Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом - 1вариант.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

История XIXи XX вв. показала, что суждения Д. Рикардо относительно кризисов вообще и продовольственного кризиса в частности, были ошибочными. В настоящее время, оценивая проблему в мировом масштабе, политики, бизнесмены и ученые осознают наступление глобально-планетарного кризиса, ярким выражением которого стала утрата многими государствами продовольственной безопасности.

Первым экономистом, поставившим  проблему продовольственного самообеспечения нации, был Томас Мальтус. В своем сочинении «Опыт закона о народонаселении» он писал о существовании «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения первобытных обществ… Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах стремлении размножаться быстрее, чем допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Мальтус также указывал на то, что рост народонаселения осуществляется в геометрической прогрессии, в то время как производство продовольствия увеличивается по линейному закону. Из этого утверждения он выводил вечную причину угрозы благосостоянию общества — опережающий рост численности населения по сравнению с возможностями производства продуктов питания. Естественными регуляторами роста народонаселения, по его мнению, являются голод, войны, болезни, нищета и различные пороки общества. На наш взгляд, как бы ни относились различные эксперты и экономисты к теории Мальтуса сегодня, нельзя не признать его приоритета в самой глобальной постановке проблемы продовольственной безопасности в экономической теории.

Таким образом, экономические  мыслители XVII-XIX вв. в своих теоретических  системах подошли к идее безопасного  развития с двух сторон: с точки  зрения источников (факторов) общественного  богатства (Кенэ, Смит, Рикардо) и с точки зрения функционирования экономической системы во взаимодействии с природными факторами аграрного и промышленного производства (Мальтус). Как отмечает В.В. Масляков, проблематика продовольственной безопасности в таких экономических теориях, как неоклассическая, монетаристкая, индустриальная и эволюционная, не существовала и не ставилась 9.

Современная экономическая  наука рассматривает продовольственную  безопасность как составной компонент  экономической безопасности.

Вместе с тем в литературе нет единого понимания термина «продовольственная безопасность». Авторы выделяют различные аспекты в его толковании. Самое распространенное определение  продовольственной безопасности  приводят американские ученые-экономисты Дж. Конуэй и Е. Барбер: «обеспечение гарантированного доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни».

А вот, к примеру, А.И. Алтухов трактует продовольственную безопасность «как способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность».

С первым из этих двух определений  нельзя согласиться ввиду того, что  оно сводит содержание продовольственной  безопасности лишь к количественной оценке степени удовлетворения потребностей населения в продовольствии. Второе из вышеприведенных определений  не отражает качественное состояние  экономики, в том числе ее агропромышленного  комплекса, для реализации гарантий государства по обеспечению его  населения продуктами питания в необходимых количествах. Хотя со стороны теоретиков продовольственная безопасность воспринимается, как категория, соответствующая системе понятий теории социальной рыночной экономики.

Такому пониманию состояния  продовольственной безопасности соответствуют  определения, предложенные П.В. Лещиловским, Э.Н. Крылатых, а также В.С. Балабановым и Е.Н. Борисенко. П.В. Лещиловский указывает, что «…под продовольственной безопасностью следует понимать такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), с другой стороны»10.

Э.Н. Крылатых утверждает, что  обеспечение «продовольственной независимости  и безопасности государства» тождественно достижению «устойчивого, экономически эффективного, конкурентоспособного и  экологически безопасного производства в АПК, которое способно сбалансировать предложение конечной продукции  и текущий потребительский спрос  на приемлемой для населения ценовом  уровне при достаточном продуктивном ассортименте, а также создать  необходимые резервы продукции»11. Менее объемное, но более глубокое определение дают В.С. Балабанов и Е.Н. Борисенко: «В самом общем виде под продовольственной безопасностью понимается такой уровень национального производства продовольствия, который позволяет реализовать принцип самообеспечения населения основными продуктами питания и государственных резервов в соответствии с научно обоснованными нормами»12.

Обобщая исторический опыт в толковании понятия «продовольственная безопасность», современные представления  о ней ученых-экономистов, а также  исходя из принципов социальной рыночной экономики, можно дать следующее  определение продовольственной  безопасности государства:

Продовольственная безопасность государства — это обеспеченная соответствующим ресурсным потенциалом  и гарантиями способность страны удовлетворять потребности в  питании населения всех доходных групп в объемах, качестве и ассортименте, необходимых для сохранения его  здоровья и расширенного воспроизводства, независимо от влияния негативных внешних  и внутренних факторов спроса и предложения, изменения ценового уровня рыночной конъюнктуры.

Проблема продовольственной  безопасности может характеризоваться  на основе глобальных, национальных, групповых  позиций и положения отдельной  личности. В.П. Коровкин выделяет три основных иерархических уровня проблемы продовольственной безопасности:

  • международный (глобальный);
  • внутриэкономический (национальный);
  • уровень отдельного человека, семьи, социальной группы  

 населения.

Показателями состояния  глобальной продовольственной безопасности выступают объемы переходящих запасов  зерна в мире, остающихся на хранении до уборки следующего урожая, и уровень  производства зерна на душу населения. Первый из двух показателей свидетельствует  о степени устойчивости продовольственного положения в мире и о гарантиях  на случай чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, засухи, войны  и т. п.). Безопасным считается объем  переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17 % всего годового потребления. Динамика запасов зерна показывает соотношение  его производства и потребления  в мире. Падение уровня запасов  до предельного минимума означает, что мировая продовольственная  безопасность находится в критическом  состоянии, поскольку при сокращении объема запасов ниже этого уровня потребления, как правило, начинается резкий рост мировых цен на зерно (примером этому служат такие «скачки» цен в 1972—1973 и 1979—1980 гг.). Более общим  показателем продовольственной  безопасности служит динамика производства зерна на душу населения, которая  характеризует тенденции развития мирового продовольственного положения  в целом.

В настоящее время Правительство  России в серьез задумалось над решением вопроса обеспечения продовольственной  безопасности страны. Министерством  сельского хозяйства регулярно  разрабатываются государственные  программы развития отраслей пищевой  и перерабатывающей промышленности на 2008—2012 гг. и 2013—2020 гг. Создана доктрина продовольственной безопасности, в которой изложена совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Особое внимание самообеспечению России продуктами питания уделяется в последнее время в связи со вступлением в ВТО. Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что руководством страны ведется активная и продуктивная работа по обеспечению населения России качественными, экологически чистыми и доступными продуктами питания.

 

    1. Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики

 

В настоящее время  в Российской Федерации реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности.

Система продовольственной безопасности России можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны она является подсистемой системы ее национальной безопасности, а с другой – мировой системы продовольственной безопасности, поскольку продовольственная проблема носит глобальный характер и является общемировой.

 Право на достаточное  питание является неотъемлемым  правом каждого человека, которое юридически зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека13, а также в Международной конвенции об экономических, социальных и культурных правах14. В реальной действительности эти права часто не соблюдаются. По оценке, приведенной в Римской Декларации о всемирной продовольственной безопасности в 2000 году 800 млн. человек по всему миру, особенно в развивающихся странах, не имели достаточного количества пищи, чтобы удовлетворить свои основные потребности в питании.15

 Необходимо отметить, что все существующие видения  вопроса продовольственной безопасности  подчинены решению главной задачи  – повышение экономической безопасности  и росту благосостояния населения. 

Концепция национальной продовольственной  безопасности, разработанная ФАО (Продовольственная  сельскохозяйственная организация  под патронажем Организации объединенных наций), ставит достижение трех основных целей:

  1. Обеспечение достаточного снабжения продуктами

            питания;

  1. Достижение максимальной стабильности снабжения;
  2. Расширение возможностей бедных по доступу к продуктам

            питания.16

Опираясь на эту концепцию, можно дать следующее определение продовольственной безопасности - наиболее исчерпывающим из известных определений является определение ФАО: «Продовольственная безопасность означает наличие в любое время продовольствия в стране и доступ к нему всего населения». Определение ФАО содержит достаточно полную характеристику самого состояния продовольственной безопасности, но не заключает в себе описания основ ее реализации.

 Понятие продовольственная  безопасность – многоаспектное, сложное и неоднозначное, включающее  в себя большое количество  структурных компонентов, нагляднее представить которые будет в форме схемы (Приложение 1).

В проблеме продовольственного обеспечения необходимо выделить четыре важных аспекта.

Первый заключается в  стимулировании производства и обеспечении  достаточности продуктов питания.

 В качестве основного показателя уровня поддержки сельского хозяйства обычно используется так называемая оценка поддержки производителей. Данная методика применяется ко всем странам - членам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а в последнее время и к некоторым странам Центральной и Восточной Европы.

Второй аспект заключается  в физической доступности основных видов продовольствия для населения  независимо от места проживания на территории страны или мира. То есть продукты питания в физических объемах, достаточных для удовлетворения потребностей людей, должны бесперебойно поступать к местам их конечного потребления. Физическая доступность предполагает необходимость решения комплекса задач, связанных не только с производством достаточного количества продовольственной продукции, но и с их беспрепятственным перемещением, как между странами, так и внутри них.

Третий важный аспект –  экономическая доступность продовольствия. Экономическая доступность продовольствия означает, что уровень покупательного спроса населения при сложившихся  ценах обеспечивает возможность  приобретения населением основных пищевых  продуктов в объемах и ассортименте, не ниже установленных рациональных норм потребления, необходимых для  обеспечения здоровья и активной жизни человека.

 В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения необходимо особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы.

 Так, к примеру, в  ближайшем будущем предлагается  ввести систему продовольственных карточек для малообеспеченных  граждан страны по которым они смогут получать продукты. Данное предложение было внесено Общественной палатой РФ, как мера целевой финансовой поддержки малообеспеченных семей, напоминающая и народу, и власти, что в стране существует доля граждан, которые вынуждены тратить на питание свыше половины своих доходов.17

Информация о работе Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров