Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) – это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств.

Файлы: 1 файл

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.docx

— 18.10 Кб (Скачать файл)

 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) – это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств. Данная Конвенция является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики.    Киотская  конвенция была заключена 18 мая 1973 г. на состоявшейся в Киото 41/42-ой сессии Совета таможенного сотрудничества и вступила в силу в 1974 г.  На сегодняшний день ее членами являются более 60 государств (в том числе страны ЕС, США, Китай, Канада, Япония и др.).

В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция конвенции, которая получила название пересмотренной Киотской конвенции или Киотской конвенции в редакции Брюссельского  протокола. По условиям Брюссельского  протокола, новая редакция должна была вступить в силу по истечении трех месяцев после того, как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнят соответствующие  процедуры ратификации/присоединения. Этот процесс был завершен 3 февраля 2006 года. С этого момента стало возможным присоединение к конвенции других государств.

Целью Конвенции  является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Она, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем  упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного  контроля, а с другой стороны - к  тому, чтобы такое ускорение и  упрощение не привело к нивелированию  интересов государства и общества.

Положения Конвенции  сформулированы не в виде норм прямого  действия, а в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для  создания конкретных правил регулирования  тех или иных таможенных процедур.

Структурно  Конвенция состоит из Протокола  об изменении Международной Конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней - Генерального приложения и Специальных  приложений, которые посвящены отдельным  таможенным процедурам и режимам.

Непосредственно в самом тексте Киотской Конвенции  содержатся наиболее важные общие положения, касающиеся ее структуры, порядка и  сферы применения, устанавливается  процедура присоединения к  ней, внесения поправок и дополнений.

Генеральное приложение является ключевым элементом  Конвенции и содержит базовые  принципы и правила таможенного  регулирования, его положения применяются  ко всем институтам таможенного дела.

Принятие  Генерального приложения, также как  и собственно текста  Конвенции, является обязательным  для присоединения  к Конвенции.3 Что касается Специальных приложений, то при присоединении договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо какую-либо главу специального приложения, либо вообще не принимать ничего из специальных приложений. При этом государству дается срок для приведения собственного законодательства в соответствие со стандартами Генерального приложения к конвенции. В частности, длительный пятилетний срок нужен для таких правил, как использование электронного декларирования.

Одним из ключевых моментов содержания является то, что  по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве более благоприятных  условий, чем предусмотрено в  Конвенции. То есть если в какой-либо части таможенное регулирование  страны предоставляет более благоприятные  условия для лиц, вступающих в  правоотношения с таможенной службой, чем это предусмотрено в Конвенции, менять их и приводить в строгое  соответствие с Конвенцией нет необходимости. 

Специальные приложения посвящены отдельным  процедурам и режимам. При присоединении  к Конвенции договаривающаяся сторона  вправе принять любое из них, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений.В формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю.

Положения Конвенции  сформулированы не в виде норм прямого  действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила  регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между  ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес - сообщества и государства.

Киотской  конвенцией зафиксированы следующие  семь специальных принципов международного таможенного права:

     1) реализация  программ, направленных на непрерывное  совершенствование таможенных процедур  с целью повышения их эффективности; 

     2) предсказуемое,  последовательное  и четкое выполнение  таможенных процедур и осуществление  таможенной деятельности;

     3) предоставление  заинтересованным сторонам всей  необходимой информации, о таможенном  законодательстве, административных  распоряжениях и процедурах;

     4) применение  современных методов таможенного  контроля, а также максимально  широкое использование информационных  технологий;

     5) сотрудничество  во всех приемлемых случаях  с другими государственными органами, другими таможенными службами  иностранных государств и бизнесом;

     6) соблюдение  на практике соответствующих   международных стандартов;

     7) принцип обеспечения  беспрепятственного  доступа заинтересованным  сторонам к административным  и судебным процедурам обжалования. 

Главный принцип, проходящий через все положения  Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в  целях ускорения внешнеторгового  товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес - сообществом.

Для совершенствования  таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п. Также Киотская конвенция предусматривает, что таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами.

Развитие  международной торговли потребовало  внесение изменений в Конвенцию  Киото. Подготовленные изменения были внесены Протоколом, подписанным 26 июня 1999 года в Брюсселе. Целью изменений  было удовлетворение потребностей участников международной торговли и таможенных служб в дальнейшем упрощении  и гармонизации таможенных процедур и практики их применения.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в  редакции Брюссельского Протокола 1999 года вступила в силу 3 февраля 2006 года.

Модернизированная Конвенция Киото состоит из Основного  текста ,Генерального приложения и 10 Специальных приложений .

Участницей  Модернизированной Конвенция Киото  по состоянию на 1 ноября 2010 года является 71 страна.

Разработка  проекта Таможенного кодекса  Таможенного союза ЕврАзЭС, вступившего в силу с июля 2010 года, осуществлялась на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола от 26 июня 1999 года (Решение Комиссии таможенного союза № 4 от 04.02.2009 «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории»).

Республикой Казахстан Конвенция была ратифицирована в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-IV «О ратификации Международной конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур»).

14 октября  2010 года Палатой представителей  Национального собрания Республики  Беларусь принят проект Закона  Республики Беларусь «О присоединении  Республики Беларусь к Международной  конвенции об упрощении и гармонизации  таможенных процедур». 

Конвенция была подписана 18 мая 1973 года в г. Киото в целях упрощения таможенных процедур для ускорения внешнеторгового оборота, содействия международной торговле и снятия необоснованных административных барьеров.

Основополагающими принципами Конвенции являются применение новых технологий, внедрение современных  форм таможенного контроля, готовность и желание к партнерству коммерческого сектора с таможенными органами на взаимовыгодных условиях.

Согласно  статье 3 Конвенции ее положения  не препятствуют применению национального  законодательства как в отношении запретов, так и в отношении ограничений, применяемых к товарам, подлежащих таможенному контролю.

Конвенция включает Основной текст, Генеральное приложение и Специальное приложение.

Генеральное приложение содержит 10 глав с описанием  необходимых процедур и практики, которые должны внедрить и принять (без каких-либо оговорок) все участники, присоединившиеся к Конвенции. Таким  образом, обязательным условием присоединения  к Конвенции является принятие государством всех положений Основного текста и Генерального приложения. Что касается Специального приложения, то каждая Договаривающаяся Сторона самостоятельно определяет, какие из Специальных приложений или их Глав она принимает, если принимает  вообще.

В соответствии с законопроектом предлагается присоединиться к указанной Конвенции с принятием  обязательств по Специальному приложению А, Специальному приложению В, Специальному приложению С, Главе 2 Специального приложения D, Специальному приложению Е, Специальному приложению G и Главам 1 и 4 Специального приложения J к Конвенции, в которых содержатся основные нормативные предписания, связанные с установлением порядка и правил прибытия товаров на таможенную границу, импорта и экспорта товаров, таможенного регулирования, применяемого в свободных зонах, таможенного транзита, временного допуска на таможенную территорию, применяемых таможенных льгот в отношении пассажиров и таможенной обработки припасов.

Присоединение Республики Беларусь к Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур позволит инкорпорировать  в законодательную базу Республики Беларусь основные принципы таможенного  регулирования Всемирной таможенной организации, предусматривающие предсказуемость, последовательность и открытость применения таможенных правил и процедур, доступность  информации относительно законов, нормативных  правовых актов по таможенному делу, применение таких современных методов  работы, как контроль на основе управления рисками, аудит, информационные технологии, внедрение международных стандартов. Это явится дополнительным ресурсом для развития внешней торговли, международных  грузоперевозок и транзитных возможностей Республики Беларусь.


Информация о работе Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур