Роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
Развитие тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, что подтверждено Законом РФ “ О Таможенном тарифе” и следовательно данный механизм должен работать в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
ГЛАВА 1 РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 11
1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 14
Таможенный тариф во внешнеторговом регулирование 18
Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок) 24
Правовые основы взимания таможенных пошлин 27
Страна происхождения 29
Режим наиболее благоприятствуемой нации 34
Таможенная стоимость товара 36
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 38
2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ 41
2.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 43
2.4 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ ВВОЗМЫХ ИЗ ЧИСЛА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН В РАМКАХ РНБ 46
2.5 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИЕ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ ИЗ ЧИСЛА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РАМКАХ НСП 51
2.6 ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ УСЛОВИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 57
ГЛАВА 3 ОПЫТ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60
3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60
ПРИМЕР 1 60
ПРИМЕР 2 62
ПРИМЕР 3 64
3.2 ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНЕ 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Стар.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе  тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с  внутренними и внешними условиями ее развития.

Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой  практике по своим масштабам и  срокам проведения. Все эти изменения  глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования,  как основного направления таможенной политики.

Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно  возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. 

Таможенно —тарифное  регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление  порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.

Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы.

Одним из направлений, получившего  широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.

Согласно Закону РФ “О таможенном тарифе” при осуществлении  торгово—политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров:

    • происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
    • происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один  раз в пять лет, Правительством РФ.

Если подвести итог, то можно дать краткое определение  преференциям. Под преференциями  понимаются особые льготы, предоставляемые  одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций  на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза. 

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Развитие  тарифных преференций, как части таможенно-тарифного  регулирования  на современном этапе необходимо, что подтверждено Законом РФ “ О Таможенном тарифе” и следовательно данный механизм должен работать в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание  экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Одно из направлений  данной области – это предоставление тарифных  преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве. 

 Таким образом,  активная политика в области   тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Таможенно-тарифное регулирование  внешней торговли России является одним  из важнейших методов регулирования  экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

 Пройденный исторический  путь российской таможни свидетельствует  о том, что в России таможенное  дело, таможенная политика сложились  как важнейшая сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1  РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде чем перейти  к классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности остановимся на основных понятиях и определениях.

Под внешнеэкономической  политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений  с другими государствами. Осуществление внешнеторгововой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Существующий ныне у  большинства государств обширный арсенал  инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Предлагаю рассмотреть следующую классификацию методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Схема 1.



 




Код товара                                                                Лицензирование


Ставка таможенной                                              Квотирование                    


пошлины

                                                                         Сертификация




         Таможенная  стоимость                                             Маркировка


        Страна происхождения                                               Упаковка


                                                                                               Ветеринарный,


                                                                                               гигиенический контроль                                                                              

 



      Дополнительная пошлина                                           Валютный контроль


     Специальная пошлина                                                   НДС


                                                                                                                             

                                                                                  Обеспечение уплаты


                                                                                  там. платежей      

                                                                          Меры контроля за ценами 


 

 

Остановимся поподробнее  на некоторых мерах регулирования:

    1. Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране ( цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.
    2. Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.
    3. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.
    4. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры., компенсационные меры и др.
    5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).
    6. Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.
    7. Монополизация Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
    8. Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности. 

 Оценивая таможенные  политику и методы регулирования  внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

 Тарифные и нетарифные  методы регулирования ВЭД должны  применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

Интенсивное развитие международных связей в последнее десятилетие стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил применяемых в международной торговле.

Но и до вступления в рыночную экономику наша страна накопила определенных опыт в использование методов государственного регулирования внешней торговли.

1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС  В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Если остановиться вкратце  на истории возникновения таможенных методов регулирования,  то можно обозначить несколько этапов.

В ХVI  были введены “таможенные грамоты”, издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонения от уплаты.

В ХVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс.  Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну.

Поворотным моментом в истории таможенного дела  стал Новоторговый устав 1667 года, в  который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.

Перейдя в эпоху Петровских преобразований можно отметить основные тенденции. Это односторонняя фискальная направленность российской таможенной  политики.

Для Петра I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Вероятно поэтому до конца первой четверти ХVIII века протекционистские меры применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.

После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике.

Информация о работе Роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности