Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом - 1вариант.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

 Для этого предполагается  выделять из бюджета специальные  средства на закупку продуктов  по этим картам у фермерских  хозяйств, не способных самостоятельно  выйти на рынок. Таким образом, предполагается решить сразу две важные задачи – помочь бедным семьям и поддержать сельское хозяйство.

 Средства планируется  выделять из бюджета в качестве  кредитов фермерским хозяйствам  и индивидуальным предпринимателям. Деньги при этом будут выделяться  под 1% годовых через систему  государственных оптово-розничных  закупочных баз. В США, например, давно используют подобные карточки.

И наконец, четвертый аспект, который необходимо рассмотреть  – непосредственно безопасность питания, включающая в себя вопросы  контроля за качеством сырья и продуктов, создания и сертификации систем управления качеством, улучшения состояния здоровья населения, повышение производительности труда. На мой взгляд, сейчас очень остро стоит такая проблема, ведь со вступлением в ВТО Россией было много принятых «диктуемых» условий и теперь необходимо максимально защитить своих потребителей от импортируемой продукции, так как она не лучшего качества.

 Большая часть импортной  продовольственной продукции ставит  под угрозу здоровье потребителя,  так как основная ее масса  при относительно низкой цене  не отвечает экологическим стандартам. Немаловажно то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества – ставит в зависимость все сферы безопасности России.

 Качество импортных  продуктов питания слишком низкое  и во многом не соответствует  требованиям законодательства Российской  Федерации, в эти продукты могут  быть включены добавки (консерванты,  вкусовые присадки, красители и  т.п.), употребление которых в пищу  может непредсказуемым образом  сказаться на состоянии здоровья  не только живущего, но и будущих  поколений. Тем самым продукты  питания превращаются из пищи  в оружие геноцида. Что мы и  наблюдаем на практике. Многие  консерванты, красители и вкусовые  добавки запрещены к продаже  в Западных странах, разрешены  в России и в странах «третьего» мира. Я считаю, что это является одной из причин рождаемости детей с многочисленными отклонениями, также является причиной многих заболеваний взрослого населения, ведь в последнее время число раковых заболеваний растет вместе с ростом импортной продукции, сейчас достаточно большая часть населения бесплодна, что тоже является последствием питания продуктами низкого качества, либо содержащих в себе множество вредных добавок. Причем западные производители делают очень «хороший» ход, пуская в российское СМИ, что доказано, что эти добавки не только абсолютно безвредны, а еще крайне необходимы для организма, тем самым подталкивает большую часть населения к покупкам такого рода продуктов, повышая тем самым спрос населения и увеличивая исходя из этого свои поставки.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что  необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

Одной из главных и основных задач России в условиях рынка на современном этапе развития общества в области внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе страны является упорядочение и ускоренное сокращение импорта продовольствия и сырья сельскохозяйственного происхождения, а также организация их экспорта во все возрастающих объемах.

 Для реализации этого  направления на федеральном и  региональном уровнях уже принимаются  определенные меры и осуществляются  конкретные мероприятия. Среди  них: 

 – тарифное и нетарифное  регулирование экспортно-импортных  операций, направленное на защиту  внутреннего рынка и отечественных  производителей сельскохозяйственных  и продовольственных товаров,  а при необходимости могут  вводиться квоты на закупку  отдельных видов сырья и продовольствия  по импорту; 

 – предусматривается  создание преференциальных таможенных  режимов на ввоз сельскохозяйственного  и пищевого сырья для производства  продуктов питания и пищевкусовых  товаров (сахара-сырца, масло - жирового, чайного и табачного  сырья, какао-продуктов, кофе в  зернах, орехов, виноматериалов), а также  на технологическое оборудование, запчасти и тароупаковочные материалы, спрос на которые не удовлетворяется отечественной промышленностью;

 – развитие интеграционных  и кооперационных связей со  странами ближнего и дальнего  зарубежья, особенно с государствами-участниками  СНГ, на основе межгосударственных  соглашений, а также прямых связей  между предприятиями агропромышленного  комплекса и иностранными фирмами; 

 – содействие государства  созданию совместных предприятий,  развитию торгово-экономических  связей на основе формирования  общего аграрного рынка государств-участников  СНГ; 

 – расширение экспорта  продукции агропромышленного комплекса  и развитие экспортной инфраструктуры;

 – координация аграрной  политики и реформ на селе  государств участников СНГ;

 – обмен опытом  в развитии сельскохозяйственного  производства, социальной сферы  на селе, перерабатывающих отраслей  промышленности;

 – углубление интеграции  с другими государствами по  решению актуальных проблем агропромышленного  производства путем формирования  и реализации межгосударственных  программ;

 – поэтапное формирование  единой таможенной территории  и проведение согласованной таможенной  политики в области торговли  сельскохозяйственными товарами;

 – развитие производственной  кооперации и других форм сотрудничества;

 – расширение научно-технических  и экономических отношений в  агропромышленном комплексе со  всеми странами мира.

 Федеральным законом  «О государственном регулировании  агропромышленного производства»  от 14 июля 1997 г . № 100-ФЗ18 обращается внимание на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности агропромышленного производства.

 Так, для обеспечения  продовольственной безопасности  страны Правительство Российской  Федерации принимает следующие  меры:

 – защитного, протекционистского  характера в случаях, если насыщение  рынка сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия может  обеспечиваться за счет отечественного  производства или импорт приводит  к ухудшению состояния его  отраслей, снижению доходности сельхозтоваропроизводителей;

 – по стимулированию  экспорта продукции сельского  хозяйства, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности  внутреннего рынка. 

 «Продовольственная безопасность означает способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения в продуктах питания на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность, который сбалансирован в количественном и качественном аспектах, как по энергетическому потенциалу (в килокалориях), так и по соотношению необходимых питательных веществ».

 Вместе с тем следует  заметить, что обозначенные направления  государственной поддержки агропромышленного  комплекса во многом пока не  подкрепляются практическими действиями, а сельхозтоваропроизводитель не в состоянии защитить себя от наплыва импортной продукции, которая может производиться в стране в значительно больших объемах.

 Остановимся подробнее  на таком аспекте государственной  экономической политики как таможенно-тарифное  и нетарифное регулирование в  рамках обеспечения продовольственной безопасности.

 Для реализации этой  задачи необходимо использовать  весь спектр имеющихся средств  таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования при ввозе продовольственных  товаров, используя таможенную  пошлину как мотивацию или  стимул к импорту качественной  и безопасной продукции.

 К мерам таможенного  регулирования в области обеспечения  продовольственной безопасности  страны относят меры таможенно-тарифного  регулирования, меры нетарифного  регулирования, а также запреты  и ограничения, распространяющиеся при ввозе товаров в страну.19

 Тарифное регулирование  осуществляется посредством применения  свода ставок таможенных пошлин  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу.

 К мерам нетарифного  регулирования относят запреты  и ограничения неэкономического характера:

- сертификация;

- карантинный фитосанитарный контроль;

- ветеринарный надзор;

- санитарно-эпидемиологический контроль.

Нетарифное регулирование  также подразумевает под собой:

- квотирование;

 - лицензирование;

 - специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Направить основные усилия следует на упорядочение и сокращение завоза традиционно производимых в стране продовольствия и сырья, а также на развитие экспортной базы, совершенствование структуры импорта продукции, упорядочение тарифного регулирования импортно-экспортных операций.

Одновременно предстоит  широко внедрять и использовать систему  квотирования импорта продовольствия по тем его видам, которые производятся отечественными сельскохозяйственными  товаропроизводителями в недостающих  объемах (сахар, растительное масло), с  применением льгот по таможенным пошлинам. Значительную помощь в этом окажет и исторический опыт российского  таможенно-тарифного законодательства.

 На заседании Совета  Безопасности Российской Федерации  по вопросу «Об обеспечении  продовольственной безопасности Российской Федерации»20 был заявлен комплекс мер, стимулирующих импортозамещение на внутреннем рынке, в отношении мясных и молочных продуктов питания за счет последовательного снижения квот на импорт мяса в течение трех лет.

В Российской Федерации, в  настоящее время, все вышеперечисленные  положения в обобщенном и откорректированном виде, нашли свое отражение в национальной Доктрине продовольственной безопасности.21

 

    1. Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт

 

Либеральные демократы, пришедшие к власти в начале 90х в России резко перевели экономику страны на рыночные отношения. В этот период были подняты идеи А. Смита о "невидимой руке" рынка. Важнейшие функции по управлению отдельными сферами и экономикой страны в целом были отданы на откуп частным структурам. Цены на все товары были отпущены. Разрушив государственную систему заготовок сельскохозяйственных продуктов, руководство страны все в большей степени уходило от проблем формирования федерального продовольственного фонда. Рынок продовольствия оказался в руках перекупщиков и спекулянтов, в карманы которых поступает до 80% общей выручки.

Вместо того, чтобы сочетая государственное плановое управление с регулированием экономических методов хозяйствования, последовательно снижая масштаб прямого государственного контроля над аграрной сферой экономики, расширяя сферу рыночных отношений, реформаторы осуществили неразумную приватизацию системы заготовок. По сути, в целях скорейшего изменения сложившейся системы они отказались от всего положительного опыта, накопленного агропромом страны.

Предложения отечественных  ученых о необходимости государственного

регулирования воспринимались реформаторами как возврат к прошлому, командно-административной системе. Развивать российскую аграрную экономику старались с помощью неконтролируемого рынка, которого уже давно не существует в странах, которые считают себя цивилизованными. Вот уж действительно новые правители. Политика либерализации цен привела к неэквивалентности обмена между селом и городом, неплатежам, неуверенности сельских товаропроизводителей в реализации своей продукции, к снижению интереса к производству продовольствия, сокращению хозяйственного оборота. Все это нарушило равновесие в народном хозяйстве, усиливало депрессию внутреннего рынка.

За годы реформ сводный  индекс цен на промышленную продукцию и услуги рос в четыре-пять раз быстрее, чем на сельскохозяйственную. Из-за ценового диспаритета за период реформ сельские товаропроизводители недополучили за свою продукцию более 386 млрд. рублей. Отрасль по существу стала основным источником образования цепочки неплатежей во всем народном

Информация о работе Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров