Особенности таможенного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи работы сводились к анализу принципов и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, изучению структуры таможенных органов Украины, мировой практики регулирования внешней торговли и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, связанных с определением таможенной стоимости как основы начисления таможенной пошлины и других платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД…………………………5
1.1 Причины государственного контроля внешней торговли……………………….5
1.2 Традиционные направления внешнеторговой политики государства…………..7
1.3 Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений…………………………………………………………………………..13
2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Украине………………………………………………………………17
2.1 Государственные органы таможенного регулирования ВЭД…………………..17
2.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент экономической
политики государства……………………………………………………………..22
2.3 Методы нетарифного регулирования ВЭД в Украине и понятие
разрешительной системы………………………………………………………….27
3. Некоторые проблемы таможенного регулирования ВЭД в Украине и пути их
решения………………………………………………………………………………...34
3.1 Проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости и страны
происхождения товаров…………………………………………………………...34
3.2 Государственный контроль и разрешительная система в Украине…………….39
Заключение……………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ВЭД Некоторые положения таможенного регулирования ВЭД.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Мировой опыт таможенного регулирования внешнеэкономических отношений.

 

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню по­шлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошли­ны, распространяется на государства, не пользующиеся режи­мом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международ­ных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государ­ствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отно­шении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприят­ное положение по сравнению с аналогичными товарами из дру­гих стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику стра­ны, прежде всего, промышленно развитые государства догово­рились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регули­ровало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на про­мышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уро­вень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

      фискальные, призванные увеличить доходы государ­ственного бюджета;

      протекционистские, которые используются в целях за­щиты некоторых отраслей национальной промышленнос­ти от притока иностранных товаров;

      преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

      льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

      уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

      компенсационные, которые используются в том слу­чае, если на импортируемые товары давались государствен­ные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

      антидемпинговые, которые применяются для противо­действия импорту из тех стран, чье правительство предос­тавляло своим предпринимателям экспортные премии.

 

Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров раз­вивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распростра­нение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных то­варов, от применения которых в немалой степени зависит опре­деление цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В насто­ящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в основ­ном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импорти­руемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продук­ция традиционных трудоемких отраслей промышленности -текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехническо­го машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей про­мышленности в развитых странах используется метод постро­ения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представ­ляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изде­лия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществля­ется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изде­лия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Появление ГС обусловлено тем, что развитие международ­ного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста меж­дународной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализиро­ванного и унифицированного внешнеторгового классификато­ра для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расхо­дов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тес­ной увязки между внешнеторговой, промышленной и транс­портной национальной статистикой.

Тамо­женным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров, намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связа­но прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма су­щественным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а так­же Южная Корея. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превы­шают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отли­чаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осуще­ствляет построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предполагает осуще­ствить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трех- колонными тарифами, составляющими большин­ство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали -17).

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих разви­вающихся стран включаются фискальные сборы и разнообраз­ные налоги. Кроме того. в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможен­ных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможен­ную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономи­ческой деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталис­тические и развивающиеся страны, в частности Всемирная тор­говая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расшире­нии сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направ­лена на утверждение взаимоприемлиемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.

 

2.1. Государственные органы таможенного регулирования ВЭД.

 

Самостоятельное осуществление таможенной деятельности и наличие собственной таможенной системы — одна из основ украинской государственности. Провозглашение государственного суверенитета и независимости Украины обусловило неотложную потребность в обеспечении надлежащей защиты экономических интересов украинского государства. Законы Украины "О таможенном деле в Украине" (принят 25 июня 1991года), „О Едином таможенном тарифе" и Таможенный кодекс, вступившие в действие на протяжении 1991-1992 годов, стали законодательной основой организации таможенного дела в государстве. На протяжении 1992 - 1993 годов была создана разветвленная система таможенных органов по всей территории Украины, определены зоны деятельности таможен и специализированных таможенных организаций. В 1992 году Украина становится полноправным членом Всемирной таможенной организации.

5 февраля 1992 года был принят Закон Украины "О Едином таможенном тарифе", который определил основные направления тарифного регулирования.  До 1993 года тарифная политика ориентируется, в основном,  на регулирование экспорта, импортная политика является достаточно либеральной. Преимущество отдано экспортной пошлине. Импортная пошлина взимается согласно  таможенному тарифу СССР, который имел две основные особенности: сырье и оборудование не облагалось пошлиной, продукты питания и товары широкого потребления облагались по ставкам от 10 до 50 %. 11 января 1993 года Декретом Правительства был утвержден Единый таможенный тариф Украины - свод ставок пошлин в соответствии с определенной товарной номенклатурой. Все предметы, которые подлежат таможенному контролю, систематизированы, их наименования и цифровые коды унифицированы в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. Кодификация была установлена на уровне 4-х и 6-ти знаков. Уровень ставок ввозной пошлины определялся в зависимости от степени обработки и экономической целесообразности ввоза того или иного вида товара. Среднеарифметическая ставка ввозной пошлины составляла около 15 %.

В связи с либеральностью внешнеторгового режима, который сложился в первые годы независимости, создается механизм тарифного регулирования, направленный, в первую очередь, на увеличение налоговых поступлений, и, во вторую очередь, на защиту товаропроизводителя. При этом, законодательством предоставлено достаточно большое количество льгот отдельным субъектам ЗЕД.

В феврале 1993 года при Кабинете Министров Украины образован коллегиальный орган - таможенно-тарифный совет Украины, на который возложена реализация принципов проведения единой таможенно-тарифной политики в государстве. Таможенно-тарифный совет осуществляет следующие основные функции:

-разработка предложений относительно основных направлений таможенно-тарифной политики Украины, включая предложения об установлении, отмене или изменении таможенных ставок, предоставлении тарифных льгот и преференций, а также об изменениях в номенклатуре Единого таможенного тарифа Украины;

-подготовка на рассмотрение проектов законодательных актов Украины и международных договоров Украины относительно таможенно-тарифного регулирования;

-разработка мероприятий, направленных на защиту украинского рынка при ввозе товаров на таможенную территорию Украины и вывозе товаров за пределы этой территории.

В 1995 – 1996 годах началось активное применение режима свободной торговли со странами СНГ и Балтии. Ввиду того, что мероприятия тарифного регулирования касались только 30% импорта, начинается работа по усовершенствованию таможенного тарифа с целью защиты отечественного товаропроизводителя. Только с 1993 по 2001 год было принято почти 20 Законов Украины и 70 постановлений Правительства, которыми откорректировано свыше 95% тарифных ставок.

Информация о работе Особенности таможенного регулирования ВЭД