Контрольная работа по "Таможенной системе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие таможенного права. Соотношение понятий "таможенное право", "таможенное дело", "таможенная политика". Отраслевая принадлежность таможенного права.
Задача 1.
Предприниматель Иванов купил в Польше морское рыболовное судно и ввез его на таможенную территорию ТС. При оформлении в предполагаемом порту приписки судна он заявил, что морское судно товаром не является, его следует рассматривать как транспортное средство, а следовательно облагаться таможенными пошлинами и налогами ввоз судна не должен.
1. Дайте правовую оценку действиям Иванова.
2. Укажите в чем, согласно таможенному законодательству, товары отличаются от транспортных средств.

Файлы: 1 файл

14122 таможенное.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Понятие таможенного  права. Соотношение понятий "таможенное  право", "таможенное дело", "таможенная  политика". Отраслевая принадлежность таможенного права.

 

Для удобства изучения, исследования, совершенствования и  практического применения как таможенного  законодательства, так и всего  комплекса правовых норм, регулирующих порядок и правила перемещения  товаров (транспортных средств) через таможенную границу Российской Федерации, используется понятие таможенного права.

Таможенное  право, будучи совокупностью юридических  норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров  и транспортных средств через таможенную границу.

Данные правила  могут содержаться не только в  ТК ТС, но и в иных федеральных  законах, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения  товаров через таможенную границу. Например, ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле» закрепляет порядок перемещения через границу наличной иностранной валюты физическими лицами, Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» регулирует вопросы перемещения через границу предметов старины, искусства и других товаров, относящихся к культурным ценностям.

 То есть такие особенности перемещения не поглощают общих принципов и основ таможенного регулирования, а предусматривают лишь стоимостные, количественные и иные (например, разрешительный порядок) ограничения, предъявляемые к перемещению через таможенную границу Таможенного союза отдельных видов товаров.

Совокупность  таможенных правил охватывает не только вопросы ввоза и вывоза товаров (транспортных средств), но и административно-правовые основы деятельности в области таможенного дела.

Таким образом, нормативную основу таможенного права составляет таможенное законодательство.

В дополнение к  таможенному законодательству таможенное право включает в себя и другие виды законодательств в части, касающейся, например:

— применения запретов и ограничений к отдельным видам товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— взимания ввозных  налогов (НДС, акцизов), относящихся  к таможенным платежам;

— взимания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;

— применения экономического таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

С каждым годом  наблюдается возрастающий интерес  к таможенному праву.

Обращаясь к  учебной литературе, посвященной  таможенной тематике, нельзя не заметить, что в основном под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей и контроля, до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином — таможенное дело. Отсюда обычно делается вывод о том, что предметом регулирования таможенного права служит таможенное дело.

Например, Б.Н. Габричидзе отмечает, что таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. Почти аналогичной точки зрения придерживается и А.Н. Козырин, определяя таможенное право как совокупность нормативноправовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения. При этом к таможенно правовым отношениям А.Н. Козырин относит:

а) отношения  в сфере организации и деятельности системы таможенных органов;

б) отношения  по пропуску таможенными органами через  границу товаров и транспортных средств;

в) правоохранительные отношения, охватывающие деятельность таможенных органов по борьбе с нарушениями таможенных правил.

А.Ф. Ноздрачев  также рассматривает таможенное право как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, взиманием таможенных платежей, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

Очевидно, что  в зависимости от широты избранного предмета правового регулирования возможны различные масштабы комплексности.

Например, если в качестве предмета таможенного права рассматривать не только порядок перемещения товаров и деятельность в области таможенного дела, но и все направления таможенного дела в целом (контрольное, организационное и правоохранительное), то комплексный подход объединит нормы:

— административного  законодательства (организация управления системой таможенных органов, производство по делам об административных правонарушениях);

— уголовного законодательства (таможенные преступления);

— уголовно-процессуального  законодательства (производство дознания и неотложных следственных действий);

— гражданского законодательства (договорные отношения  по оказанию услуг в таможенной сфере по оформлению, перевозке и хранению товаров; договорные отношения, обусловленные хозяйственной деятельностью таможенных органов).

Однако если под предметом таможенного права понимать только порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также административно-правовые основы деятельности в области таможенного дела (услуги по перевозке, декларированию и хранению товаров), то изучаемая совокупность юридических норм и институтов будет значительно уже и более определеннее.

Несколько иная точка зрения у Ю.А. Воробьева, который  хотя и упоминает о комплексности отрасли, однако уже ограничивает предмет правового регулирования, полагая, что таковой объединяет отношения, возникающие между таможенными органами и лицами по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу и производства при этом в соответствии с законом таможенного оформления, контроля и платежей.

Принимая во внимание тот факт, что отдельные (схожие по своей правовой природе) отрасли права, например финансовое право, налоговое право, своим происхождением обязаны — административному, можно выдвинуть гипотезу о необходимости и целесообразности выделения из административного права таможенного, как самостоятельной отрасли.

Пользуясь предложенным С.С. Алексеевым делением всех отраслей права на базовые, специальные и комплексные, таможенное право следует отнести к специальной отрасли права, основанной на административных нормах и приспособленной к особой сфере жизни общества, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза.

Продолжая придерживаться точки зрения С.С. Алексеева, стоит отметить, что догма о предметном критерии отраслевого деления не является столь уж бесспорной, поскольку «отрасли права отличаются как раз тем, что для них характерно юридически своеобразное регулирование с точки зрения самой их природы.

Отрасли права  — не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм «по предмету», а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом юридическом содержании права, и ни в чем ином, кроме как в особых режимах регулирования, эта юридическая специфика отдельных структурных подразделений права выражаться не может.

Под юридическим  режимом в рассматриваемой области правовых явлений следует понимать особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм».1

В отличие от категории "таможенное регулирование", которую законодатель раскрывает в ТК ТС, понятие "таможенное дело" закреплено только на национальном уровне. Под таможенным делом понимают те "барьеры", которые устанавливаются государством на пути свободного перемещения товаров. К ним относятся: таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения при ввозе (вывозе) товаров.

Таможенно-тарифное регулирование заключается во взимании ввозных и вывозных таможенных пошлин. Запреты и ограничения устанавливаются  с целью защиты национальных интересов, включающих: охрану жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиту экономической безопасности, соблюдение правопорядка и др. При перемещении товаров устанавливаются следующие запреты и ограничения: меры нетарифного регулирования; меры экспортного контроля; санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования и др.

 

Таможенная  политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях  обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики.

 

2. Предмет таможенного  права, проблема метода правового  регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

 

Предметом любой  отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет  таможенного права — это носящие  комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи  с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.

Главная особенность  таможенных отношений состоит в  том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:

организацию таможенного дела;

перемещение через  таможенную границу РФ товаров и  транспортных средств;

регулирование таможенных режимов;

взимание таможенных платежей;

предварительные операции;

таможенное  оформление;

таможенный  контроль над товарами и транспортными  средствами, перемещаемыми через  таможенную границу РФ;

валютный контроль;

совершение  правонарушений (административных и  уголовных) в сфере таможенного  дела;

обжалование и  рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;

организацию государственной  службы в таможенных органах и  выполнение государственными служащими  возложенных на таможенные органы задач  и функций;

 

В теории права, как известно, принято выделять в  качестве основных методов правового  регулирования:

— предписывающий (императивный);

— дозволительный (диспозитивный).

Учитывая правовую природу таможенных норм (проистекающих  из административного законодательства), использование в качестве основного  метода — императивного не должно вызывать каких-либо сомнений. Вместе с тем императивный метод присущ не только таможенному праву, но и другим отраслям права.

Поэтому важно  понять, как проявляет себя такая  императивность на примере конкретных (специальных) методов таможенного  регулирования внешнеторговой деятельности, а именно:

— таможенно-тарифного;

— нетарифного;

— мер, не носящих  экономического характера.2

Под таможенно-тарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (пункт 24 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Другими словами, речь идет о воздействии на процесс  перемещения товаров через таможенную границу посредством:

— введения таможенных пошлин;

— изменения размеров ставок таможенных пошлин;

— отмены таможенных пошлин;

— предоставления льгот по уплате таможенных пошлин (тарифных льгот);

— применения тарифных квот (количественные ограничения на ввоз товаров с уплатой таможенной пошлины по определенной ставке).

Свод ставок таможенных пошлин в соответствии с  пунктом 1 ст. 2 Закона РФ «О таможенном тарифе» называется таможенным тарифом, отсюда и использование термина  «таможенно-тарифное регулирование».3

В соответствии с пунктом 17 ст. 2 ФЗ «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения:

— количественных ограничений;

— иных запретов и ограничений экономического характера.

Согласно ст. 20 и части 2 ст. 21 ФЗ «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ в исключительных случаях может  устанавливать:

1) временные  ограничения или запреты экспорта  товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ (перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ);

Информация о работе Контрольная работа по "Таможенной системе"