Общая характеристика таможенных платежеЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

Содержание работы

1.Общая характеристика таможенных платежей.
1.1. Понятие и функции таможенных платежей
1.2. Классификация таможенных платежей. Таможенные пошлины, как основной вид таможенных платежей
1.3. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных платежей
2. Таможенно - тарифное регулирование в России 2014-2016 годов
2.1 Общие факторы формирования таможенно - тарифной политики
2.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации
3. Пути совершенствования механизма функционирования таможенных платежей
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дох по тамож.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

В самое ближайшее время необходимо приступить к практической реализации инициатив по совершенствованию наднационального механизма разработки и реализации таможенно-тарифной политики.

В соответствии с Регламентом работы ЕЭК рассмотрение вопросов и подготовку проектов решений обеспечивает консультативный орган при ЕЭК Подкомитет по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле. Практика 2012 года показала, что средний срок рассмотрения вопросов с даты направления материалов в ЕЭК до принятия решения Коллегией ЕЭК составляет 5 месяцев, при этом по отдельным товарам процедура принятия решений достигла срока до 7-9 месяцев.

В связи с этим следует разработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение времени согласования и принятия решений. При этом для принятия решений на наднациональном уровне требуется определить объективные критерии к обоснованию предложений об изменении уровня тарифной защиты, в основе которых должны находиться приоритеты промышленной и агропромышленной политики, а также бюджетные последствия принимаемых решений. Представляется необходимым задействовать на наднациональном уровне систему мониторинга эффективности мер таможенно-тарифного регулирования.

Будет проведена работа по оптимизации перечня чувствительных товаров, в отношении которого решения об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимаются только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы будет положен принцип создания транспарентных механизмов защиты интересов производителей с учетом фискальной составляющей данной работы.

С учетом вышеизложенного в краткосрочной перспективе необходимо разработать основные принципы, подходы и направления таможенно-тарифной политики Таможенного союза, в основу которой должны быть положены национальные таможенно-тарифные политики государств-членов Таможенного союза;

ж) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза;

Договоренности Республики Казахстан отличаются от договоренностей, достигнутых Российской Федерацией при присоединении к ВТО. Так, из 4 116 ставок начального уровня связывания по 1 885 тарифным линиям обязательства Казахстана являются более либеральными, из 5 032 ставок конечного уровня связывания аналогичная ситуация складывается по 2 490 тарифным линиям.

В целях минимизации негативных эффектов от снижения ставок ЕТТ ТС ввиду начала применения обязательств Казахстана в ВТО представляется необходимым рассчитать ставки начального и конечного уровней связывания консолидированных тарифных обязательств России и Казахстана в ВТО путем взвешивания объемов импорта каждого государства в совокупном объеме их импорта.

В случае соблюдения указанного подхода на основании предварительных расчетов можно констатировать, что по большинству тарифных линий величины гармонизированных ставок ввозного тарифа будут отклоняться от показателей российских обязательств в пределах одного процентного пункта. В то же время по незначительному количеству тарифных позиций снижение ставок пошлин может достигать 50 и более процентов.

В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  механизма функционирования таможенных  платежей

Особенностью национальной экономики является ее сырьевая направленность. Рост таможенных доходов в федеральном бюджете при одновременном снижении поступлений от внутренней экономики говорит о серьезных проблемах. Чрезмерная ориентация современного российского предпринимательства на сырьевое направление в сочетании со снижением активности вложений в несырьевой сектор, определяющий развитие отраслей, обслуживающих потребительский рынок, привело к экономическому кризису в связи с резким изменением ценовой конъюнктуры на нефть и газ. Падение внешнеторгового оборота в 2009 году привело к снижению объемов поступления таможенных платежей в государственный бюджет. Объем таможенных пошлин, перечисленный в доход федерального бюджета в 2009 году, составил 3 519,8 млрд. руб., что существенно ниже уровня 2008 года (4664,2 млрд. руб.). В структуре доходов федерального бюджета доля таможенных пошлин упала за этот период с 38,5% до 24,4%. Их всех статей доходов в абсолютном выражении в наибольшем размере снизился объем таможенных пошлин, что свидетельствует о существенной зависимости доходов федерального бюджета от объемов внешнеторгового оборота. [48]

Необходимость совершенствования механизма администрирования таможенных доходов в данной ситуации является крайне актуальной задачей, поскольку либерализация внешней торговли и ее ориентация на вступление в ВТО усугубили положение ряда отраслей народного хозяйства.

С 1 июля 2010 года Российская Федерация вошла в состав Таможенного союза. Однако пока остается открытым вопрос о балансе экономических выгод и потерь, в особенности на первых этапах функционирования единой таможенной территории ТС. В настоящее время существует ряд неурегулированных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории Таможенного союза и практикой реализации механизмов Таможенного союза в части исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, порождающих полярность мнений.[49] Наибольшие опасения связаны с уменьшением поступления таможенных доходов в федеральный бюджет и низкой конкурентоспособностью ряда отраслей российской экономики. Вопросы взаимодействия государственных структур государств-членов Таможенного союза, информационного обмена, а также осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов являются на данном этапе актуальной задачей развития и функционирования Таможенного союза, а также формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию является предметом дискуссий уже на протяжении более чем 10 лет. Требования для вступления России в ВТО не совместимы со структурой национальной экономики России на современном этапе. Зависимость от нефтегазовых доходов, отсталость отраслей народного хозяйства, неразвитость малого и среднего бизнеса – это лишь часть причин, по которым применение либеральных режимов на уровне мировых стандартов не приемлемо на данный момент. В этой связи еще более актуальной является разработка современного механизма администрирования таможенных доходов как инструмента регулирования национальной экономики.

Кроме того, институциональное развитие таможенной службы Российской Федерации является крайне актуальной стратегической задачей. Развитие теории и методологии функционирования механизма администрирования таможенных доходов на основе институциональной теории приобретают все большую значимость на современном этапе.

За последние два десятилетия наметилось две основных тенденции во внешней торговле:[50]

1) рост как в стоимостном, так  и в количественном измерении  объемов внешней торговли, что  подтверждается статистическими  данными (рис.2), который подвержен  влиянию процессов, происходящих  в мире, и непосредственно связанных  со второй тенденцией ;

2) увеличение степени интегрированности государств в мировую экономику, глобализация всех процессов.

Администрирование таможенных доходов как институт таможенной системы по своему содержанию представляет собой комплекс особых организационно-правовых отношений, процедурно обеспечивающих реализацию взаимоотношений государства и экономических агентов по поводу исчисления и уплаты таможенных платежей в рамках сложившейся системы отношений между государством, представленными специально уполномоченными органами-администраторами, и обязанными лицами (плательщиками таможенных платежей, таможенными представителями, банками и др.).

Механизм администрирования таможенных доходов как структурированный комплекс легитимных правил управленческих действий специализированных административных структур по исполнению таможенного законодательства включает: принципы; предметно-ориентированные модули (организационный, контрольный, функциональный, правовой и модуль взаимодействия государств-членов ТС); инструменты (ставки таможенных пошлин, налогов, сборов, порядок определения таможенной стоимости, льготы и преференции по уплате таможенных платежей, система управления рисками, проценты и пени) и методы (планирование и прогнозирование, контроль, учет и анализ, организация), институты государственного контроля за поступлениями установленных объемов таможенных платежей в бюджет.

Объективными предпосылками повышения эффективности механизма администрирования таможенных доходов как необходимого института реализации основных направлений таможенной политики государства выступают:[51]

– достижение целостности и согласованности устанавливаемых государством институционально-правовых норм и правил взимания таможенных платежей, что приобретает особую значимость в рамках функционирования Таможенного союза,

– расширение массовой институциональной практики неформальной мотивации к уплате причитающихся таможенных пошлин, налогов,

– ужесточение внешнего принуждения к исполнению формальных норм через упорядочение норм и правил, их уточнение и конкретизацию в таможенном законодательстве Российской Федерации и таможенном законодательстве Таможенного союза,

– развитие таможенных отношений в направлении придания им не только обязательственного, но и рефлексивного статуса.

В качестве цели администрирования таможенных доходов выступает стимулирование экономического развития страны, создание благоприятных условий для введения внешней торговли и обеспечение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации при оптимальном сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и таможенного контроля на базе основных принципов налогообложения и управления. При этом в качестве объекта администрирования таможенных доходов определены денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Предметом администрирования таможенных доходов выступают отношения, обеспечивающие поступление денежных средств в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, в том числе реализующиеся в связи с возникновением, изменением и прекращением обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

Критический анализ процессов институционализации администрирования таможенных доходов позволил сформировать концептуальный подход к конструкции механизма администрирования таможенных доходов, основанный на реализации функционально-ориентированной структуры таможенных органов, определяющей эффективность применения основных методов администрирования (прогнозирования и прогнозирования, контроля, учета, анализа, организации), а также инфраструктурного обеспечения условий, определяющих результативность фискальной деятельности [52].

Относительно самостоятельный характер администрирования таможенных доходов проявляется в специфике процедур и критериев оценки действий (бездействия) участников отношений в таможенной сфере, требования к которым нормативно закреплены в таможенном и налоговом законодательстве, что должно учитываться при теоретическом осмыслении сущности и институциональной структуры механизма администрирования таможенных доходов.

Развитие ВЭД связано с применением фискальных инструментов. В таможенной сфере фискальными инструментами являются ставки таможенных платежей, льготы по их уплате, особенности определения таможенной стоимости, проценты и пени. Посредством данных инструментов осуществляется регулирование внешнеторгового оборота.

В рамках Таможенного союза одним из основных направлений совершенствования администрирования таможенных доходов является совершенствование такого фискального инструмента как ставки таможенных сборов и ставки косвенных налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также льготы по уплате таможенных платежей.

Разница в уровне обложения таможенными сборами, косвенными налогами создает разные конкурентные условия для ввоза товаров в государства-члены ТС и влияет на распределение логистических цепей. Выработка единообразного подхода к определению ставок НДС и таможенных сборов за таможенные операции является существенным и актуальным вопросом, решение которого позволит повысить фискальную эффективность ВЭД.[53] Кроме того, в связи с активным обсуждением вопроса о создании единого экономического пространства данный вопрос приобретает особую значимость.


Информация о работе Общая характеристика таможенных платежеЙ