Органы управления в таможенной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Данная тема посвящена рассмотрению, изучению и анализу работы органов управления в таможенной системе.

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Содержание работы

Введение

Органы управления в таможенной системе

Заключение

Практическая часть

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат управление..doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Таможенные органы как функциональная система и система управления.

 

Органы управления в таможенной системе

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Органы управления в таможенной системе

 

Заключение

 

Практическая часть

 

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

 

Данная тема посвящена рассмотрению, изучению и анализу работы органов управления в таможенной системе.

 

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп  людей, возможна лишь при наличии  определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

 

Важным компонентом системы  управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность объединенных в систему субъектов  управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

 

Процесс управления отличается специфическим  содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

 

Методологический аспект состоит  в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

 

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

 

Экономический аспект определяется деятельностью  управляющей системы, связанной  с установлением потребности  ресурсов управляемой системы и  оценкой их использования.

 

Организационный аспект заключается  в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

 

Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или  иной степени автоматизации управления.

 

Информационный аспект состоит  в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка  и передача информации).

 

Таможня - государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

 

Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации

 

. Таможенные органы составляют  единую федеральную централизованную  систему.

 

. Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.[Таможенный кодекс РФ. Глава 39. Статья 401]

 

Система таможенных органов Российской Федерации.

 

.Таможенными органами являются:

 

) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

 

) региональные таможенные управления;

 

) таможни;

 

) таможенные посты.

 

. Создание, реорганизация и ликвидация  региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов  осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.3. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.4. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов. [Таможенный кодекс РФ. Глава 39. Статья 402]

 

Развитие системы таможенных органов  России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения  между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

 

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную  совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

 

К звеньям управления в системе  таможенных органов относятся: ГТК  России, управления и самостоятельные  отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты  и отдельные специалисты, выполняющие  соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

 

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе  управления организацией.

 

Структура управления в единой системе  таможенных органов состоит из четырех  уровней: ГТК России, РТУ, таможни, таможенные посты.

 

При этом чаще всего могут рассматриваться  следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ГТК России - РТУ; 2) РТУ - таможня; 3) начальник таможни - отделы таможни; 4) отдел таможни - отдел таможни; 5) таможня - таможенный пост; 6) таможенный пост - таможенный пост; 7) таможня - таможня; 8) ГТК России - таможня.

 

В центре таких взаимоотношений - таможня  с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.

 

В рамках структуры управления протекает  управленческий процесс, между участниками  которого распределены задачи и функции  управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

 

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

 

·Вертикальные управленческие отношения (ГТК - РТУ; РТУ - таможня; начальник таможни - отделы таможни; таможня - таможенный пост; ГТК - таможня);

 

таможенный орган управление организационный

 

·Горизонтальные управленческие отношения (РТУ - РТУ; отдел таможни - отдел таможни; таможенный пост - таможенный пост; таможня - таможня);

 

·Диагональные управленческие отношения (пост - взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня - взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ГТК - взаимодействующее Управление ГТК РФ).

 

Рассмотрим эти взаимоотношения  несколько подробнее.

 

Вертикальные отношения предполагают прежде всего взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

 

Вертикальные отношения в системе  таможенных органов существуют не только между линейными звеньями организационной  структуры, но и между функциональными  звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена. Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей.

 

Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей  на начальника отдела кадров таможни  является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер.

 

В функциональном же подчинении (вертикальные функциональные взаимоотношения) начальник  отдела кадров таможни находится  у начальника отдела кадров РТУ, а  также у начальника Управления кадров и учебных заведений ГТК России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

 

Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

 

Но вместе с тем им предоставляются  порой определенные права и полномочия. Например, советнику (консультанту) линейного  руководителя может быть разрешено  вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного руководителя, выражая волю и желания последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно-служебным вопросам. Поэтому к его мнению начальники отделов могут отнестись как к возможному мнению начальника управления.

 

Это хороший метод обучения и  подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего  звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы.

 

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий- Во-первых, коллегиальные - отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные - отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни - отдел таможни, таможенный пост - таможенный пост, таможня - таможня).

 

Диагональные отношения - это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

 

Если в организации (службе, системе  органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.

 

Аналогично при создании в рамках линейной структуры управления института  помощников и советников, которые готовят соответствующие рекомендации руководителю, организационная структура управления получает название линейно-штабной.

 

Линейная и функциональная организационные  структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.

 

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений  чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным  структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.

 

В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно назвать оперативную  группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

 

Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру  управления, характерную для единой системы таможенных органов Российской Федерации. Рассмотрим характеристики этих структур несколько подробнее.

Информация о работе Органы управления в таможенной системе