Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:40, реферат

Описание работы

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………5
1.2 Определение нетарифных ограничений и причин их использования………………………………………………………...10
2 Классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза………………………………………….15
2.1 Меры прямого ограничения………………………………………………..15
2.2 Таможенные и административные формальности………………………..20
2.3 Прочие нетарифные методы……………………………………………….29
3 Система нетарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС………….32
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ВЭД реф.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный технический  университет (ВолгГТУ)

 

Кафедра «Мировая экономика и экономическая  теория»

 

Доклад по предмету «Государственное регулирование и таможенное дело» на тему:

«Нетарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности»

 

Выполнили:

студенты группы

ЭФОР-5

Мордашкина Ю.

Романова М. К.

 

Проверил:

к.э.н., доц. Днепровская И. В.

 

Волгоград 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

1 Понятие и сущность нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности…………………………………………………………………………….5

      1.1 Общая характеристика  нетарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности…………………………………5

      1.2 Определение нетарифных ограничений и причин их использования………………………………………………………...10

2 Классификация нетарифных мер  регулирования внешнеэкономической  деятельности в рамках таможенного  союза………………………………………….15

2.1 Меры прямого ограничения………………………………………………..15

2.2 Таможенные и административные формальности………………………..20

2.3 Прочие нетарифные методы……………………………………………….29

3 Система нетарифного регулирования  в Таможенном союзе ЕврАзЭС………….32

Заключение…………………………………………………………………………….35

Список использованных источников………………………………………………...36

 

Введение

 

Развитие мировой экономики  на современном этапе характеризуется  активным процессом либерализации  международной торговли. Национальные рынки стран становятся более  открытыми для доступа иностранных  товаров, в результате чего возникает  объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.

Долгое время существенную роль в системе протекционистских  мер играл импортный тариф. Однако в результате процесса формирования системы международной торговли, функционирующей по правилам Всемирной торговой организации, на смену тарифным мерам регулирования чаще приходят нетарифные.

В современных условиях практически  невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в ВТО, вследствие этого регулирование внешней торговли осуществляется посредством соглашений данной международной организации, что, в свою очередь, приводит к снижению тарифов. Настоящие и потенциальные члены ВТО, не желая терять выгоды из-за снижения тарифов, заменяют их нетарифными инструментами. При этом воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера.

Очевидно, что для России, находящейся на пороге вступления в ВТО, совершенствование системы нетарифных ограничений является актуальной задачей. В связи с важностью данной проблематики для дальнейшего приспособления внешнеэкономической политики РФ к требованиям международных организаций, в работе предлагается рассмотреть целесообразность введения нетарифных барьеров, их эффективность, экономическое влияние на производителей, потребителей и благосостояние страны в целом.

Целью работы является рассмотрение мер нетарифного регулирования.

Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

1. изучить особенности применения  нетарифных инструментов во внешнеторговых  отношениях;

2. разработать классификацию   форм и разновидностей нетарифных  ограничений;

3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;

4.проанализировать влияние данных  методов ограничения на внешнеторговую  политику РФ;

5.проанализировать ситуацию, складывающуюся  по поводу применения мер нетарифного  регулирования в рамках таможенного союза. 

Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – нетарифные ограничения внешнеэкономической  деятельности.

Информационно-методической основой  работы стали нормативные акты таможенного  союза РФ, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики (Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования); статьи, посвященные конкретным мерам нетарифного регулирования и экспортного контроля внешнеэкономической деятельности, особенностям и практике их применения

Структура доклада направлена на решение перечисленных задач и достижение означенной цели, включает в себя: введение, три главы и заключение, списка использованной литературы и включает материалы учебной литературы, основные публикации по теме, нормативно-правовые акты.

 

1 Понятие и сущность нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

1.1 Общая характеристика нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

Вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств - курса на либерализацию внешнеторгового режима и курса на протекционизм - защиту внутреннего рынка от конкурентов с помощью различных барьеров и ограничений.

Государство никогда не оставалось безучастным к развитию внешнеэкономических связей. В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках государствами могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности.

Исторически раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника дохода государства, а затем и орудия борьбы с иностранной конкуренцией.

Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешней торговли позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Однако методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Таможенно-тарифные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, и пр. Кроме того, в условиях либерализации экономики произошла потеря былой «протекционистской привлекательности» этих мер. Связано это с политикой снижения ставок таможенных пошлин, активно проводимой в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Таким образом, в качестве основного инструмента протекционизма на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования.

Популярность нетарифных мер регулирования  связана с возможностью их многократного  или длительного использования в отношении одного и того же товара, а также с недостаточной определенностью их применения. В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

К нетарифным мерам относятся практически  все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением  тарифов. Нетарифное регулирование  внешней торговли охватывает две  большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров. [11] [12]

Первая группа мер имеет целью  прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

При этом необходимо отметить, что  до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение  нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза. [13]

Существует множество классификаций нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО. [5,С.30]

По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это:

1. меры ценового контроля,

2. меры финансового контроля,

3. автоматическое лицензирование,

4. количественные ограничения,

5. монопольные меры,

6. технические меры,

7. прочие меры в отношении  чувствительных товаров. 

В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп:

1.участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная  политика общего характера;

2. таможенные процедуры и административные  формальности;

3. технические барьеры в торговле;

4. количественные и специфические ограничения аналогичного характера;

5. ограничения, заложенные в  механизме платежей.

Отдельными авторами выделяются 7 основных групп нетарифных ограничений, прямо или косвенно регулирующих внешнюю торговлю (таблица 1).

 

Таблица 1 – Классификация мер нетарифного регулирования в системе таможенного дела

 Название группы мер нетарифных  ограничений | Цели применения | Отдельные меры данной группы нетарифных ограничений |

 Экономические нетарифные ограничения |

1. Паратарифные | Пополнение финансовых поступлений государства |       1.1 Таможенные доплаты      1.2 Дополнительные сборы      1.3 Внутренние (уравнительные) налоги и сборы      1.4 Декретированная таможенная оценка |

2. Меры контроля над ценами | Поддержание и стабилизация внутренних цен, предотвращение ущерба от нечестной торговой практики иностранных конкурентов | 2.1 Административное фиксирование цен2.2 «Добровольное» ограничение экспортных цен2.3 Скользящие сборы2.4 Антидемпинговые меры2.5 Компенсационные меры |

3. Финансовые меры | Регулирование доступа импортеров к иностранной валюте, условия платежей | 3.1 Требование предварительной оплаты стоимости импорта и/ или уплаты импортных налогов3.2 Множественные валютные курсы3.3 Официальные ограничения на накопление иностранной валюты3.4 Отсрочки платежей, очереди на уплату |

 

Продолжение таблицы 1

 Название группы мер нетарифных  ограничений | Цели применения | Отдельные меры данной группы нетарифных ограничений |

 Административные нетарифные  ограничения |

4. Меры автоматического лицензирования | По сути не являются торговым ограничением | 4.1 Автоматически выдаваемые разрешения на импорт4.2 Мониторинг импорта |

5. Меры количественного контроля | Ограничение импорта или экспорта любого конкретного товара | 5.1 Неавтоматическое лицензирование5.2 Контингентирование5.3 Квоты5.4 Запрет на импорт определенного товара5.5 Соглашения об ограничении экспорта5.6 Специфические количественные ограничения для предприятий |

6. Монополистические меры | Предоставление исключительных прав определенной группе субъектов | 6.1 Государственная монополия на импорт определенных товаров6.2 Принудительные обслуживание национальными предприятиями |

7. Технические меры | Контроль качества и безопасности товара | 7.1 Техническое регулирование7.2 Предотгрузочная инспекция7.3 Специальные таможенные формальности |

Источник: [6,С.99-105].

В большинстве развитых и в части  развивающихся государств постепенный  поворот к активному использованию  нетарифных мер наметился с середины 60-х годов ХХ в. Это произошло в результате действия многих причин. Так, в результате активного развития международной кооперации, распространения транснациональных фирм и резкого повышения объемов внутрифирменной торговли происходит своеобразный перенос внешнеторгового регулирования вглубь экономики страны. А это, в свою очередь, ведет к все более широкому использованию в торгово-политических целях кредитно-финансовых, административных и других средств экономической политики. [5,С.31]

Таким образом, в современных условиях экономическое значение и торгово-политическая роль мер нетарифного регулирования существенно возросли. Именно нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности многие страны используют против недобросовестных иностранных поставщиков. К таким мерам относятся традиционные антидемпинговые и компенсационные меры (против недобросовестной конкуренции), так называемые технические меры (против поступления на внутренний рынок некачественных товаров, представляющих опасность для людей, животных и окружающей среды) и меры, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности (против поступления фальсифицированных товаров и товаров с поддельными товарными знаками).

 

1.2  Определение нетарифных ограничений  и причин их использования

 

Из всего вышесказанного нетарифные ограничения можно детерминировать как комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.  Большинство из нетарифных методов слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма. 

В мировой практике и в торговой политике принято различать:

- меры нетарифного регулирования,  специально создаваемые с тем,  чтобы с их помощью осуществлять  государственное регулирование  внешней торговли (запреты, квотирование, добровольные ограничения экспорта, квазитарифные меры и др.);

Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности