Правоохранительная деятельность по контролю за незаконным оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:59, реферат

Описание работы

Незаконный оборот наркотиков в России в настоящее время принимает организованный характер. Преступные группы активно налаживают пути беспрепятственной доставки наркотиков не только в крупные города и центры, но и в сельскую местность, вовлекая в процесс немедицинского потребления наркотиков молодежь. Предпринимаемые государственными силовыми структурами меры по противодействию наступлению наркомании до сих пор не приносят желаемых результатов. Как феномен российской практики борьбы с этим злом можно отметить противодействие наркодельцам со стороны представителей «теневого бизнеса», препятствующих распространению наркотиков в целых регионах России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Возникновение, развитие и современное состояние незаконного оборота наркотиков
Глава 2. Деятельность правоохранительных органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 28.16 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоохранительные  органы»

по теме: «Правоохранительная  деятельность по контролю за незаконным оборотом наркотиков»

Содержание

Введение

Глава 1. Возникновение, развитие и современное состояние незаконного  оборота наркотиков

Глава 2. Деятельность правоохранительных органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы настоящей  работы обусловлена организованностью  преступной деятельности в сфере  незаконного оборота наркотиков. В последние десятилетия наркоситуация в России резко обострилась, немедицинское потребление наркотиков распространилось повсеместно и уже не является проблемой крупных городов и морских портов. По данным социальных исследований, около 4 миллионов россиян пробовали наркотики. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Бурными темпами растет детская и подростковая наркомания, за последние 5 лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза. В связи с этим борьба с наркоманией превратилась в одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.

Незаконный оборот наркотиков в России в настоящее время  принимает организованный характер. Преступные группы активно налаживают пути беспрепятственной доставки наркотиков не только в крупные города и центры, но и в сельскую местность, вовлекая в процесс немедицинского потребления  наркотиков молодежь. Предпринимаемые  государственными силовыми структурами  меры по противодействию наступлению  наркомании до сих пор не приносят желаемых результатов. Как феномен  российской практики борьбы с этим злом можно отметить противодействие  наркодельцам со стороны представителей «теневого бизнеса», препятствующих распространению наркотиков в целых регионах России.

Понятно, что организовать противостояние наступлению наркотиков без фундаментальных исследований закономерностей функционирования преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, невозможно. Исследования в этой сфере должны проводиться  в разных направлениях и на различных  уровнях, начиная от общеполитических, социальных и заканчивая узкоспециальными. Криминалистическое обеспечение противостояния незаконному обороту наркотиков, в частности, состоит в углубленном анализе специальной литературы, следственно-судебной практики по данной проблеме и выработке на основе этого научно-обоснованных рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Ряд криминалистических рекомендаций по изучаемой проблеме явно устарело. Это обусловлено появлением ряда новых объективных факторов, к которым следует отнести глубоко законспирированный характер деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков; отсутствие опыта организации органами внутренних дел, на которых лежит основная тяжесть борьбы с данными деяниями, мероприятий, в которые нередко вовлекаются сотрудники ряда регионов России и сопредельных стран, откуда поступает значительная часть наркотических средств. Только в Европейской части России к таким регионам относятся Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская, Псковская, Калининградская, Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкия.

В криминалистических рекомендациях  нуждаются практические работники  не только органов внутренних дел, но и таможенных подразделений, активно  участвующих в пресечении транспортировки  наркотических средств. Согласно результатам  проведенных нами исследований, более 85% сотрудников органов внутренних дел считает недостаточным обеспечение  практическими рекомендациями деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию  незаконного оборота наркотиков. Эти проблемы и послужили основанием для проведения настоящего исследования.

Объект исследования - преступная деятельность в сфере незаконного  оборота наркотиков в приграничных регионах России и сопровождающая ее деятельность правоохранительных органов  в выявлении, раскрытии и расследовании  преступлений в этой сфере.

Предметом исследования являются закономерности механизма преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также  формы и методы выявления, раскрытия  и расследования преступлений в  этой сфере в приграничных регионах России.

Целью настоящего исследования является познание закономерностей  объективной действительности, определяющих содержание механизма преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в приграничных регионах России, а также разработка практических рекомендаций для сотрудников правоохранительных органов. Для достижения поставленной цели автор считает необходимым  решить следующие задачи:

- произвести анализ возникновения,  развития и современного состояния  незаконного оборота наркотиков;

- изучить сущность деятельности  организованных преступных групп,  занимающихся незаконным оборотом  наркотиков;

- исследовать уголовно-правовые  и криминалистические проблемы  борьбы с незаконным оборотом  наркотиков;

- изучить характер взаимодействия  правоохранительных органов, осуществляющих  борьбу с незаконным оборотом  наркотиков в приграничных регионах, в первую очередь, органов внутренних  дел и таможенных подразделений;

Глава 1. Возникновение, развитие и современное состояние незаконного оборота наркотиков

Одна из характеристик  двадцатого века - стремительный рост наркомании. По официальным данным 200 миллионов жителей Земли знакомы  с наркотиками, примерно 100 миллионов  из них регулярно прибегают к  ним, и 50 миллионов - безнадежные наркоманы. В Российской Федерации в 1991 году на учете стояло 51469 лиц, допускающих  немедицинское потребление наркотических  средств, в 1997 г. - 2,5 млн. По данным социологических  исследований «дурман» пробовали более 4 миллионов человек.

До второй половины XX века общепризнанным лидером по изготовлению наркотических средств была Азия. Практически повсеместно культивируется возделывание наркосодержащих растений в странах:

- «Золотого треугольника»  (Бирма, Лаос, Таиланд);

- «Золотого полумесяца»  (Афганистан, Иран, Пакистан).

В отдельных районах, входящих в перечисленные зоны, местное  население выращивает только опиумный мак, который является основной сельско- хозяйственной продукцией для жителей высокогорных селений. Продажа урожая позволяет населению покупать продукты питания и выживать. Практически все взрослое население этих районов причастно к незаконному обороту наркотиков, обеспечивая произрастание опиумного мака, сбор урожая и транспортировку товара на оптовые рынки. Совокупное незаконное производство героина в странах «Золотого треугольника» и «Золотого полумесяца» составляет порядка 570 тонн в год. Не менее 75 % указанного количества героина распространяется в страны Европы. По оценке Управления политики по борьбе с наркоманией США и согласно данным разведки, с 1988 по 1996 год производство опиума в указанных районах удвоилась. Со второй половины XX века все активнее заявляет о себе, как о лидере в выращивании наркосодержащих растений, Южная Америка. Самой природой здесь созданы идеальные условия, как для выращивания кустарника коки, так и для обеспечения его сохранности. Затерянные в лесах Колумбии, Боливии, Перу, на территории площадью в десятки тысяч гектаров нелегальные посевы коки позволяют ежегодно производить около 1000 тонн кокаина. Вмешательство сил правопорядка этих стран, а также США, приносят только временные успехи, поскольку после отвода войск производственный цикл выращивания растительной основы для наркотических средств возобновляется в еще больших масштабах.

В России употребление наркотиков до XX века не представляло существенной опасности, и об этом свидетельствует  текст Уголовного Уложения 1864 года, где не имеется ни одной статьи, предусматривающей ответственность  за незаконный оборот наркотиков. Традиционной, истинно русской бедой было пьянство, с которым государство боролось различными способами, в том числе  уголовно-правовыми.

Опасность широкого распространения  наркотических средств реально  стала восприниматься во второй половине XX века, когда негативные последствия  этого процесса стали принимать  угрожающие размеры. Злоупотребление  наркотиками оказывает пагубное воздействие на отдельных потребителей и на общество в целом. Как правило, лица, злоупотребляющие ими, сталкиваются с физическими, психологическими, эмоциональными, поведенческими, производственными, семейными и финансовыми проблемами. Последняя часть этих проблем значительно снижает качество жизни общества в целом, что является причиной роста преступности. Сотрудникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с находящимися под воздействием наркотиков лицами, поведение которых непредсказуемо и может представлять опасность. Недостаточная эффективность предпринимаемых правоохранительными органами мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, как правило, вызывает недовольство и недоверие населения. Современные торговцы наркотиками так богаты и влиятельны, что выходят из-под контроля правоохранительных органов, создавая свои независимые охранные предприятия, нередко превращающиеся в собственные вооруженные силы.

Незаконное распространение  наркотических средств и психотропных веществ в России в настоящее  время достигло опасных масштабов  для безопасности государства. Наряду с традиционным использованием природной  сырьевой базы, быстрыми темпами развиваются  подпольные лаборатории, где на современном  оборудовании специалисты, обладающие необходимыми познаниями в области  органической химии, фармацевтики, изготавливают  синтетические наркотики. «Прозрачность» границ между бывшими республиками Союза ССР способствует развитию контрабанды наркотиков и интеграции отечественной наркомафии в международную  систему торговли. Около 16 млрд. долларов с Запада, полученные от торговли наркотиками, были отмыты в России.

В настоящее время Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Используя негативные факторы в социально-экономической  действительности нашего государства, транснациональные преступные группы систематически ввозят на территорию России наркотики, привлекают промышленный и интеллектуальный потенциал к  обслуживанию международного наркотрафика и производства наркотиков. Так, по данным М.Я. Айбиндера, только в 1998 году в России выявлено 585 подпольных лабораторий, производящих барбитураты, транквилизаторы и другие стимуляторы. В нелегальном производстве зачастую принимают участие квалифицированные специалисты химики, фармацевты, врачи. Активно используется современное оборудование и технологии. При исследовании незаконного оборота наркотиков необходимо определиться в терминах, которые используются в этой сфере. Термин «наркотическое вещество» содержит в себе три критерия: медицинский, социальный и юридический. Их взаимосвязь обязывает признавать в правовом аспекте определенное вещество наркотическим только при единстве этих критериев, а именно:

1. медицинского, если соответствующее средство, вещество, лекарственный препарат оказывает специфическое воздействие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и т.п.);

2. социального - в ситуациях,  когда немедицинское употребление  наркотического вещества принимает  такие масштабы, что приобретает  социальную значимость;

3. юридического - если оба ранее перечисленные факторы образуют совокупность.

Глава 2. Деятельность правоохранительных органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков

В соответствии с Указом Президента РФ № 306 от 11.03.2003 года с 1 июля 2003 года в России начал свою деятельность новый правоохранительный орган - Государственный  комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (переименованный в марте 2004 года в Федеральную службу).

Основными его задачами являются обеспечение контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пресечение их незаконного оборота, координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также участие в разработке и реализации государственной политики в этой сфере. Кроме того, Госнаркоконтроль России является координатором Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Основным нормативным  правовым актом, регулирующим отношения  в сфере оборота наркотических  средств является ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Статья 1 Закона дает разъяснение  ряда терминов, в том числе интересующего  нас понятия «оборот наркотических  средств» - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - есть культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст.41 Закона, противодействие незаконному обороту  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Координация деятельности в  области противодействия незаконному  обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Интересующий нас в  данном контексте «федеральный орган  исполнительной власти» - это и есть «органы по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ», сокращенно «органы наркоконтроля», действующие в соответствие с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613) (с изменениями от 31 августа 2005 г.).

Информация о работе Правоохранительная деятельность по контролю за незаконным оборотом наркотиков