Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………….……….5
1.1. Исторический путь возникновения преференций………………………...5
1.2. Понятие и содержание преференциальной системы…………………….8
1.3. Формирование и функционирование системы преференций таможенного союза……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ…….26
2.1. Единая система преференций таможенного союза………………………26
2.2. Порядок определение страны происхождения товара………………….35
2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА………………………………46
3.1. Направления развития системы преференций таможенного союза……46
3.2. Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУР

Файлы: 1 файл

диплом Гучетль Microsoft Office Word (9).docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

 Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

 Россия, как и ЕС, предоставляет  преференциальные торговые режимы  целому ряду государств: членам  Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан  и Киргизия, Таджикистан), странам  СНГ в рамках двусторонних  зон свободной торговли, а также  развивающимся государствам в  рамках национальной схемы ОСП.  К документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление Правительства Российской Федерации от № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется", постановление Правительства № 454 "Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин", а также постановление Правительства № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75% от действующих ставок.

 В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

 Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций.

 России следовало бы  пойти по пути совершенствования  системы преференций на основе  схем, используемых в ЕС и США.  Принятие в России упрощенного  подхода к изменению системы  преференций путем исключения  ряда прогрессивно развивающихся  стран не приведет к ожидаемому  бюджетному эффекту. Необходимо  принимать во внимание, что основной  объем торговли России приходится  на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной  и Восточной Европы. Импорт из  развивающихся стран не играет  заметной роли в общем внешнеторговом  обороте России.

 Фискальные цели в  рамках реформирования российской  системы преференций можно было  бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наиболее «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защиты отечественных производителей.

 Внесение существенных  изменений в российскую схему  тарифных преференций политически  и экономически допустимо лишь  на основе разработки новой,  с учетом международных обязательств  и мирового опыта, схемы тарифных  преференций, сохранив при этом  достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив товарную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, который соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального производства.

 Наряду с составлением  списка товаров, подпадающих под  условия предоставления преференций,  необходимо проработать вопрос  о порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в виде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системой преференций в общем импорте аналогичной продукции.

 Наличие списка товаров,  включенных в систему преференций,  требует разработки порядка внесения  изменений в этот список, так  как нельзя исключить возможность  обращения той или иной страны  с подобной просьбой. Необходимо  предусмотреть и критерии включения  того или иного товара в  систему преференций. Следует  также иметь в виду, что внесение  изменений в схему тарифных преференций Российской Федерации, утверждение списка товаров, на которые они распространяются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

 Опыт ЕС свидетельствует,  что одной из центральных проблем  функционирования преференциальных  режимов, даже в условиях существования  отлаженной и технически хорошо  оснащенной системы таможенного  контроля, являются нарушения правил  использования льгот, прежде всего  путем декларирования ложного  происхождения товара. Ежегодный  ущерб для российского бюджета  от подобных нарушений может  составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими  нарушениями определяется, прежде  всего, тем, насколько отлажен  механизм функционирования каждого  из действующих преференциальных  торговых режимов. При этом, чем  прозрачнее граница между участниками  интеграционной группировки (как,  например, между государствами-членами  ЕС или между Россией и ее  партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных  таможенных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные выводы по итогам исследования:

1. В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Например, такие как, Китай, Корея, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Турция и др.

Новый, всё более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже приводится в  жизнь многими странами. Россия также  должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в  бюджет от импортных пошлин, а с  другой стороны, повысило бы эффективность  российской схемы тарифных преференций  как торгово-политического инструмента  в отношениях с третьим миром.

2. Для постепенного преобразования таможенно-тарифного регулирования в механизм для создания условий экономического роста в настоящий момент созрело ряд предпосылок. Во-первых, по причине благоприятной конъюнктуры на мировых рынках государственный бюджет находится в состоянии профицита, что создает возможность незначительного снижения налогового бремени. Во-вторых, существует потенциал использования не реализованного в полной мере механизма тарифной эскалации. В-третьих, возможно компенсировать упущенную выгоду от постепенного открытия импортного рынка, не производимого в стране технологического оборудования и сырья за счет обложения вывоза сырьевой продукции высокодоходными экспортно-ориентированными производителями.

3. Рассмотренный в ходе исследования Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России создан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.

Функционирование Таможенного  союза трех государств основано на следующих шести основополагающих принципах:

· объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию;

· отмена таможенных пошлин во взаимной торговле;

· отмена ограничений экономического характера во взаимной торговле;

· применение единых мер  нетарифного регулирования;

· принятие и применение единого таможенного тарифа;

· осуществление единообразного таможенного регулирования на территории Таможенного союза.

В соответствии с соглашением  о ЕТТР допускается предоставление тарифных льгот (в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины  или снижения ее ставки) в отношении  товаров:

· ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих  процедур, установленных законодательством;

· ввозимых в качестве вклада учредителя в уставный фонд в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого  фонда.

· кроме того, соглашением  о ЕТТР определены отдельные категории  товаров, при ввозе которых из третьих стран на таможенную территорию ТС предусмотрено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

· тарифные льготы, установленные  до 2010 года национальными нормативно-правовыми  актами, но не соответствующие положениям соглашения о ЕТТР и решениям КТС, не могут применяться с 1 января 2010 года.

Однако необходимо отметить, что в рамках ТС унифицированы  только ввозные таможенные пошлины. Ставки вывозных таможенных пошлин, НДС  и акцизов, взимаемых таможенными  органами, а также таможенных сборов устанавливаются законодательствами государств - членов ТС.

Данная система преференций  должна способствовать преодолению  нашими странами последствий мирового финансово-экономического кризиса, расширению потенциальных возможностей субъектов  хозяйствования трех государств, улучшению  инвестиционного климата в них, свободному беспошлинному перемещению  товаров по территории ТС, отсутствию контролирующих органов на внутренних границах государств - членов ТС и исключению простоев транспортных средств с  товарами, снятию каких-либо барьеров и ограничений во взаимной торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Таможенный кодекс Таможенного  союза http://customsunion.ru/subview/82/

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. М.: Проспект - 2010 - 432 с.

3. Федеральный закон «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» от 20 октября 2003 г. //Система ГАРАНТ

4. Закон РФ «О таможенном  тарифе» от 23 мая 1993 г. (в ред.  Федерального закона от 27.06.2006) //Система  ГАРАНТ

5. Перечень стран - пользователей  схемой преференций РФ, утв. Постановлением  Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 (в ред. от 6 июня 2005 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 21. - Ст. 2400.

6. Абалкина А. Изменение  подхода к экономической интеграции  в Восточной Азии //Проблемы теории  и практики управления. - 2007. - №  6. - С. 57-67.

7. Алифанов С.Д. Общие системы внешнеторговых преференций в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС и России // Экономический журнал - 2002. - № 6. - С. 167-175.

8. Андреев И. А. Определение  таможенной стоимости товаров  // Всё о налогах, 2005, № 8, с.22 - 25.

9. Арбатова Н. Общее политическое пространство между Россией и ЕС: утопия или реальность? // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 12, с.3-12

10. Бакаева О. Ю. Исчисление  и уплата таможенных платежей // Юрист, 2005, № 4, с.28 - 31.

11. Глинкин А. Н. Соглашение по АЛКА: за год до финиша // Латинская Америка. - 2004. - № 1. - С. 4-21.

 

12. Давыденко Е. Л. Региональные интеграционные соглашения в системе Всемирной торговой организации // Белорусский экономический журнал. - 2007. - № 2. - С. 110-119.

13. Егиазарова В. Стрижова О. Изменения в Законе о таможенном тарифе //Приложение к журналу «Хозяйство и право», 2006, № 8 - 64 с.

14. Ершов А. Д. Льготы  и преференции в таможенном  деле :учебное пособие -СПб. :Бизнес-пресса,2004. -256 с.

15. Журавлев А.А. О проблемах  поступления таможенных платежей.// Финансы. - 2006, № 9.

Информация о работе Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза