Процесс управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретического содержания организации процесса управления в таможенных органах. Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
1) выявить основы организации процесса управления в таможенных органах;
2) определить принципы организации процесса управления в таможенных органах;
3) проанализировать организацию процесса управления в таможенных органах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ………………………………………………....4
1.1 Основы организации процесса управления в таможенных органах
1.2 Объект и субъект управления в таможенных органах…………………....5
1.3 Принципы организации процесса управления в таможенных органах.....7
2 РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОГОМЕХАНИЗМА ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ..12
2.1 Процессный подход к управлению в таможенных органах
2.2 Процесс принятия управленческих решений……………………………..20
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА…………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….…28
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсовая левицкая.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Это выражается в полноте  и объеме властных полномочий, предоставляемых  для решения поставленных задач  перед данной структурой; наличии  законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование  предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении  правоохранительной деятельности со стороны  государства; в наличии государственных  гарантий социальной защищенности персонала  военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов  руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые  на заседаниях коллегии решения, оформленные  приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми  таможенными органами и сотрудниками. На принципе единоначалия действуют  начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений. Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и  таможенных постов.

Успех в управлении таможенными  органами обеспечивается единством  действий всех должностных лиц, органов  и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При  этом весьма важное значение имеет  четкое определение специфики места  и роли каждого, ясное распределение  их компетенции, функций и прав в  общем деле. Большое значение имеют  для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения  о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа  ситуации, для чего нужна добротная  научная информация о системе  управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда  предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается  на простейшие операции, выполнение которых  поручается конкретным звеньям системы  управления. Каждое звено системы  управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том  числе таможенный орган) должна иметь  четко определенную иерархическую  структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или  подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим  за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему  сотрудников.

Принцип единства распорядительства  и одного начальника определяет, что  каждый сотрудник получает приказы  и распоряжения только от одного начальника, так как это – необходимое  условие единства действий, и что  ни один сотрудник не должен докладывать  более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный  должен принимать на себя ответственность  за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее  должностное лицо должно нести ответственность  за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных2.

 

 

 

 

 

2 РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ПОЛОЖЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО  МЕХАНИЗМА ПРОЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 

 

2.1 Процессный  подход к управлению в таможенных  органах

 

Процесс управления отличается специфическим  содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс  управления реализуется по этапам в  определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Цель управления - это  представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, т.е. желаемое, возможное и необходимое  состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация – это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных  и субъективных) в конкретной сфере  управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих  действий руководителя.

Проблема — это основное противоречие между ситуацией и  целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой  разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку  решения3.

Выработка управленческого  решения — это поиск путей  разрешения проблемы, а также организационная  работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект —  это реализация общих функций  управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности  ресурсов управляемой системы и  оценкой их использования.

Организационный аспект заключается  в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую  систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той  или иной степени автоматизации  управления.

Информационный аспект состоит  в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка  и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно  сгруппировать следующим образом:

  • операции целеполагания;
  • операции информационной работы;
  • операции аналитической работы и проектирования вариантов решения;
  • операции выбора варианта действия;
  • операции организационно-практической работы.

Распределение операций по этапам управления и названным группам  приведено в Приложении А.

Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются Таможенным кодексом Таможенного Союза и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента РФ, Правительства РФ и ФТС России.

Цель должна быть теоретически обоснованной, определенной, количественно  измеримой, ясной, значимой и достижимой. Содержательной основой цели в определенной ситуации управления должна быть цель более высокой ступени управления, т. е. цель более высокого уровня управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и  внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших  социально-экономических и внешнеэкономических  программ и планов. Главной целью  управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического  управления, является обеспечение реализации экономической политики РФ. В настоящее  время это тот желаемый результат  целесообразной деятельности таможенной службы, который должен быть достигнут  в переходный период.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих  комплексов задач, связанных с выполнением  заданий таможенному органу как  фискальному органу по формированию доходов федерального бюджета; с  повышением роли таможенной службы как  правоохранительного органа; с работой  по упрочению интеграции таможенной службы России с таможенными службами других государств; дальнейшим удовлетворением  социальных запросов сотрудников таможенной службы.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто  применяется «управление по отклонениям», «программное управление» и «целевое управление».

Управление по отклонениям  имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так  как строится главным образом  по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается  большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы  с расчленением ее по уровням системы  управления с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления, наряду с выше указанным, является часто  применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее рельефно этот тип  управления просматривается в решении  фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автопереходов через таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно высокая  аналитичность при определении  проблемы управления, предельно строгое  и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование дерева целей с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка. В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его  типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип  управления в настоящее время  для таможенных органов имеет  исключительно важное значение.

Таким образом, из двух рассматриваемых  компонентов системы управления — структуры и процесса — более  динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры  управления. Изменения в структуре  должны осуществляться тогда, когда  в существующую структуру процесс  управления уже не укладывается, когда  структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время в  таможенной системе наблюдается  совершенствование динамических характеристик  управления, прежде всего — за счет внедрения АСУ и информационной технологии управления.

Организация процесса управления в системе таможенных органов  — это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.

Организация процесса управления включает установление:

  • необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и управленческих работ (операций);
  • временных границ выполнения управленческих работ (операций) определенного вида и их группировку;
  • четкого поступления достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его управленческих работ;
  • порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления.

Процедур процесса управления как обязательных управленческих работ (согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.)

Результативность работы таможенных органов во многом зависит  от качества решений, которые принимаются  на всех уровнях управления.

Управленческое решение  — это прежде всего мыслительно-волевой  акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения  системы управления.

В решении формулируются  цели и задачи, стоящие перед объектами  управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для  реализации целей и задач. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу деятельности управляемой  системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит прежде всего  успех и неуспех управления ими.

Управленческие решения  принято классифицировать по различным  признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается  решение. Обычно решения принимаются  в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как  правило, предопределяют принятие так  называемых стандартных решений, условия  неопределенности — нестандартных  решений.

Стандартными являются решения, с отклонениями которых отработана структура самого решения и процедура  его принятия. Обычно они ориентированы  на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут  приниматься довольно быстро, без  специальной подготовки (к примеру, приказы о приеме и увольнении кадров).

Информация о работе Процесс управления в таможенных органах