Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: оценить роль международных конвенций и соглашений для РФ и провести их сравнительный анализ с законодательством РФ в области таможенного дела.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю развития международных таможенных отношений
Описать международные организации в области таможенного дела
Охарактеризовать основные международные конвенции и соглашения в области таможенного дела.

Файлы: 1 файл

ваганова.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Главной проблемой таможенного  сотрудничества в рамках СНГ на настоящий  момент остается создание зоны свободной  торговли (ЗСТ). Формирование такой  зоны является первым этапом создания общего экономического пространства и  является приоритетной целью международного таможенно-правового регулирования в рамках СНГ. Впрочем, практически все остальные страны имеют схожий приоритет в международных таможенных отношениях (каждая — в своем регионе).

Важнейшим правовым документом на пути создания общего экономического пространства в рамках СНГ является Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. В соответствии с этим Соглашением стороны обязались не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также не вводить количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон.

Стороны взяли  на себя обязательство принять меры к максимальному упрощению и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной документации, ориентируясь на существующие международные соглашения и договоренности. Стороны не могут облагать происходящие с таможенных территорий других участвующих сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров. Кроме того, участники Соглашения договорились о свободе транзита товаров (транспортных средств).

Проблема  в том, что фактически в настоящий момент зона свободной торговли в соответствии с вышеуказанным соглашением существует только в пределах Таможенного союза. Россия ратифицировала Соглашение о создании зоны свободной торговли 15 декабря 2000 г.

Другой, не менее  важной проблемой таможенного сотрудничества в рамках СНГ является унификация таможенного законодательства стран-участниц.

10 февраля  1995 г. Совет глав государств  — участников СНГ принял Основы таможенных законодательств государств Содружества. Это рекомендательный документ, который должен стать моделью основополагающего в сфере таможенного права нормативного правового акта (Кодекса или др.). Действующий ТК РФ также отчасти базируется на нем.

Существуют  и иные проблемы таможенного сотрудничества в рамках СНГ: централизация борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, унифицирование таможенной политики, координация деятельности таможенных служб в сфере ведомственного нормотворчества и многие другие. Наличие этих проблем обусловлено единой целью таможенного сотрудничества — установление более тесных экономических и политических связей между странами СНГ.

Отдельно надо сказать  о российско-белорусских отношениях, которые сегодня складываются очень  непросто. И это при том, что с 1997 г. существует  Союз России и Белоруссии. В 2004 г ситуация  с транзитом товаров через Белоруссию зашла в окончательный тупик. Даже заступничество тогдашнего министра транспорта России Сергея Франка не склонило белорусские власти к отмене репрессий в отношении российских автоперевозчиков. Белорусские таможенники не собирались менять недавно установленные ими порядки: российские фуры они будут продолжать осматривать, задерживать и арестовывать. Более 10 тыс. российских автофургонов решили в 2003 году обойти Белоруссию стороной.

Белорусских таможенники под различными предлогами досматривают российских перевозчиков, везущих грузы из Западной Европы в Россию, арестовывая товар по малейшему поводу.

Действия белорусской  таможни - это прямое нарушение правил TIR. Согласно TIR груз должен следовать  под пломбой от пункта отправки до пункта назначения. Вскрытие груза по пути следования разрешается только в случае серьезных подозрений в контрабанде. Однако российских дальнобойщиков с книжками МДП досматривают регулярно. Груз могут арестовать по любому поводу. По официальным данным, в 2003 году задержано российских грузов на $80 млн.

В конце 2004 г ситуация несколько улучшилась. Белоруссия приняла  ряд мер по упрощению транзита товаров из Европы в Россию с целью  повлиять на ситуацию на российско-латвийской границе. "Российские грузы мы сейчас практически не трогаем. Все меры по ужесточению контроля связаны в первую очередь с товаром, предназначенным для внутреннего рынка Белоруссии", - заявил тогда глава ГТК Белоруссии А.Шпилевский. В свою очередь, глава ФТС России Андрей Бельянинов отметил, что пока никаких резких улучшений ситуации с очередями на северо-западных пунктах пропуска не наблюдается.  Затем в феврале 2007 г известный российско-белорусский политический конфликт отразился и на таможенных взаимоотношениях. ГТК Белоруссии заявил о том, что претензии России по поводу процедуры перемещения "калининградских товаров" необоснованны. ГТК утверждал, что Россия сама, еще в 2005 году, нарушила ранее согласованную сторонами процедуру перемещения товаров из Калининграда, поставив белорусских получателей в дискриминационное положение. В ответ Минск стал досматривать все российские товары, поступающие из Калининградской области транзитом через Белоруссию на остальную часть территории России. И сделал обязательным конвоирование транспортных средств. До введения новых правил российские товары перемещались транзитом через Белоруссию на основании транспортных документов с отметками таможенных органов Калининградской области, разрешающих вывоз на остальную часть России.

Все это время белорусскую  сторону ситуация с калининградскими грузами не беспокоила. Испытывали дискомфорт и несли убытки российские перевозчики. Заявление ГТК появилось только после того, как Минтранс России сообщил о том, что не разрешит белорусским перевозчикам возить товары в (и из) Россию из третьих стран.

4 мая этого года в Кричеве прошла встреча белорусских и российских таможенников. Делегацию таможенной службы Республики Беларусь возглавил заместитель председателя ГТК Леонид Досов.  
По информации ГТК Беларуси, стороны обсудили актуальные вопросы реализации соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества.

Но это ложка меда в бочке дегтя. Сейчас нельзя говорить о каких-то значительных улучшениях в таможенных отношениях РФ и Беларуси.

Заключение

В современных  условиях, когда весь мир является единой экономической системой, когда интегрированность в эту систему является важнейшим условием эффективности производственно-экономических процессов в любом государстве, роль международного таможенного права в системе правового регулирования трудно переоценить. Международное таможенное право может рассматриваться как один из важнейших факторов, обусловливающих характер внешнеэкономических процессов. Оно может послужить экономическому сближению государств (которое, скорее всего, повлечет за собой и сближение политическое), является важнейшим инструментом защиты национальных экономических интересов, представляет собой средство регулирования экспорта и импорта. Все это обусловливает важность правового регулирования процесса перемещения через границу товаров и транспортных средств и необходимость получения специалистами-правоведами глубоких и всесторонних знаний в этой сфере.

Сегодня РФ присоединилась к множеству международных конвенций и соглашений в области таможенного дела, тем самым успешно пользуется их преимуществами. Несмотря на то, что Россия не является участником Киотской конвенции, многие институты правового регулирования в нашей стране строились в соответствии с ее положениями. В РФ уже сейчас имеется достаточная законодательная и, частично подзаконная база для полного присоединения к Киотской Конвенции без ущерба национальным интересам и целям таможенного регулирования.

Наконец, РФ является членом Всемирной таможенной организации, а также завершается процесс присоединения России к Всемирной торговой организации.

Все эти факторы  немаловажны для успешного международного сотрудничества не только в таможенной, но и в экономической, а также  в политической сферах мирового сообщества.

Список использованной литературы

 

  1. Косаренко Н.Н., Кочергина Т.Е. Таможенное право России. Серия «Высшее образование».- Р-н-Д: Феникс, 2005.- 320 с.
  2. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебное пособие.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.- 184 с.
  3. Всемирная таможенная организация/ Под общей ред. Проф. Н.М. Блинова.- М.: РИО РТА, 2000.- 156 с.
  4. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник.- К.: О-во «Знания», 2000.- 461 с.
  5. Венская крнвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий:- М.: Юр. Лит., 1994.- 320 с.
  6. Комментарий к ТК РФ/Под общей ред. Проф. А.Н. Козырина, изд-во Кодекс, 2004.-542 с.
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года/ под редакцией Л.А.Лозбенко, издательство Норма, 2004 г.
  8. Участие РФ в международном таможенном регулировании: www.bestdisser.com
  9. Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров: www.forum.cisg.ru
  10. Таможенное право: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-384с.
  11. Союзное государство России и Белоруссии: www.wikipedia.org
  12. Белорусский транзит товаров из Европы в Россию: www.vch.ru.



Информация о работе Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике