Развитие информационных таможенных технологий в Сибирском таможенном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:58, реферат

Описание работы

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

Grischuk.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

Развитие информационных таможенных технологий

в Сибирском  таможенном управлении

 

Добрый день, уважаемые  участники круглого стола!

Меняющиеся  условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных  систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие  внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Активное включение России в мировую внешнеэкономическую систему, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение новых информационных технологий привели к тому, что в последние годы российская таможенная система подверглась значительным изменениям, став более сложной, многомерной и интеллектуальной. Таможенная служба России вносит значительный вклад в доходную часть федерального бюджета страны. Таким образом, происходит трансформация таможенного дела в самостоятельную отрасль национальной экономики, где наряду с традиционными видами государственных работ, расширяется сфера услуг и зарождается производство информационной продукции.

Для российской таможенной системы наступил период освоения новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применения информационного обеспечения принятия таможенных решений.

Появление информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, обусловило коренные изменения в характере деятельности таможенной службы, потребовало совершенствования таможенно-логистических, таможенно-расчетных операций, таможенного постаудита, системы управления рисками, которые стали бы реально действующим современным инструментом государственного регулирования внешней торговли.

Развитие таможенной системы в современном понимании  должно основываться на глобальном сотрудничестве таможенных органов, стратегическом партнерстве с участниками ВЭД, таможенными перевозчиками, таможенными представителями, уполномоченными экономическими операторами, владельцами таможенных терминалов и экспертными организациями. Это сотрудничество должно охватывать широкий спектр предметных областей не только в технологиях и объектах обмена, но и в сфере совершенствования структуры управления, в области автоматизации и информационного обеспечения таможенных операций и управленческих решений, идентификации контролируемых объектов и подготовки специалистов в области таможенного дела. Сегодня становится ясным, что интеграция в области таможенного дела является фактом, обусловленным состоянием международного обмена, и требует серьезного изучения для выработки конкретных практических рекомендаций и методик для управления этим процессом.

В условиях роста  объемов внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов  позволяет решать много задач, связанных  с эффективным осуществлением таможенного  администрирования. Среди таких  задач можно выделить следующие:

- упрощение  и ускорение выполнения таможенных операций по таможенному контролю, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

- использование  системы управления рисками; накопление  информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах;

- оперативное  осуществление информационного  обмена с заинтересованными лицами, иными российскими органами государственной власти, зарубежными таможенными органами, в порядке и на условиях, установленных российским законодательством.

Федеральная таможенная служба России на сегодняшний день автоматизировала все процедуры, которые прописаны в Таможенном кодексе: прибытие/убытие товаров и транспортных средств на/с таможенную территорию Таможенного союза, оформление транзита товаров, помещение их на склады временного хранения, декларирование товаров с применением практически всех таможенных процедур. (импорт, экспорт, реэкспорт, переработка на/вне таможенной территории, режим свободной экономической зоны, магазины беспошлинной торговли и т.д.).

Кроме того, мы имеем возможность принимать  предварительную информацию о товаре еще до того, как он пересечет таможенную границу, использовать ее при регистрации прибытия и анализировать её с применением системы управления рисками.

Также, у нас  автоматизированы и вспомогательные  процессы. Мы создали целый ряд  систем, которые позволяют анализировать  данные таможенной статистики, проводить  сверку показателей взаимной торговли различных государств, выявлять области  риска, анализировать и прогнозировать поступление платежей в федеральный бюджет и т.д.

 

Хотелось бы привести некоторую  статистику. Сегодня таможенное декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме осуществляется на всех таможенных постах региона, включенных в так называемый Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащённость для применения электронной формы декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет. При этом, если в начале 2010 года данной технологией пользовалось всего 13 участников ВЭД, то  в 2011 году данной технологией воспользовалось 5,5 тыс. (что составляет 75 % от всех участников ВЭД, зарегистрированных в регионе СТУ).

Если говорить о количественных показателях электронного декларирования, то прослеживается постоянная положительная динамика увеличения доли деклараций, поданных и выпущенных в электронной форме. Так, если в начале 2011 года эта цифра составила 40 % от всего декларационного массива, то в  настоящее время доля электронных деклараций уже превышает отметку 90%.

Согласитесь, что приведенные данные позволяют нам говорить о том, что и таможня и бизнес уже в основном перешли на электронное декларирование.

 

На базе Интернет-декларирования сейчас широко развивается технология удалённого выпуска товаров, суть которой заключается в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товаров, и таможенного органа, в регионе которого осуществляется временное хранение товаров.

Технология  УВ позволяет декларанту:

1. Находясь удаленно от места нахождения товара, подать электронную декларацию в ближайший таможенный орган, оформить товары непосредственно на таможенной границе и сразу направить их к потребителю, а не во внутренний таможенный орган, что дает существенную экономию, как времени, так и финансов, т.к. исключается этап оформления процедуры таможенного транзита при этом сокращаются издержки, связанные с доставкой товаров под таможенным контролем в таможенный орган назначения;

2. Сократить количество документов предоставляемых в таможенные органы;

3. Отслеживать все этапы таможенного декларирования и таможенного контроля.

Со  2 февраля 2011 года в составе Иркутской и Новосибирской таможен начали работу новые специализированные посты – Иркутский и Новосибирский таможенные посты (центры электронного декларирования).

Комментарий: Создание специализированных таможенных постов стало результатом реализации государственной программы по переходу на электронное декларирование при осуществлении внешнеторговых операций без представления документов на бумажных носителях. И является очередным шагом реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Деятельность ЦЭДов только развивается, но при положительных результатах опыт создания и функционирования таких постов может быть положен в основу глобального реформирования системы таможенных органов, которое приведет к преодолению основного препятствия развития информационных технологий – необходимости физической привязки предприятий к таможенным постам.

Регионом  деятельности Иркутского и Новосибирского ЦЭДов является Сибирский федеральный округ, а также таможенно-логистические терминалы ТЛТ), расположенные вдоль российского участка таможенной границы Таможенного союза.

В целях дальнейшего развития деятельности ЦЭД планируется:

  1. Наделение их компетенцией по оформлению практически всех видов товаров (за исключением компетенций по драгметаллам, нефтепродуктам, алкоголю), заявленных во всех таможенных процедурах (импорт, экспорт, завершение временно ввоза, и т.д.).
  2. Расширение перечня таможенных органов, работающих с ЦЭД, в том числе в других РТУ.

С учетом выработанной практики электронного Интернет-декларирования, удаленного выпуска товаров, существует потенциал для разработки, экспериментального внедрения и апробации электронных технологий  таможенного контроля, базирующихся на принципиально новых подходах. В том числе – технологии, основанной на управлении таможенным контролем путем постоянного мониторинга таможенных операций и выработки указаний таможенным постам в рамках системы управления рисками, технологии автоматического выпуска товаров, технологии декларирования и выпуска вывозимых товаров без проставления таможенными органами выпуска отметок на товаротранспортных документах и т.п.

 

 Говоря о развитии и преимуществах технологий электронного декларирования, нельзя не затронуть тему, связанную с имеющимися проблемами в этой области.

В первую очередь необходимо отметить, что существуют технические проблемы, связанные с неравномерностью покрытия территории России каналами высокоскоростной связи.

Во-вторых, отсутствует единое информационное пространство между таможенными органами, иными смежными государственными органами и участниками ВЭД.

Комментарий: Мы начали создавать единое информационное пространство с предоставления гос.услуг в электронном виде. В реестр ФТС России внесено 15 государственных услуг, предоставление 10 из которых требует межведомственного взаимодействия. Для каждой из этих государственных услуг разработаны специальные технологические карты. Ведомства, которые являются поставщиками информации для Федеральной таможенной службы, создали свои электронные сервисы. В свою очередь мы также создали свои вэб-сервисы для доступа к данным другими ведомствами.

В дальнейшем на межведомственное взаимодействие будут  переведены практически все основные функции таможенных органов, при  котором будет осуществляться получение  разрешительных документов, лицензий, квот, дополнительных сведений непосредственно от федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых они находятся.

Недавно (в октябре месяце) в правительстве состоялось заседание Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, на котором Федеральная таможенная служба выступала с докладом о дальнейшем развитии информационной системы внешней взаимной торговли (ИИСВВТ) таможенного союза и национального сегмента Российской Федерации ИИСВВТ, а также планом реализации этой концепции, рассчитанным на ближайшие 3 года.

В соответствии с этим планом в первом квартале 2012 г. мы должны определить перечень документов и данных, которые необходимы Федеральной  таможенной службе для осуществления  ее деятельности в рамках Таможенного  союза. Нам необходимо составить технологические карты межведомственного взаимодействия более чем с 30 ведомствами, которые являются поставщиками информации. Мы получаем от федеральных органов исполнительной власти около 70 документов, которые используются в различных ситуациях, которые возникают при выполнении таможенных операций. Это и прибытие транспортных средств на границу, и оформление транзита, и помещение товаров на СВХ, и декларирование, и контроль после выпуска товаров и т.д.

На 2 и 3 кварталы 2012 г. намечены модернизация и создание сервисов для получения доступа к этим данным. В принципе, эти данные мы получаем и сейчас, но в рамках двухсторонних соглашений об информационном взаимодействии и не в режиме on-line, а в соответствии с регламентами – когда раз в квартал, когда раз в месяц, в некоторых случаях в режиме, близком к реальному времени. Через систему предоставление документов должно происходить в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Ещё одна проблема, которая находится вне компетенции  ФТС России. Это сложность подтверждения фактического вывоза для налоговых органов. Сейчас 165-я статья Налогового кодекса требует представления таможенной декларации с отметками о фактическом вывозе.

Комментарий: Принята в эксплуатацию и разворачивается на объектах пилотной зоны система контроля фактического вывоза товаров (СКВВ), которая была разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ. Система позволяет обеспечить проверку и сбор информации о фактическом вывозе товаров на центральном уровне (в ГНИВЦ ФТС России) и создаёт условия для передачи в режиме on-line в налоговую службу информации о том, какие товары и в каком количестве покинули территорию России. Теперь необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Переговоры идут.

 

Проблемные  вопросы.

В нарушение  Порядка заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию, утвержденного Решением Комиссии Таможенного  союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях  по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», при осуществлении таможенных операций используются сканированные документы под кодом 09014, в соответствии с классификатором видов документов, используемых при таможенном декларировании утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, включенные при этом в перечень альбома форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (далее – альбом форматов) и не относящиеся к схемам, чертежам, фотографиям и другим графическим материалам (FreeBinaryDoc) (далее – бинарные данные) (например: сертификат качества, сертификат о происхождении товаров, инвойс, спецификация, авианакладная, ДО1 и т.д.).

Информация о работе Развитие информационных таможенных технологий в Сибирском таможенном управлении