Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях развития страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, наиболее актуальными проблемами остаются незаконные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из России за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей.

Содержание работы

Введение
1. Понятие таможенного преступления
2. Характеристика таможенных преступлений
2.1. Контрабанда
2.2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
2.3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран
2.4. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
3. Органы, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя контр.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

- те же деяния, совершенные  группой лиц по предварительному  сговору, наказываются принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет13;

-деяния, предусмотренные статьей 189.1, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового14.

 

2.3. Невозвращение на территорию  Российской Федерации предметов  художественного, исторического  и археологического достояния  народов России и зарубежных  стран

Введение в российское законодательство уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению, обусловлено спасением национального достояния народов России от расхищения и утраты, которые с переходом нашей страны к рыночным отношениям приобрели невиданный размах.

Несмотря на принимаемые  меры противодействия, небывалый вывоз  и невозвращение на территорию России не ослабевает, что приводит к весьма тревожному результату.

Безусловно, невозвращение  культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным достоянием России или зарубежных стран. Но это конечный результат совершенного преступления. Однако в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они вывезены законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.

Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие ФЗ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», принадлежат к особо ценным объектам культурного наследия РФ или зарубежных стран и взяты под особую охрану нашим государством как национальное достояние.

К культурным ценностям отнесены: уникальные произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки и другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их копии, взятые государством на особый учет и охрану15.

Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, так как на основании  экспертного исследования культурными  ценностями могут быть признаны любые  другие движимые предметы, печатные, рукописные документы, археологические находки и т.п.

Если указанные предметы перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных законом целях:

  1. для реставрационных работ или научных исследований;
  2. в связи с разнообразной артистической деятельностью;
  3. в иных необходимых для Российской Федерации случаях и на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении.

Культурные ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с чем, предметом  анализируемого преступления быть не могут.

Временный вывоз культурных ценностей в рамках международного сотрудничества России с другими государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистичной деятельностью, и в других необходимых целях.

Наказание за данное преступление предусмотрено принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового.

Ответственность за данное преступление установлена в целях  сохранения культурного наследия народов  России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.

Субъектом преступления может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства16.

Субъектами преступления могут быть работники музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на их временный вывоз, представители юридических лиц, не входящих в систему государственных и муниципальных органов, и частные граждане – собственники временно вывозимых культурных ценностей, либо их представители. Если представители собственников культурных ценностей совершают преступление по сговору с собственниками, последние подлежат уголовной ответственности за соучастие.

 

2.4. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте

Российской Федерации

Основным источником приобретения иностранной валюты различными учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы  собственности, зарегистрированными  в установленном порядке на территории России, является внешнеэкономическая деятельность.

В результате ВЭД, обязательному  зачислению на счета резидентов в  уполномоченных банках подлежит: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а также доходы в  иностранной валюте, связанные с экспортом товаров, в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме.

Под экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта товара (в  том числе в форме авансовых  переводов – предоплаты), т.е. внешнеторговая валютная цена за вычетом расходов в валюте, связанных с поставкой на экспорт (комиссионных, транспортных и т.д.).

Невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте, как правило, происходит путем их сокрытия. Практике известны различные  способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.

Наиболее распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров – это фальсификация  документов, необходимых для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.)17

Статьей 193 УК РФ предусмотрена  уголовная ответственность за невозвращение  в крупном размере из-за границы  руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение 1 года проведенным валютным операциям превышает 6 000 000 рублей, а в особо крупном размере – 30 000 000 рублей.

Целью статьи 193 УК РФ является уголовно-правовая охрана финансово-хозяйственных интересов государства, установленного порядка проведения валютных операций и стабильность валютного рынка.

Предметом преступления является иностранная валюта (иностранные  денежные знаки – банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену), средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах, ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте, поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.

В соответствии с действующим  валютным законодательством РФ, перевод  иностранной валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в  течение 180 дней с даты осуществления  платежа по текущим валютным операциям, в любой форме в пользу резидента.

2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Можно утверждать, что  именно с отменой тотальной монополии  государства на внешнюю торговлю и переходом Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности на рыночные отношения, широчайшее распространение, наряду с контрабандой, получило уклонение от уплаты таможенных платежей, экономический ущерб от которого, по оценкам международных экспертов и таможенных органов, составляет от 14 до 20 млрд. долларов в год18.

Поэтому вполне оправданными явились усиление государственных  мер противодействия уклонению  от уплаты таможенных платежей и установление за его совершение уголовной ответственности.

К числу таможенных платежей относятся19:

–  ввозная таможенная пошлина;

– вывозная таможенная пошлина;

– налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

– акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

– таможенные сборы.

В действующем УК РФ установлена дифференцированная ответственность:

–  уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок20.

 – за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового21.

- за то же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, наказываются лишением свободы на срок от 5до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 или без такового22.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки  по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность  за нарушение таможенных правил.

 

3. Органы, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями

Правоохранительный блок таможни возглавляет заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности.

Контрабанда товаров и ее предотвращение является сферой интересов данного блока. Последние изменения в уголовном кодексе РФ, а именно отмена контрабанды, совершаемой с товарами при отсутствии причинения ущерба государству – несколько изменили структуру правоохранительных подразделений таможни.

Контрабанда товаров, наказываемая в настоящее время, преследуется следующими отделами правоохранительного блока:

Оперативно-розыскное  отделение (далее - ОРО) – занимается выявлением преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК РФ) и преступлений, связанных с невозвращением иностранной валюты из-за рубежа (статья 193 УК РФ).

Кроме ОРО таможни  в таможнях могут создаваться  следующие специализированные правоохранительные подразделения:

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков – выявляет преступления, предусмотренные статья 228 УК РФ – незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Отдел по борьбе с особо  опасными видами контрабанды - выявляет преступления по статье 226.1 УК РФ  - контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Отмена контрабанды прекратила деятельность подразделений в таможнях, после чего дознавателям таможни осталось право на возбуждение уголовных дел и проведение неотложных следственных действий, после чего уголовные дела передаются по подследственности.

Информация о работе Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного права