости - экспертная организация и заказчик экспертизы не должны быть организационно и финансово связаны между собой.

Могут быть и другие ситуации, например, в таможенных органах. Для  проведения экспертизы и сертификации они создают собственные таможенные лаборатории. Формально заказчиками  экспертизы в таможенных лабораториях являются организации - участники внешнеэкономической  деятельности, но обращаются они в  лаборатории по обязательному к исполнению направлению таможенных органов, которые и используют в своей деятельности результаты экспертизы. То есть и в этом случае участник внешнеэкономической деятельности получает не независимую, а внутриведомственную экспертизу. Причем во многих регионах России таможенные лаборатории занимают монопольное положение в области таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это часто оборачивается очень длительными сроками проведения работ, а значит "простоями" в проведении сделок или ограничениями в использовании собственных финансовых средств. При этом возникает поле для злоупотреблений со стороны сотрудников таможни или таможенных лабораторий.

Решить эту проблему можно  было бы, расширив область применения негосударственной, независимой экспертизы в целях обеспечения выполнения государственными органами своих функций  по контролю и управлению. Наиболее актуальными областями для этого, по нашему мнению, являются таможенный контроль, валютный контроль, лицензирование внешнеэкономческой деятельности. Именно здесь участники внешнеэкономической деятельности и бюджет государства несут наибольшие потери из-за неоперативности, предвзятости и мздоимства чиновников от экспертизы.

Вторая проблема - компетентность независимых экспертных и сертификационных организаций. При привлечении негосударственных, независимых экспертных и сертификационных организаций к обслуживанию внешнеэкономической деятельности как в интересах участников сделок, так и в интересах государственных органов контроля и управления, компетентность является одним из важнейших факторов. Нельзя эту работу доверять неграмотным шарлатанам, которых в период реформ расплодилось множество. Путей для борьбы с некомпетентностью в этой области может быть много, но, по нашему мнению, магистральными могли бы стать следующие:

- разработка и принятие  законодательства об основах  экспертной деятельности, которое  бы определяло области применения  экспертизы, объекты экспертизы, права,  обязанности и ответственность  субъектов экспертной деятельности, организацию допуска организаций  к экспертной деятельности, международное  сотрудничество и многие другие  вопросы. Проект такого закона  разработан компанией "Мосэкспертиза" и был рассмотрен на международном семинаре в Москве в 1997г. С учетом высказанных замечаний проект был доработан и готов к представлению в государственные органы. Вместе с тем его дальнейшее продвижение и перспективы принятия во многом зависят от поддержки экспертной общественности и участников внешнеэкономической деятельности;

- проведение работ по  стандартизации экспертной деятельности. Стандарты должны конкретизировать  требования к экспертам и экспертным  организациям и процедурам их  деятельности на основе закона. Эти стандарты могут быть как  государственными, так и стандартами  общественных объединений или  отдельных организаций. Такой  работой уже начала заниматься  Российская торгово-промышленная  палата и компания "Мосэкспертиза";

- развитие системы аккредитации  экспертных организаций при государственных  органах управления и контроля (таможенных органах, органах  лицензирования, валютного контроля  и т.п.). Аккредитация должна обеспечить  допуск к проведению экспертизы в интересах этих органов только экспертным организациям, отвечающим определенным требованиям по своей компетентности, наличию подготовленных кадров, методической базы, необходимого оборудования, опыта работы в заявленной области и т.п. Опыт такой аккредитации в России имеется (например, при Федеральном долговом центре Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю) и он показал свою высокую эффективность;

- сертификация систем  качества оказания услуг в  экспортных организациях на основе  стандартов ИСО серии 9000. Опыта  такой работы в России практически  нет. Компания "Мосэкспертиза" является первой, которая внедряет у себя систему качества оказания экспертных услуг. Эта работа в определенной степени затрудняется отсутствием государственных стандартов на экспертную деятельность как услугу.

Таковы магистральные  направления обеспечения компетентности экспертных организаций. При их реализации любой заказчик экспертизы будет  уверен, что получит качественную услугу в экспертной области.

Третья проблема - обеспечение международного признания результатов экспертной деятельности российских экспертных организаций и организаций из других стран СНГ. Это проблема имеет исключительную важность для защиты государственных интересов и интересов предпринимателей, особенно при проведении внешнеторговых экспортных операций. Проверки количества и качества экспортируемых из России товаров требуют сейчас практически все иностранные покупатели. Однако из-за отсутствия системы признания результатов нашей экспертной деятельности за границей к таким проверкам на территории России чаще всего привлекаются не российские, а иностранные экспертные (инспекционные) компании. Факты свидетельствуют, что часто эти компании отступают от принципов объективности и независимости и, проводя не совсем объективную экспертизу, "подыгрывают" своим фирмам-импортерам, защищают интересы своей страны. Такое "подыгрывание" наносит немалый ущерб нашим экспортерам и экономической безопасности России.

Признание результатов нашей  экспертной деятельности за границей позволило бы в значительной степени  решить эту проблему. Хотя при этом требуется жесткий контроль за работой наших экспертных компаний на тех принципах обеспечения компетентности и объективности, которые были изложены выше. Обеспечение признания могло бы быть получено через процедуры сертификации или аттестации наших экспертных организаций в известных зарубежных органах, например, TUV, UKAS, а также процедуры вступления наших организаций в международные объединения инспекционных компаний (например, IFTA) через предусмотренные для этого проверочные процедуры.

Четвертая проблема - недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить. Отдельные бизнесмены надеются на русское "авось", на то, что иностранный партнер не подведет: поставит товар нужного качества и количества, обеспечит его упаковку в соответствующую тару, вовремя оплатит контракт и т.п. А когда этого не происходит, хватаются за голову и спрашивают: "Кто виноват и что делать?" Но при этом часто бывает, что искать виноватого поздно и делать что-либо тоже. Сэкономив на экспертизе, теряют значительно больше из-за недобросовестности иностранных партнеров.

А сделать следовало бы следующее: пронести экспертизу проекта  контракта перед его подписанием  и включить в него разделы, обеспечивающие поставку товаров надлежащего качества. Заказать предконтрактную проверку качества товаров, а также предотгрузочную и приемочную экспертизу товара по количеству и качеству. Сделать ряд экспертиз для таможенных целей (классификация товаров по ТН ВЭД СНГ, опенка таможенной стоимости товаров и т.п.). Тогда можно быть уверенным, что любой спор с иностранным партнером, да и таможней тоже, можно будет выиграть, а значит сэкономить собственные деньги.

Пятая проблема - развитие добровольной сертификации в интересах обеспечения внешнеторговой деятельности. Существующие в настоящее время системы обязательной сертификации продукции направлены в первую очередь на обеспечение безопасности этой продукции для потребителей, окружающей среды и имущества граждан и организаций. Однако для обеспечения внешнеэкономической деятельности этого недостаточно. Должна шире развиваться сертификация товаров и услуг на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность (в области таможенного контроля, валютного регулирования, лицензирования и. т.п.), а также требованиям контрактов.

Для такой сертификации лучше  всего подходит статус добровольной, а правила такой сертификации должны разрабатываться экспертными  организациями по согласованию с  организациями, которые будут использовать результаты сертификации (таможенные органы, органы валютного контроля и т.п.). Системы добровольной сертификации должны создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области  сертификации, а регистрироваться установленным  порядком и органах Госстандарта. Опыт создания таких систем, например, в отношении продукции военного назначения, уже есть (система "Оборон-сертификат"). Надеемся, что наше сообщение вызовет Ваш интерес, и мы с большой благодарностью и вниманием рассмотрим Ваши предложения и замечания по изложенным вопросам, а также любым другим вопросам, касающимся дальнейшего развития экспертизы в интересах обеспечения внешнеэкономической деятельности.

 

Заключение

 

Мировая практика показывает, что подтверждение соответствия посредством сертификации является только одним из инструментов обеспечения  качества и безопасности и действует  в гармоничном сочетании с  другими. Сертификация как средство независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуется  убедительностью и принципиальной простотой. Универсальность сертификации позволяет вовлекать в нее  большое число разнообразных  объектов. Этим объясняется широкий  размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговых отношениях между ними. Для потребителя сертификация – это гарантия заявленного соответствия, а для изготовителя - гарантия успеха. Вряд ли кто представит на рынок товар без сертификата - при отсутствии товарного дефицита и наличии конкуренции. Никто не будет покупать ни за какие деньги «кота в мешке». В условиях кризиса экономики России национальным бедствием стало распространение опасной продукции, поэтому одной и первоочередных проблем экономики является внедрение обязательной сертификации.

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений  необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Сертификация систем обеспечения  качества и производства дает предприятию  изготовителю продукции немало выгод  и преимуществ. Во-первых, она доказывает надежность партнера по бизнесу, в том  числе на отношениях с банками, которые  охотнее предоставляют предприятиям кредиты, чья система сертифицирована. Во-вторых, страховые компании отдают предпочтение таким предприятиям при  страховании от ущерба за некачественную продукцию.

Закон РФ "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и  услуг", "Об обеспечении единства средств измерений" создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его  торговый посредник, стремящиеся поднять  репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в  выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула.

Список  литературы

1. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия: учебник для вузов  / под ред. Л. Е. Стровского. – М.: Инфра-М, 2011. – 847 с.

2. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия: учебник / под ред.  Р. И. Хасбулатова и др. –  М. : Международные отношения, 2010. – 544 с.

3. Грачев Ю. Н. Внешнеэкономическая  деятельность. Организация и техника  внешнеторговых операции : учебно-практическое пособие. – М.: Интел-синтез, 2011. – 592 с.

4. Дегтярева О. И. Внешнеэкономическая  деятельность: учебное пособие. –  М.: Дело, 2009. – 320 с. 

5. Крылова Г. Д. Основы  стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит,  ЮНИТИ, 2008. - 497 с. 

6. Материалы сайта: http://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=48376.

7. Материалы сайта: http://www.diastola.ru/index.php?page =world_sertication

8. Материалы сайта: http://www.rospromtest.ru/content.php?id=35

9. Материалы сайта: http://progost.ru/sertifikaciya-v-rossii/sistemy-sertifikacii-v-rossii/

10. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/ 2-ое изд. - М.: Амалфея, 2010. – 302 с.

11. Свиткин М З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества на основе международных стандартов ИСО. - СПб.: ВСГЕИ, 2009. - 403 с.

Информация о работе Сертификация во внешнеторговых операциях российских участников ВЭД