Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: оценить роль международных конвенций и соглашений для РФ и провести их сравнительный анализ с законодательством РФ в области таможенного дела.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю развития международных таможенных отношений
Описать международные организации в области таможенного дела
Охарактеризовать основные международные конвенции и соглашения в области таможенного дела.

Файлы: 1 файл

ваганова.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

профессионального высшего образования

 

Российская  таможенная академия

Ростовский  филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО»

на тему: «Международные соглашения и договоры в области  таможенного дела, их роль и применение на практике»

выполнил: слушатель 3 курса факультета таможенного дела

очной формы обучения Худжатов М.Б.

руководитель: Воскобойников А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2007

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

Внешнеэкономические отношения  государств, прежде всего внешняя торговля, непосредственно связаны с таможенной деятельностью. Возникновение и развитие таможенного дела вызвано внутренними потребностями каждого государства в обеспечении национальных, в том числе экономических, интересов.

Необходимость управления внешней торговлей привела к созданию механизма тарифного регулирования, а также к появлению специфических нетарифных мер и экспортного контроля, обеспечивающих защиту экономики, оформив, таким образом, систему таможенных отношений между странами. Регулируют систему данных отношений международные конвенции и соглашения в области таможенного дела. Этими факторами обусловливается актуальность темы данной работы.

В качестве регуляторов  таможенных отношений выступают  и международные организации, деятельность которых связана с осуществлением таможенного сотрудничества. Они являются компонентами мировой системы и согласно условиям международных договоров обладают определенными полномочиями для вынесения рекомендаций в адрес государств-членов по основным функциям своей деятельности, в том числе и в области систематизации и унификации норм и принципов международного таможенного права.

Цель курсовой работы: оценить роль международных конвенций и соглашений для РФ и провести их сравнительный анализ с законодательством РФ в области таможенного дела.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить историю развития международных таможенных отношений
  2. Описать международные организации в области таможенного дела
  3. Охарактеризовать основные международные конвенции и соглашения в области таможенного дела.

1. Международное сотрудничество стран в таможенном деле: содержание, формы, направления.

1.1. Исторические аспекты развития международных отношений в области таможенного дела.

Историю развития международных отношений в области таможенного дела целесообразно рассматривать с конца XIX века. В 1890 г в Брюсселе был создан международный союз для публикации таможенных тарифов, в который вошли 28 стран. СССР вступил в данный союз только в 1935 г. Также с 1890 по 1947 г издавался журнал «Международный таможенный бюллетень», причем на 5 языках: английском, немецком, французском, испанском и итальянском.

Впервые отдельные вопросы  международного сотрудничества в области  таможенного дела решались на конференциях под эгидой Лиги наций в 1923 и 1928 гг. Эти вопросы касались упрощения таможенных формальностей, борьбы с контрабандой, сведения к минимуму запретов и ограничений во внешней торговле.

В ХХ веке на протяжении 50 лет шел процесс совершенствования  взаимодействия по вопросам обмена информации: комментарии, толкование, обобщение опыта. В 1947 г по инициативе 13 европейских стран в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству было предусмотрено создание в Европе нескольких таможенных союзов. В 1949 г ООН внесла предложение о создании международной организации по вопросам таможенного сотрудничества. В 1950 г было подписано 3 конвенции: 1) «О номенклатуре классификации таможенных тарифов», 2) «Об оценке товаров в таможенных целях», 3) «О создании Совета таможенного сотрудничества». В 1952 г к последней конвенции присоединилось 17 стран и было провозглашено официальное создание Совета таможенного сотрудничества (СТС). В 1994 г СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО), которая является основной международной организацией в области таможенного дела.

Сегодня действует множество  международных конвенций и соглашений в области таможенного дела. Приведем перечень наиболее универсальных конвенций  и соглашений в хронологическом  порядке их принятия:

—за точку отсчета можно взять здесь Конвенцию об учреждении Международного союза для публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.) и Протокол об изменениях 1949 г.;

—Конвенция о свободе  транзита (Барселона, 20 апреля 1921 г.);

—Международная конвенция о пресечении обращения

порнографических изданий (Женева, 1923);

  • Конвенция об упрощении таможенных формальностей (Женева, 3 ноября 1923 г.);
  • Международное соглашение о свободе движения и транзита (Барселона, 25 мая 1925 г.);
  • Конвенция о пресечении контрабанды алкоголя (Хельсинки, 1925);
  • Конвенция об отмене импортных и экспортных запретов и ограничений и об упрощении таможенных формальностей (Женева,1927г );
  • таможенные аспекты Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле (ГАТТ) — Женева, 30 октября 1947 г.Вступило в силу с 1 января 1948 г.;
  • Конвенция о создании Совета Таможенного Сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);
  • Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 15 декабря 1950 г.):
  • Конвенция об оценке товаров в таможенных целях (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);
  • Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);
  • Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);
  • Международное соглашение по импорту материалов, имеющих воспитательное, научное и культурное значение (Нью-Йорк, 22.11.1950 г.);
  • Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (Женева, 18.05.1956)
  • Таможенная конвенция о ввозе коммерческих автотранспортных средств на ограниченный срок (Женева, 18 мая 1956 г.);
  • Протокол к Конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 1 июля1955 г.);
  • Таможенная конвенция о временном ввозе упаковочного материала и тары (Брюссель, б октября 1960 г.);
  • Таможенная конвенция о временном ввозе оборудования, необходимого для выполнения профессиональных функций (Брюссель, 8 июня 1961 г.);
  • Таможенная конвенция об облегчении условий ввоза товаров для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, встречах пли подобных мероприятиях (Брюссель, 8 июня 1961 г.);
  • Таможенная конвенция о карнете АТА для временного допуска товаров (Конвенция АТА) (Брюссель, б декабря 1961 г);
  • Таможенная конвенция относительно материалов жизнеобеспечения мореплавателей (Брюссель, 1 декабря 1964 г.);
  • Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г.;
  • Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования (Брюссель, 11 июня 1968 г.);
  • Таможенная конвенция о временном ввозе педагогического материала (Брюссель, 8 июня 1970 г.);

—Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) (Вена, 7 июня 1971 г.);

—Таможенная конвенция о контейнерах (Женева, 2 декабря 1972 г.); подписана Украиной 22 октября 1973 г., вступила для нее в силу с 1 марта 1977 г.;

  • Международная конвенция о безопасных контейнерах (Женева, 5 декабря 1972 г.);
  • Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото, 18 мая 1973 г.);
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, Женева, 14 ноября 1975 г.); Международная конвенция о взаимной административной помощи для предотвращения, расследования и наказания за таможенные правонарушения (Конвенция Найроби, 9 июня 1977 г.);
  • Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Женевский кодекс, 12 апреля 1979 г.);
  • Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (27 мая 1980 г.);
  • Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе, 1982 г.;
  • Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС, Брюссель, 14 нюня 1983 г.);
  • Соглашение о применении таможенных документов 
    в прямом автомобильном сообщении при перевозке грузов 
    (17 ноября 1983 г.);
  • Протокол об изменениях к ст. 18 Конвенции Найроби (Брюссель, 24 июня 1983 г.), разрешающий теперь делать оговорки к этой Конвенции;
  • Конвенция ООН но борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.);
  • Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.);

— Заключительный акт Уругвайского раунда ГАТТ (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), содержащий, в частности, Соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (ВТО) с 1 января 1995 г. после окончания переходного периода ГАТТ/ ВТО, соглашение о таможенных тарифах и др.

СССР не принимал участия  в международных отношениях в  области таможенного дела, игнорируя  международные организации и  конвенции. Это было связано с  тем, что внешняя торговля была монополией государства, и таможенные правоотношения как таковые отсутствовали. Но РФ не стоит в стороне от данных отношений. Сегодня Россия является членом ВТО/СТС, а также участницей многих международных конвенций и соглашений в области таможенного дела. При этом продолжаются попытки вступления РФ во Всемирную торговую организацию, оценивается целесообразность присоединения к некоторым конвенциям.

1.2. Международные организации в области таможенного дела.

Огромную роль в международных  таможенных правоотношениях играют международные организации, создаваемые государствами и иными субъектами международных отношений для координации сотрудничества в таможенной сфере. Среди таких специализированных таможенных межгосударственных объединений можно выделить международные универсальные таможенные организации, ареной деятельности которых является весь мир, и международные региональные таможенные организации, распространяющие свое действие на определенный локальный регион земного шара.

К универсальным международным  таможенным организациям можно отнести  Совет таможенного сотрудничества или Всемирную таможенную организацию. С определенной долей условности к числу таможенных организаций можно отнести Всемирную торговую организацию (ВТО).

Среди региональных таможенных организаций можно назвать Европейский  Союз, Организацию стран Магриба (объединяющую государства Северной и Северо-Западной Африки), некоторые другие организации.

Рассмотрим более подробно наиболее значимые из международных таможенных организаций.

Всемирная таможенная организация  была утверждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1959 г., вступившей в силу 4 ноября 1952 г. В настоящий момент во Всемирную таможенную организацию входит 161 государство, в том числе Россия и все участники СНГ.

Деятельность Всемирной таможенной организации определяется ее целями:

  1. развитие международного сотрудничества в области таможенного дела;
  2. обеспечение более высокого уровня гармонизации и унификации таможенных систем;
  3. совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий;
  4. усиление борьбы с международными преступлениями таможенными средствами.

Можно сделать вывод, что цели Всемирной таможенной организации в целом соответствуют основным принципам таможенного права.

Высшим органов Всемирной  таможенной организации является Совет, осуществляющий свою деятельность в форме сессий. Сессии Совета Всемирной таможенной организации проводятся ежегодно. Сессия избирает председателя организации и шесть его заместителей, которые одновременно являются представителями в организации шести регионов мира: Европы, Америки, трех частей Африки (Северной, Центральной и Южной), Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского. Россия входит в самый представительный Европейский регион, включающий в себя около 50 государств.

На сессиях Совета Всемирной таможенной организации принимаются наиболее важные решения по стратегическим направлениям деятельности этой организации, проводятся выборы в ее высшие органы, а также назначения на руководящие должности в секретариате.

Помимо Сессии руководящими органами Всемирной таможенной организации являются Политическая комиссия, состоящая из 22 представителей государств, включая Россию, Финансовый комитет, состоящий из 17 государств, в который также входит Россия.

Постоянно действующим  исполнительным органом Всемирной таможенной организации является ее Секретариат. Его штаб-квартира расположена в Брюсселе. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается на сессии Совета Всемирной таможенной организации сроком на 5 лет.

Основная часть работы Всемирной таможенной организации выполняется профильными комитетами, подчиняющимися Секретариату.

Официальными языками  организации являются английский и  французский. В работе некоторых  комитетов используются также русский  и испанский.

Всемирная таможенная организация координирует работу в рамках более чем 20 конвенций, 50 рекомендаций и целого ряда отдельных международных норм таможенного характера по конкретным специфическим вопросам.

Кроме того, Всемирная  таможенная организация осуществляет техническую поддержку при разработке методик определения таможенной стоимости и правил определения происхождения товаров для Всемирной торговой организации (ВТО).

Всемирной таможенной организацией созданы 9 региональных узлов связи  по обмену информацией, необходимой для эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и другими таможенными правонарушениями. Узел связи, в который входит Россия, а также другие страны Восточной и Центральной Европы, находится в Варшаве.

В Москве создан Региональный ученый центр Всемирной таможенной организации (кроме него, в мире подобных центров существует еще три). Функциональным назначением центра является содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств Евро-Азиатского экономического сообщества, их присоединению к международным таможенным конвенциям и полноценному включению в единую мировую таможенную систему. В его функции входит также пропаганда новейших направлений развития таможенного дела в мире, которые разрабатываются Всемирной таможенной организацией (например, содействие развитию электронной торговли, применение методик анализа рисков, применение унифицированных таможенных документов и др.). Кроме того, Центр осуществляет подготовку специалистов, необходимых в ходе осуществления таможенного контроля, в том числе по специфическим вопросам: способных в ходе таможенного контроля выявлять и идентифицировать оружие, взрывчатку, боеприпасы, радиоактивные материалы, наркотические, галлюциногенные и психотропные вещества.

Информация о работе Международные соглашения и договоры в области таможенного дела, их роль и применение на практике