Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях развития страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, наиболее актуальными проблемами остаются незаконные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из России за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей.

Содержание работы

Введение
1. Понятие таможенного преступления
2. Характеристика таможенных преступлений
2.1. Контрабанда
2.2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
2.3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран
2.4. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
3. Органы, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя контр.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


ПЛАН РАБОТЫ:

 

 

Введение

с.3

1.

Понятие таможенного  преступления

с.4

2.

Характеристика    таможенных преступлений

с.5

2.1.

Контрабанда

с.5

2.2.

Незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

 

 

с.7

2.3.

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  России и зарубежных стран

 

 

с.9

2.4.

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

 

 

с.11

2.5.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации  или физического лица

 

с.13

3.

Органы, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями

 

с.15

Заключение

с.17

Список литературы

с.18


 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях развития страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, наиболее актуальными проблемами остаются незаконные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из России за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей.

Эти правонарушения наносят серьезный урон экономической безопасности страны. Одним из наиболее важных средств влияния на эту ситуацию является уголовно-правовое регулирование, обеспечивающее борьбу с наиболее опасными деяниями в сфере экономической деятельности – таможенными преступлениями, которые обладают исключительно высокой степенью общественной опасности.

Вместе с тем на всех уровнях власти и в средствах  массовой информации фигурируют сведения о хищениях, незаконных сделках в сфере внешнеэкономической деятельности, крупных валютных средствах, невозвращенных из-за границы. Это указывает на существование проблемы, которая заключается в том, что наиболее опасные преступники в данной сфере деятельности не выявляются и уходят от ответственности. Данные статистики и следственно-судебной практики показывают, что лица, вывозящие лес, сырье, металл, биоресурсы, практически не привлекаются к уголовной ответственности.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить об актуальности выбранной  темы контрольной работы. Поскольку многие вопросы об ответственности за таможенные преступления, совершаемые в РФ в теории уголовного права и в уголовном законодательстве остаются нерешенными, в моей контрольной работе предпринята попытка с современных позиций юриспруденции осуществить исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономических связей с другими государствами.

 

1.Понятие таможенного  преступления

Таможенное  законодательство и судебная практика свидетельствуют, что таможенное преступление осуществляется путем ввоза товаров в страну или их вывоза из страны в нарушение действующего законодательства или через использование плательщиком налога мошеннических приемов с целью избавления от уплаты всего налога или его части1. Из этого факта вытекает неосуществление государством своего права по взиманию налога. Это наносит ущерб государственной казне, поскольку она лишается положенного ей источника в виде этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями в казну. Таким образом, любое лицо, перемещающее запрещенные товары или товары, облагаемые таможенными пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее нормы запрета, является нарушителем сущности таможенного законодательства. Нарушение запретов влечет уголовную ответственность.

Таможенные  преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету2.

Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или транспортных средств любым способом.

Перемещение включает в себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением помимо таможенного контроля понимается перемещение вне определенных таможенными  органами мест или вне установленного ими времени производства таможенного  оформления.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а  также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

 

2. Характеристика    таможенных  преступлений

К таможенным преступлениям  относится группа преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее-УК), проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено к компетенции Федеральной таможенной службы России (далее-ФТС).

К принятому ранее УК к числу таможенных преступлений относились:

1) контрабанда;3

2) незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;4

3) невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей;5

4) уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации 6;

5) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. 7

Рассмотрим подробнее  каждый из перечисленных видов таможенных преступлений.

2.1.Контрабанда

Контрабанда, как квалифицированное  правонарушение, появилась в XIV–XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой8.

В соответствии с уголовным  законодательством РФ, контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды  и преступления в целом имеет  предмет преступления. В зависимости  от него законодатель выделял два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго  вида контрабанды дан исчерпывающий  перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические  средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении, которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

Субъектами контрабанды названы физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения9.

Последние изменения  в области уголовно-правовой ответственности  за незаконное перемещение товаров  через таможенную границу переместили  вектор в сторону административной ответственности. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» статья 188 УК РФ была исключена. Разумеется, это не означает, что за действия по незаконному перемещению товаров через таможенную границу сейчас не предусмотрена уголовная ответственность. Если речь идет о так называемой «товарной контрабанде», частично она перешла в область регулирования Кодекса об административных правонарушениях, частично ответственность предусмотрена статьей 194 УК РФ. Учитывая тот факт, что в настоящее время правоохранительными органами не наработано достаточно практики по расследованию уголовных дел, за преступления ответственность за которые предусмотрена статьей 194 УК, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по этому составу преступления. Подобных дел очень мало. Есть трудности и с определением размера уклонения от уплаты таможенных платежей и с квалификацией нескольких эпизодов как единое длящееся преступление.

 

2.2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Статьей 189 действующего УК РФ предусмотрена ответственность  за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и  услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Согласно охраняемому уголовным  законом РФ, незаконный экспорт –  экспорт, осуществляемый с нарушением законов и иных нормативных актов РФ.

Объектом преступления является установленный  порядок осуществления внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), включающий в себя государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров и порядок перемещения их через таможенную границу России.

Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и  услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Преступление признается оконченным с момента фактического вывоза с  нарушением специального экспортного  контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных  предметов за пределы таможенной территории России, либо с момента предоставления услуги за пределами России.

Признаки возможности использования  технологий, научно-технической информации и услуг при создании оружия массового  поражения, вооружения и военной  техники и наличия в отношении  указанных технологий, научно-технической информации и услуг специального экспортного контроля являются взаимодополняющими, что означает – отсутствие одного из них – значит отсутствие состава рассматриваемого преступления в целом10.

Субъектами незаконного экспорта признаются физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России, уголовной ответственности подлежат только граждане РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающие в России11.

Наказание за незаконный экспорт альтернативное: либо в виде штрафа, либо в виде лишения свободы, а именно:

- наказываются штрафом в размере  от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок12;

Информация о работе Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного права