Развитие таможенной службы в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Кардинальные изменения в общественно-политической и экономической жизни Российской Федерации 90-х годов ХХ века, открытие границ, переход экономики к рыночным отношениям, либерализация внешней торговли и сложившаяся в связи с этим принципиально новая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности поставили вопрос о необходимости реформирования как всей государственно-административной системы, так и одной из ее основных составляющих - таможенной службы.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ 4
2. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОШЛИНЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
3. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ 10
4. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

становление там органов.docx

— 48.02 Кб (Скачать файл)

Таможенный  тариф 1822 г. частично прекратил ввоз импортных товаров в Россию, обеспечив активный торговый баланс. Начала развиваться внутренняя хлопковая промышленность. Однако запрещающий тариф на импортные товары уменьшил спрос на российское сырье, повысил цены на товары; способствовал росту контрабанды. Поэтому новый таможенный тариф 1850 г. постепенно смягчил, заперт и умеренно сохранил ограничения ввоза иностранных товаров.

Таможенная  политика первой половины XIX ст. отражала протекционистские тенденции (ограничение ввоза иностранных товаров), обеспечивала верхушке российской буржуазии высокую прибыль, накопление капиталов для развития промышленности.

В таможенной политике Российского государства  второй половины XIX ст. предпочтение отдавалось свободной торговле и предпринимательству, уменьшилась пошлина на сельскохозяйственные продукты и цены на них.

Призыв  свободной торговли был направлен  на защиту интересов промышленной буржуазии, которая боролась за отмену таможенных барьеров на иностранных рынках, облегчая продвижение своих товаров на них, и обеспечивала преимущество экспорта над импортом, а своей стране.

В 1864 г. в Министерстве финансов был организован Департамент таможенных сборов для управления таможенными учреждениями. Повысилась действенность таможенного контроля в сфере борьбы с контрабандой, увеличились взносы таможенных сборов в казну.

Начинается  активное строительство и организация  таможенных органов, разрабатываются  инструкции, положения, уставы, что  строятся пограничные сооружения.

В инструкции по ведению дел о контрабанде, утвержденной ГТУ 31 декабря 1942 г., лица, виновные в контрабандном ввозе наркотических средств, а также в их хранении и сбыте, привлекались к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовных кодексов союзных республик с конфискацией товаров и наложением штрафов в административном порядке.

В этот период существовала и «мнимая» контрабанда, когда предметы не превышали пассажирскую норму, но скрывались от таможенного  контроля и обнаруживались только в результате таможенного досмотра. Этот вид контрабанды советскими законами не предусматривается, поэтому обнаруженные в результате досмотра предметы, не превышающие нормы, пропускались.

Во второй половине 1940-1950-х гг. сложился механизм борьбы с таможенными правонарушениями.

Закон, утвержденный 25 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР пятого созыва «Об уголовной ответственности за государственные преступления» в ст. 15 предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений и так давал определение контрабанде: Контрабанда, то есть незаконное перемещение товаров или иных ценностей через границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.

Законодатель  отказался от ряда признаков, ранее  характеризовавших квалифицированную  контрабанду (таких, как контрабанда  с использованием специальных перевозочных средств, совершение контрабанды вооруженными лицами, контрабанда аннулированных ценных бумаг и некоторых видов имущества), и установил меру наказания в виде лишения свободы на срок от 3-х до 10-ти лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2-х до 5-ти лет или без ссылки.

В связи  с принятием этого закона были исключены из УК союзных республик  составы преступлений, предусматривавшие  ответственность за нарушение Положения о монополии внешней торговли, и простая контрабанда (ст. 59 и 83 УК РСФСР).

В 60-е  гг. XX в. между странами-участницами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) складывались новые взаимоотношения. Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со странами социалистического содружества явились экономические, научно-технические, научные, производственные связи. Внешнеэкономические связи стран социалистического содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны. СССР наращивал торговлю, а с октября  1961 г. вводился в действие новый Таможенный тариф.

Минимальные ставки пошлин, предусмотренные в  тарифе, применялись к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским  товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации  в отношении таможенного обложения, а максимальные ставки пошлин –  к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют.

Таможенным  тарифом предусматривались ставки таможенных пошлин по привозной торговле. Беспошлинный ввоз распространялся  на 26 из 36 наименований химических продуктов, удобрений, каучука.

5 мая  1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Он представлял собой систематизированный законодательный акт, устанавливающий принципы таможенного дела в стране на данный период времени.

Управление  таможенным делом на территории СССР относилось к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.

Таможенные  учреждения СССР осуществляли контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершали таможенные операции и вели борьбу с нарушением таможенных правил и контрабандой.

К ведению  Главного таможенного управления относилось:

а). Управление местными таможенными учреждениями, дача им руководящих указаний и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу;

б). Разработка вопросов таможенной политики;

в). Участие  в разработке проектов международных  соглашений в части, касающейся таможенного  дела;

г). Подготовка проектов таможенных тарифов и решение  вопросов, связанных с применением таможенных тарифов;

д).  Разработка и осуществление мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой;

е). Рассмотрение жалоб на решения таможен и  действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в  порядке надзора решений местных  таможенных учреждений.

Главное таможенное управление возглавлял начальник  управления. Местными таможенными учреждениями являлись таможни и подчиненные  им таможенные посты.

Для оперативных  работников таможенных учреждений устанавливалось  ношение форменной одежды. Форма  одежды и перечень должностей оперативных работников, для которых устанавливалось ношение форменной одежды, утверждалось Советом Министров СССР, а правила ношения форменной одежды – министром внешней торговли.

Грузы пропускались через государственную границу  СССР в соответствии с законодательством о государственной монополии внешней торговли и положениями Кодекса. Пропуск грузов через государственную границу СССР производился через таможенные учреждения. Под грузом понимались всякого рода предметы, перемещаемые через государственную границу СССР (в том числе багажом и почтовыми отправлениями).

Таможенный  контроль осуществлялся за грузами:

а) ввезенными из-за границы – со времени прибытия и до выпуска их таможенным учреждением внутрь страны;

б) вывозимыми за границу – со времени предъявления таможенному учреждению и до выпуска их таможенным учреждением за границу;

в) транзитными – со времени прибытия из-за границы и до выпуска их таможенным учреждением за границу;

г) перевозимыми из одних таможенных учреждений в другие – до выпуска их таможенным учреждением назначения внутрь страны или за границу.

Время прибытия в места расположения таможенных учреждений транспортных средств и  продолжительность стоянки их устанавливались  соответственно Министерством морского флота, Министерством путей сообщения, Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР и органами управления речным и автомобильным транспортом союзных республик с учетом необходимого для осуществления таможенного контроля времени, определяемого по согласованию с Министерством внешней торговли.

Лица, направляющиеся за границу и прибывающие из-за границы должны были следовать через таможенные учреждения и контрольно-пропускные пункты пограничных войск.

В международных  почтовых отправлениях допускались  к ввозу в СССР с уплатой  таможенных пошлин предметы личного  потребления по списку и нормам, утверждаемым Министерством внешней торговли по согласованию с Министерством финансов СССР и Министерством связи СССР. Поступившие из-за границы в почтовых отправлениях предметы не могли использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Грузы могли перевозиться из одних таможенных учреждений в другие для досмотра и оплаты пошлиной, а также для выпуска их за границу. Перевозка таких грузов производилась под ответственностью транспортных организаций, принявших грузы к перевозке, с соблюдением правил таможенного контроля за соответствующими транспортными средствами и перевозимыми на них грузами.

Таможенные  учреждения производили досмотр  грузов для установления законности их перемещения через государственную  границу СССР, определения тарифного  наименования, цены, количества и в  подлежащих случаях качества. Досмотренные грузы могли быть подвергнуты  передосмотру.

Таможенные  пошлины определялись тарифами, утверждаемыми  Советом Министров СССР. Таможенная пошлина исчислялась на основании  таможенного тарифа, действующего в  день платежа пошлины или в  день выпуска груза таможенным учреждением, в зависимости от того, какой из указанных сроков предшествует другому. Ценой для исчисления таможенной пошлины признавалась нормальная оптовая цена товара в месте его происхождения или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, перевозке, комиссии, вывозных пошлин и других подобных расходов, необходимых для покупки и подвоза товара к границе СССР (цена сиф-порт или франко-граница СССР). От оплаты таможенной пошлины освобождались:

а) грузы, оказавшиеся вследствие повреждения  непригодными к употреблению ни в качестве изделий, ни в качестве материалов;

б) грузы, погибшие при перевозке из одного таможенного учреждения в другое, а также во время выгрузки или  хранения в таможенных складах;

в) предметы иностранного происхождения, разрешенные  к условно-беспошлинному ввозу  в пределы СССР с целью их переработки  в изделия и окончательной  отделки их для обратного вывоза в виде изделий за границу;

г) привозимые обратно из-за границы произведения почвы и промышленности СССР;

д) привозимые обратно из-за границы предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу;

е) предметы иностранного происхождения, ввозимые временно с разрешения Главного таможенного управления при условии обратного вывоза их из пределов СССР в течение назначенного в каждом отдельном случае срока, который не может превышать одного года;

ж) грузы, вывозимые обратно за границу, если транспортной организацией будет представлено доказательство того, что груз ошибочно ввезен в СССР, а также, если относительно разрешенного к ввозу груза, находящегося под таможенным контролем, до истечения месячного срока распорядителем груза будет подано заявление об обратном вывозе;

з) грузы, предназначенные для научных и учебных целей, поступающие в адреса учебных заведений, научных и научно-иссследовательских учреждений;

и) предметы судового снабжения и снаряжения, плавающих под флагом СССР, в тех  случаях, когда эта закупка вызвана  постигшей судно аварией, лишившей его возможности безопасного  плавания; запас продовольствия, расходуемого согласно правилам, утверждаемым Министерством морского флота, а также закупленные за границей предметы оборудования и материалы, необходимые для эксплуатации воздушных судов СССР, если эта закупка вызвана аварией, вынужденной посадкой или поломкой воздушных судов за границей.

Начальники  таможен имели право налагать штрафы за нарушения таможенных правил и за контрабанду.

Таможенный  кодекс СССР 1964 г. говорил о двух видах контрабанды: контрабанда как административное правонарушение и контрабанда как уголовное преступление. В практике таможенного контроля выделены три вида правонарушений: перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением положений данного Кодекса; перемещение грузов с сокрытием от таможенного контроля; хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР.

Начальники  таможен имели право налагать штрафы за нарушения таможенных правил и за контрабанду. Суммы взысканных штрафов вносились в союзный бюджет.

«Контрабандой признавались (статья 100):

а) незаконное перемещение через государственную  границу СССР грузов (товаров, ценностей  и иных предметов), т.е. перемещение  грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований Кодекса  или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР;

б) продажа  без установленного на то разрешения товаров, ценностей и иных предметов, ввезенных из-за границы лицами, и предметы, полученные в международных  почтовых отправлениях, а также покупка  таких товаров, ценностей и предметов;

Информация о работе Развитие таможенной службы в России: исторический аспект