Проведение государственного контроля (надзора) в рамках ФТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы в пределах полномочий по контролю и надзору обеспечивают соблюдение требований законодательства Таможенного союза, Российской Федерации и международных договоров в области запретов и ограничений относительно подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в виде документального контроля в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Файлы: 1 файл

глава 2.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

Глава  2

2.1 Проведение  государственного контроля (надзора)  в рамках ФТС

 

Таможенные  органы в пределах полномочий по контролю и надзору обеспечивают соблюдение требований законодательства Таможенного союза, Российской Федерации и международных договоров в области запретов и ограничений  относительно подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в виде документального контроля в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

При обеспечении  соблюдения запретов и ограничений  таможенные органы контролируют наличие 34 различных разрешительных документов, выдаваемых  федеральными органами исполнительной власти, входящими в  систему государственного контроля за определенными категориями товаров: Минпромторгом России, МВД России, Минздравсоцразвития России, Минкомсвязи России, ФСБ России, ФСКН России, Росздравнадзором, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Росрыболовством и др.

В 2010 году ФТС России проведена работа по следующим  направлениям:

- установление достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления;

- совершенствование законодательной и нормативной правовой базы Таможенного союза, устанавливающей запреты и ограничения во внешней торговле товарами;

- организация взаимодействия ФТС России с иными контролирующими органами и участниками внешнеэкономической деятельности;

- создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

- совершенствование и сокращение количества документов и сведений, необходимых при таможенном декларировании товаров, связанных с подтверждением соблюдения запретов и ограничений.

В соответствии с этапами формирования Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС 
с 1 января 2010 года введены в действие единые меры нетарифного регулирования на всей территории Таможенного союза в отношении торговли с третьими странами. Произошли изменения в части порядка лицензирования, а также перечня товаров, подпадающих под запреты и ограничения.

В 2010 году ФТС России в целях создания условий  для реализации комплексных мер  по обеспечению соблюдения запретов и ограничений подготовлен проект положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в  рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, который пунктом 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 321 в целом одобрен. В настоящее время доработанный таможенными службами государств-членов Таможенного союза проект (пункт 4 решения Комиссии Таможенного союза) направлен в Комиссию Таможенного союза для внутригосударственного согласования.

В 2010 году таможенными органами выявлено свыше 8 тысяч недействительных документов, представленных для целей таможенного декларирования, организована работа по согласованию списков продукции под технические регламенты, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  
«О техническом регулировании». Принято около 20 технических регламентов и согласовано более 5 перечней (списков) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям принятых технических регламентов.

За указанный  период было зарегистрировано 45 037 оригиналов лицензий, выданных Минпромторгом России, из них на ввоз – 43 809 лицензий, на вывоз – 
1 228 лицензий. При этом на ввоз медицинских лекарственных средств было выдано  
14 586 лицензий (33% от общего количества лицензий), на ввоз говядины, свинины и мяса домашней птицы – 15 627 лицензий (36%), а на ввоз алкогольной продукции - 9 460 лицензий (22%) и др.

Основной  объем лицензий Минпромторга России был зарегистрирован в таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России (12 750 лицензии – 28 %), таможенных органах Центрального и Северо-Западного таможенных управлений 
(14 553 лицензий - 32% и 13 290 лицензий - 30% соответственно).

ФТС России приняты меры по обеспечению установленного в соответствии с постановлениями  Правительства Российской Федерации  от  5 августа 2010 г.  № 599  
«О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации» и от 30 августа 2010 г. № 654 
«О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от  
5 августа 2010 г. № 599» временного запрета на вывоз некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации с  
15 августа по 31 декабря 2010 года.

В целях  предотвращения неверной классификации  отдельных товаров  декларантом  при декларировании товаров в 2010 году подготовлены разъяснения по классификации  автомобилей-самосвалов и судов  морского и смешанного типа плавания (распоряжение ФТС России от 22 июля 2010 г. № 197-р), свиного жира и обваленного мяса, тельферов, предназначенных для подъема и перемещения грузов, металлических зубьев и аналогичных изделий, являющимися элементами ковшей экскаваторов и фронтальных погрузчиков, прицепов автомобильных. Таможенными органами было принято 5 953 решения по классификации товаров.

В 2010 году из 22 750 таможенных экспертиз (назначенных при проведении таможенного контроля) выявлено правонарушений в области таможенного законодательства 7 236, объектов правонарушений выявлено 241 636. По результатам таможенных экспертиз, выявившим правонарушения, таможенными органами возбуждено 1 010 дел об административных правонарушениях и 436 уголовных дел. 

По результатам  таможенных экспертиз доначислено в федеральный бюджет 
950,0 млн. рублей. 

 

2.2 Действия  по пресечению нарушений, обязательных  требований и (или) устранению  последствий таких нарушений  при осуществлении ФТС России  государственного контроля (надзора)

 

При выявлении  фактов нарушения валютного законодательства таможенные органы возбуждают дела об административных правонарушениях  по статье  
15.25 КоАП России. Протоколы и иные материалы дел об административном правонарушении, ответственность за которые установлена статьей 15.25 КоАП России, направляются на рассмотрение в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) как орган валютного контроля, уполномоченный применять санкции, в соответствии со статьей 23.60 КоАП России.

В 2010 году таможенными органами возбуждено и  передано в Росфиннадзор более 12,4 тысяч дел об административных правонарушениях на сумму более  
220 млрд. рублей.

 

2.3 Анализ  и оценка эффективности государственного  контроля (надзора)

 

Для анализа  и оценки эффективности государственного контроля (надзора) используются следующие  показатели.

Выполнение  утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных  проверок) - 90,5%.

Доля  проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) - 99%.

Доля  проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) -  89,9%.

Доля  проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам  наказаний (в процентах от общего числа проверок, в результате которых  выявлены правонарушения) - 50,8%.

Кроме того, для анализа и оценки эффективности  государственного контроля (надзора) используются показатели, характеризующие особенности  осуществления государственного контроля (надзора).

Доля  результативных специальных таможенных ревизий (в ТК ТС – выездных таможенных проверок) –  92%.

Доля  результативных проверок в их общем  проведенном количестве – 57%.

В 2010 году проведено 9 882 проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

По результатам  проведенных мероприятий: возбуждено 10 305 дел об административных правонарушениях, что на 3 % выше аналогичного показателя  
2009 года (9972 дела об административных правонарушениях), возбуждено 264 уголовных дела, что на 20 % ниже аналогичного показателя 2009 года (331 дело).

В 2010 году по результатам проверочных мероприятий  доначислено таможенных платежей, наложено штрафов с учетом прошлых периодов на сумму 3 497 млн. рублей, взыскано таможенных платежей, штрафов с учетом прошлых периодов на сумму  
1 379 млн. рублей.

Эффективность одного проверочного мероприятия по доначисленным таможенным платежам, пеням, наложенным штрафам составила 354 тыс. рублей, по взысканным таможенным платежам, пеням – 140 тыс. рублей.

 

2.4 Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

 

В связи  со вступлением в силу ТК ТС произошли  следующие изменения:

- срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров увеличен до трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем;

- установлена новая форма таможенного контроля – таможенная проверка;

- расширен перечень лиц, у которых может проводиться таможенный осмотр помещений и территорий;

- установлены новые формы таможенного контроля – проверка системы учета товаров и отчетности и учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенное законодательство Таможенного  союза содержит большое количество отсылочных норм к национальным законодательствам государств – членов Таможенного союза, что приводит к отсутствию единообразия и прозрачности таможенного администрирования, вызывает негативное восприятие интеграционных процессов у участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС России ведется работа по подготовке предложений  Российской Федерации по внесению изменений  в таможенное законодательство Таможенного  союза.

Внесено 95 предложений, касающихся изменений  в ТК ТС, 28 предложений по внесению изменений в международные соглашения и 13 предложений по разработке дополнительных решений и соглашений, в том  числе предложения по внесению изменений  в статьи ТК ТС, регулирующие проведение таможенного контроля, в части  установления правовых оснований для  назначения таможенной экспертизы  
(пункт 1 статьи 138 ТК ТС) и установления такого основания для временного приостановления проведения выездной таможенной проверки, как проведение встречной проверки (статья 132 ТК ТС).

 

 

2.5 Валютный контроль

Статья 198 определяет место  таможенных органов в механизме  валютного

контроля, основной целью  которого является обеспечение соблюдения валютного

законодательства при  осуществлении валютных операций. В  ст. 10 Закона РФ "О

валютном регулировании и валютном контроле" (1992 год) установлены следующие основные направления валютного контроля:      

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия  необходимых для них лицензий и разрешений;     

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте

перед государством, а также  обязательств по продаже иностранной  валюты на

внутреннем валютном рынке Российской Федерации;     

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;     

г) проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также операциям нерезидентов в российской валюте.     

При осуществлении международных  грузовых и пассажирских перевозок, а

также в международном  почтовом сообщении таможня обеспечивает соблюдение действующего валютного законодательства. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенного кодекса, инструкциями, приказами, принимаемыми ФТС как самостоятельно, так и совместно с другими государственными

органами, в частности  с Банком России и Министерством  финансов РФ.     

Под "резидентами" в  российском валютном законодательстве понимаются:     

а) физические лица, имеющие  постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;     

б) юридические лица, созданные  в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации;     

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации;     

г) дипломатические и иные официальные представительства  России, находящиеся за пределами Российской Федерации;     

д) находящиеся за пределами  Российской Федерации филиалы и  представительства резидентов, указанных в пунктах "б" и "в".     

Компетенция таможенных органов  в области валютного контроля устанавливается в статье 199.     

ФТС как орган валютного контроля в пределах своей компетенции издает

нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, проводит проверки валютных операций экспортеров; выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским законодательством.     

Остальные таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в качестве агентов валютного контроля подотчетны ФТС как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации объектов валютного контроля, к которым относятся:     

Информация о работе Проведение государственного контроля (надзора) в рамках ФТС