Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы – обобщить и систематизировать знания об акцизах в системе таможенных платежей.В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание акцизов в системе таможенных платежей.
2. Проследить эволюцию акцизов.
3. Определить налоговую базу для исчисления акцизов.
4. Проанализировать порядок уплаты акцизов в системе таможенных платежей.
5. Обозначить перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Содержание, эволюция и роль акцизов в системе таможенных платежей

1.1. Содержание и эволюция акцизов в системе таможенных платежей…….5

1.2. Роль акцизов в системе таможенных платежей………………………….12

2. Современное состояние механизма исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных платежей

2.1. Механизм исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных
платежей…………………………………………………………………………17

2.2. Проблемы, возникающие при изменении ставок акцизов в системе таможенных платежей…………………………………………………………..26

3. Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей………..32

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Самсонова.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Содержание, эволюция и роль  акцизов в системе таможенных  платежей

 

1.1. Содержание и эволюция акцизов  в системе таможенных платежей…….5

 

1.2. Роль акцизов в системе  таможенных платежей………………………….12

 

2. Современное состояние механизма  исчисления и уплаты акцизов  в системе таможенных платежей

 

2.1. Механизм исчисления и уплаты  акцизов в системе таможенных 

платежей…………………………………………………………………………17

 

2.2. Проблемы, возникающие при изменении ставок акцизов в системе таможенных платежей…………………………………………………………..26

 

3. Перспективы развития акцизов  в системе таможенных платежей………..32

 

Заключение………………………………………………………………………39

 

Список использованных источников…………………………………………..42

 

Приложения…...…………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенные  платежи являются важным регулятором  участия государства в системе  внешнеэкономических связей. Они  во многом определяют место страны в международном разделении труда  и обеспечивают значительную часть  доходов страны.

Таможенным  кодексом1 РФ определены виды таможенных платежей, к ним относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, взимаемый про ввозе и вывозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение.

Исходя  из темы данной курсовой работы, речь пойдет об акцизах в системе таможенных платажей.

Таким образом, акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.Данный налог применяеться в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными. К тому же, у акцизов есть еще две важнейшие функции. Данный налог направлен на сдерживание потребления вредных для здоровья населения продуктов, таких как алкоголь и табак.

С его помощью  в ряде стран осуществляется перераспределение  доходов наиболее богатой части  населения путем введения акцизов  на отдельные особо дорогие товары.

Актуальность темы исследования обусловлена  значимостью теоретических и  практических вопросов применения акцизов в системе таможенных платежей, необходимостью совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты и разработки основных направлений развития в соответствии с задачами и целями экономической политики государства на современном этапе.

По мере интеграции России в мировое хозяйство, все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни  становятся экспортно-импортные операции. Государство использует налоги в  качестве важнейшего инструмента государственного регулирования и стимулирования.

Главная цель данной курсовой работы – обобщить и систематизировать  знания об акцизах в системе таможенных платежей.В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

        1. Рассмотреть содержание акцизов  в системе таможенных платежей.

        2. Проследить эволюцию акцизов.

        3. Определить налоговую базу для  исчисления акцизов.

        4. Проанализировать порядок уплаты акцизов в системе таможенных платежей.

        5. Обозначить перспективы развития  акцизов в системе таможенных  платежей.

Информационной  базой исследования являются: нормативно-правовые документы,материалы статистических данных, периодические издания, материалы зарубежных и отечественных экономистов, информация в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание, эволюция и роль акцизов в системе таможенных платежей

1.1. Содержание и эволюция акцизов  в системе таможенных платежей

  Акцизы  – один из самых старых налогов.2 Этот вид налогов издавна использовался главами государств при единоличном установлении источников пополнения своей казны.

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого  налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении  косвенного обложения в виде различных  пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о  «медовой дани», «бражной пошлине» с  солода, хмеля и меда - первой форме  косвенного налогообложения алкогольных  напитков.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы  относится к XV - XVI вв.

Винные  откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных  напитков. Основу винных откупов составлял  кабак «на откупу», при прекращении  откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял «на вере»  выборный либо назначаемый кабацким головой «целовальник». На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано  было выполнять.

Правовой  основой деятельности винных откупов  был контракт, заключаемый на торгах правительственными органами с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался «коронным поверенным», т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями.

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность. Легальными источниками их доходов  являлись: 1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.); 2) харчевая продажа (закуски); 3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушивших закон (изготовлявших  и вне кабака продававших спиртные напитки). Однако основные доходы откупщики  получали за счет покупателей крепких  алкогольных напитков путем обмера, обсчета, фальсификации продукта. В  России были нередки случаи поджога  и разгрома царских кабаков. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию  и должностные преступления среди  чиновничества царской России.

Долгое  время поступление податей в  Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще  в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны  специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов, так и со стороны многих общественных деятелей.

В Российской империи под акцизом  подразумевался косвенный налог  только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана  с системами государственных  монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии  и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства.

В конце XIX - начале XX вв. объектами  акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие  напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в  ходе которой были отменены соляной  налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали обложению: 1) спирт  и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное  вино, уксус и медовый квас; 3) изделия  из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный  спирт; 5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в  момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Каждый вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь  никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими  из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные  водки, лак, политуру и проч.). Право  винокурения было предоставлено  каждому, но устройство винокуренных заводов  должно было соответствовать специальным  условиям.

Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный  сбор в размере 6 коп. с каждого  ведра емкости действовавших  на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных  губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.

Также патентный сбор взимался: с  заведений для приготовления  прессованных дрожжей; с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт; с пивоваренных заводов; с медоваренных заводов; с водочных и спиртоочистительных  заводов; с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость; с заводов, выделывающих пейсаховую водку.

Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в  размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру (с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта.

Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз  вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

Сбор налогов возлагался на Департамент  податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В начале XX в. акциз на водку и  спирт занимал первое место среди  косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие  данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

Информация о работе Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей