Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:40, реферат

Описание работы

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………5
1.2 Определение нетарифных ограничений и причин их использования………………………………………………………...10
2 Классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза………………………………………….15
2.1 Меры прямого ограничения………………………………………………..15
2.2 Таможенные и административные формальности………………………..20
2.3 Прочие нетарифные методы……………………………………………….29
3 Система нетарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС………….32
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ВЭД реф.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

- запреты и ограничения, возникающие  в результате проведения технической  политики, реализации норм здравоохранения,  осуществления финансовых и административных  мер,  соблюдения общественной  морали или правопорядка, охраны  жизни или здоровья человека, окружающей среды, защиты культурных ценностей, выполнения международных обязательств, обеспечения национальной безопасности и др. Побочное действие этих мер может создавать препятствия для международной торговли и превращать их в нетарифные ограничения. [11] [12]

Применение мер нетарифного  регулирования опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим  органам исполнительной власти, как  правило, центральным правительственным  органам.

Большинство нетарифных ограничений экспорта используются для решения следующих основных задач:

- ограничение вывоза товаров,  дефицитных внутри страны. Такое  применение нетарифных ограничений  разрешено правилами ГАТТ/ВТО.  Обычно это осуществляется с  помощью квотирования и лицензирования вывоза;

- ограничение вывоза товаров  в рамках международных соглашений (Международные товарные соглашения) с тем, чтобы обеспечить стабильность  рынка какого-либо товара;

- для предотвращения исчерпания  невосполнимых природных ресурсов, используемых во внутреннем производстве. [13]

При импорте нетарифные ограничения  используются как правило по следующим  причинам:

- защита отечественных товаропроизводителей  от недобросовестной конкуренции  со стороны зарубежных производителей  аналогичных товаров;

- соблюдение общественной морали или правопорядка;

- охрана жизни или здоровья  человека, окружающей среды;

- ограничение и контроль над  экспортом или импортом золота  или серебра;

- защита культурных ценностей;

- предотвращение исчерпания невосполнимых  природных ресурсов одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

- приобретение или распределение  товаров при общем или местном  их дефиците;

- выполнение международных обязательств;

- обеспечение национальной безопасности. [13]

Также практически во всех государствах существуют меры, направленные на обеспечение:

- контроля за вывозом и ввозом  товаров двойного назначения (товары, могущие быть использованными  в гражданских и в военных целях);

- контроля за вывозом вооружения  и товаров военного назначения.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых  странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).

В целом, отношение к использованию  тарифных ограничений, к которым  также относится квотирование, в  мировой практике достаточно противоречиво, так как помимо нетарифных ограничений  дискриминационного характера существуют защитные меры, имеющие целью в установленном порядке предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров, а также меры, направленные на пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Анализ применения нетарифных средств  развитыми странами свидетельствует  о широком распространении таких  ограничений, протекционистские цели которых сложно доказать. Значительная их часть применяется в рамках ГАТТ/ВТО либо в одностороннем порядке, либо на основе двухсторонних договоренностей в качестве так называемых «добровольных» экспортных соглашений: могут предъявляться повышенные требования к техническим и сопроводительным документам, необоснованное обвинение в демпинге и т.д. [6,С.25]

Рассмотрение целого ряда примеров из международной торговой практики свидетельствует о сохранении  жестких протекционистских условий. Членство в ВТО само по себе не дает гарантий беспрепятственного выхода на высокоплатежеспособные зарубежные рынки и, кроме того, накладывает на недавно присоединившиеся страны целый ряд дискриминационных обязательств, ограничивает применение селективного действия, в том числе и мер нетарифного регулирования [6,С.27,34]. Неоднозначное воздействие на экономическое развитие РФ способны оказать нормы ВТО в отношении участия в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах – известно, что нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности РФ действуют в рамках таможенного союза с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой [3].

Можно сделать следующий вывод: приводя систему мер нетарифного  регулирования в соответствии с  требованиями ВТО, Россия, как и прочие развивающиеся страны и страны с  переходной экономикой, будет вынуждена открыть свои финансовые и товарные рынки, при этом неся основные тяготы рисков, связанные с неустойчивостью процентных ставок, валютных курсов, торговых войн и протекционизма развитых стран.

 

2 Классификация нетарифных мер  регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза

 

Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности (по мнению некоторых  исследователей, классификационные  схемы нетарифных ограничений, получившие мировое признание, в настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов [6,С.25]). Мы остановимся на основных из них.

В соответствии с классификацией ЕЭК  ООН они делятся на 3 основные группы:

1. Меры прямого ограничения:

-        Квотирование;

-        Лицензирование;

-        Специальные  защитные меры.

2. Таможенные и административные  формальности:

-        Сертификация;

-        Санитарно-эпидемологический  контроль;

-        Ветеринарный  надзор;

-        Карантинный  фитосанитарный контроль.

3. Прочие нетарифные методы:

-        Валютный  контроль;

-        Регулирование  курса национальной валюты;

-        Меры поддержки  экспорта. [9]

 

2.1 Меры прямого ограничения

 

Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или  вывоз ограниченного объема. В  России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

Различают следующие виды квот:

- Глобальные квоты - определяют  размер общего ввоза определенного  товара, не распределенный между  поставщиками;

- Индивидуальные квоты - распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;

- Сезонные квоты - устанавливают  в строго отведенный период  календарного года и чаще всего  распространяются  на определенные  виды сельскохозяйственной продукции.

- Тарифные квоты - предусматривают  преференциальный ввоз определенного  количества товара беспошлинно  или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты,  облагаются обычными пошлинами. [9]

К преимуществам квотирования можно  отнести:

-  Гарантии ограничения ввоза  товаров до определенной величины.

- Поддержка определенных предприятий,  путем применения выборочного  распределения квот государством.

В качестве недостатков квоты можно  выделить ее способствование монополизации  экономики путем ограничения ценовой конкуренции, а также низкую эффективность и произвольность распределения лицензий. [4, С.174]

В соответствии с положениями статьи 4 Соглашения о единых мерах нетарифного  регулирования в отношении третьих  стран, принятого 25 января 2008 года, экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:

1) запреты и временные ограничения  экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных  товаров или водных биологических  ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:

-         сократить  производство или продажу аналогичного  отечественного товара;

-        сократить  производство или продажу отечественного  товара, который может быть непосредственно  заменен импортным товаром,  в  случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;

-        снять с  рынка временный излишек аналогичного  отечественного товара путем  предоставления этого излишка  некоторым группам потребителей  бесплатно или по ценам ниже  рыночных;

-        снять с  рынка временный излишек отечественного  товара, который может быть непосредственно  заменен импортным товаром, если  не имеется значительного производства  аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка  некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

-        ограничить  производство продуктов животного  происхождения, производство которых  полностью или в основном зависит  от импортируемого товара, если  производство аналогичного отечественного  товара является незначительным. [3]

Под лицензированием принято понимать государственное регулирование  ввоза и вывоза товаров путем  выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования  торговли и контроля оборота товаров. [5]

В соответствии с положениями статьей 5 Соглашения о единых мерах нетарифного  регулирования в отношении третьих  стран, лицензирование осуществляется в случаях:

- Введения временных количественных  ограничений на ввоз или вывоз  отдельных видов товаров;

-  Реализации разрешительного  порядка ввоза или вывоза отдельных  видов товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- Предоставления исключительного  права на ввоз или вывоз  отдельных видов товаров;

-     Выполнения международных  обязательств.

В соответствии с Соглашением  Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.

Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р, установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.

Отсутствие  лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Различают 3 вида лицензий:

- Разовые  лицензии  - выдаются на основании  внешнеторговой сделки, предметом  которой является лицензируемый  товар, дают право на экспорт  или импорт этого товара в  определенном количестве. Период действия лицензии – не более 1 года.

-  Генеральные  лицензии - выдаются участнику ВЭД  на основании решения Стороны,  на каждый вид ввозимого или  вывозимого товара с указанием  его количества. Период действия  лицензии – не более 1 года.

- Исключительные  лицензии - предоставляют заявителю  исключительное право на экспорт  или импорт отдельного вида  товара. Срок действия лицензии  устанавливается индивидуально. [9]

Решение о  выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.

Для получения  лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов, в соответствии с Соглашением  Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

-        заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;

-        электронная копия заявления;

- копия  внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения  к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

-  копия  документа о постановке на  учет в налоговом органе;

- копия  лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

-  иные  документы, если они определены  решением Комиссии, на основании  которого введено лицензирование  данного товара.

Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности