Конъюктура товарных рынков: состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Одно из определений слова «конъюнктура» - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.
Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Содержание работы

Введение
1. Особенности развития рынков в РФ
2. Рынок как условие и объективная экономическая основа
3. Конъюнктура товарных рынков и их виды
4. Конъюнктура и прогнозирование рынка
5. Емкость рынка и его сегментация
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

 

                               СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

1. Особенности развития рынков в РФ

2. Рынок как условие и объективная экономическая основа

3. Конъюнктура товарных рынков и их виды

4. Конъюнктура и прогнозирование рынка

5. Емкость рынка и его сегментация

Заключение

Список использованных источников

3

6

12

 

21

30

35

48

49


                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одно  из  определений  слова «конъюнктура» - это связь различных, сложившаяся на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.

Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен.   производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

Определение понятиям спрос  и предложение можно дать и  относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру  рынка.

Конъюнктура хозяйства, как  объект исследования, представляет собой  конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъ юнктуро- образующих факторов является составной частью экономической науки.

Конъюнктурные исследования - один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся  направления развития рынка в ближайшие месяцы.

Как мы уже говорили ранее  основу конъюнктурных исследований составила концепция У. Митчела о системе статистического изучения экономических показателей. Эта модель включала следующие блоки:

- Барометр доходов (учетные  процентные ставки, индексы цен,  курсы

акций);

- Барометр производства (уровень занятости, поступление  заказов,

поставки сырья, объем  производства);

- Барометр сбыта (оптовый и розничный товарооборот);

- Барометр кредита (денежное  обращение).

По данным данной модели исследовались рынки различных  товаров, ценных бумаг, валют и.т.д..

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась  различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций. В наше время эти исследования сформировали отдельное научное направление – «исследование рынка».

     Цель курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: «Конъюнктура рынка и ее виды», что представляет собой рынок и из чего складывается  конъюнктура.

     Задача- определить виды конъюнктуры, такие как цена, ценовая

политика, спрос,  предложение, ресурсы предприятия.

Методы – анализа, наблюдения и метод фокус-группы.

Метод фокус-группы позволяет получить преимущественно качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа покупателей.

Грубо говоря, изучение конъюнктуры  рынка - это проведение маркетинговых исследований.

Раскрывается сущность, принципы маркетинга, его функции и технология маркетинговой деятельности в туризме.

Продуманный стиль изложения, современный подход, широкое использование практических и наглядных примеров делают эту книгу легко читаемой, живой и увлекательной, способствуют усвоению знаний и приобретению опыта.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  РЫНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Многогранен и противоречив процесс политических и экономических преобразований в России. И одно из наиболее ярких достижений - это переход к открытому для внешнего мира обществу. Интернационализация экономической и общественной жизни происходит в нашей стране резко и неравномерно, поистине скачкообразно, в особенных, нередко болезненных формах, поражая как новые возможности, так проблемы и угрозы.

Необходимость быстрого приспособления к новым реальностям вызывает у многих, кто совсем не готов к этому, то, что называют «культурным шоком».

Однако, как показывает опыт многих стран, превращение зарубежного,

 международного, будь то товар, информация или партнер по бизнесу, в нечто обыденное для повседневного бытия на самом деле имеет поистине революционный характер. Приобщение к международному сообществу ведет не только к кардинальным изменениям в производстве и потреблении, но и решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификаций и знаний.

В условиях планово-централизованной системы как слово, так и понятие «маркетинг» находились под идеологическим запретом, а если о них и упоминалось, то с резко отрицательной оценкой: «Маркетинг ставит на научную основу эксплуатацию трудящихся не только как производителей, но и как потребителей, создает научную базу подчинения и контроля монополиями мелкого и среднего капитала».

Незыблемое правило маркетинга:

Производи и продавайте не то, что ты хочешь и что тебе удобно производить, а не то, в чем существует потребность, а если таковая пока отсутствует – сумей создать  ее.

Этой заповеди всецело  отвечают определения маркетинга, предложенные ведущими специалистами.

Первое из них принадлежит  Ф. Котлеру, автору популярного во всем мире учебника «Основы маркетинга»: «Маркетинг представляет собой человеческую деятельность, направленную на удовлетворение его потребностей и желаний посредством обмена» и «Маркетинг - руководство управляемыми потребностями».

Таким образом, по Ф. Котлеру, суть маркетинга сводится к руководству управляемыми потребностями.

Следующее определение принадлежит  Американской ассоциации маркетологов (АМА):

«Маркетинг - предпринимательская деятельность, связанная с планированием движения товаров и услуг от производителя к потребителю».

Наконец, интересное определение  дает общественный деятель В. Данилов-Даниэлян: «... все то, что является объектом данной дисциплины, есть некая проекция предпринимательской деятельности на ось рынка».

1.2 Условия внедрения  маркетинга и маркетинговых исследований  в России.

Эти три определения содержат в себе три основных условия, необходимых  для широкого внедрения маркетинга на российский рынок.

Первое условие - наличие полноценного рынка потребителя, на котором предложение товаров и услуг всегда превышает спрос. В условиях России это не совсем простая задача, поскольку внешнее обилие определенных това­ров на многочисленных прилавках, недавно совершенно пустых, еще не означает формирования единого рынка потребителя, связывающего все регионы России и ближнего зарубежья. Дело в том, что от тоталитарной экономической системы, опиравшейся на отрицание каких бы то ни было рыночных отношений в стране, реально возникли и функционировали не один, а целых... пять рынков. Прежде всего, это так называемый «белый», или официально признанный рынок, при котором трудящиеся реализуют свою заработную плату путем покупки товаров через государственную или кооперативную торговую сеть. Его противоположность – «черный» рынок, созданный подпольной, теневой экономикой, где реализовались нелегальные и, как говорили, нетрудовые доходы. «Розовый» рынок -спец. распределители, позволяющие парт- и гос- номенклатуре реализовывать свои чиновничье-сословные привилегии в виде приобретения высококачественных товаров и услуг по баснословно низким ценам. Его близнец – «серый» рынок, то есть торговля дефицитными благами по низким

 государственным ценам по принципу «ты - мне, я – тебе», другими словами, услуга за услугу. Самым независимым некогда был так называемый «зеленый» рынок, колхозно-кооперативный, тогда еще не захваченный полностью преступными группировками. Это был самый честный рынок, на котором продавец и покупатель могли спокойно торговаться.

С началом экономических  преобразований в России эти пять рынков не только не прекратили своего существования, но и причудливо переплелись друг с другом, что при отсутствии реальных собственников в производственных структурах, активно борющихся за свое место под солнцем в условиях жесточайшей конкуренции, сдерживает объективный ход развития общественного маркетинга. Поэтому одной из главных задач экономических реформ в России следует считать создание единого рынка потребителя, связывающего все регионы страны и ближнего зарубежья, вместо существующего конгломерата из пяти устаревших рынков.

Второе условие существования и объективной необходимости российского маркетинга - создание отечественной системы предпринимательства, особенно мелкого и среднего, непосредственно работающего на рынок по­требителя, Ведь, по выражению А. Смита, рынок - это естественный регулятор, при котором люди действуют в личных и своекорыстных целях и тем самым решают проблемы всех и каждого. Исходя из своих личных побуждений, покупатели действуют на рынке осмотрительно и расчетливо, отыскивают доступную им информацию о товарах и производителях с тем, чтобы купить нужный товар в оптимальных для них условиях. Продавец, который мог бы запросить высокую цену за продукт и услугу невысокого качества, в условиях конкуренции устанавливает приемлемое соотношение, ориентируясь на главное требование современного рынка: высокое качество при низкой цене. Все это поднимает на новую высоту отечественного предпринимателя, который выступает как новатор в освоении рыночных и производственных технологий, в разработке конкурентоспособной продукции, в создании новых отраслей производства и торговли, в овладении перспективными для общества факторами успеха.

Предпринимательская деятельность представляет собой безусловную  ценность для общества, поскольку она порождает:

- личную материальную  заинтересованность в объекте  предпринимательской деятельности и в ожидаемых результатах;

- быстрое удовлетворение  разнообразных потребностей покупателей  за счет расширения и углубления рынка, открытия новых его сегментов с помощью стратегии маркетинга, который становится непременным условием успеха предпринимательской деятельности на рынке;

- удовлетворение потребностей  населения с минимальными для общества

издержками, поскольку специализация  на каком-либо виде деятельности

обеспечивает предпринимателю  наиболее полное использование ресурсов

общества.

Третье условие широкого распространения маркетинга - это рождение технологий производства и адекватных им рыночных технологий, создающих проекцию предпринимательства на ось рынка. В этих условиях уместно вспомнить высказывание известного американского менеджера Питера Друкера:  «Поставить специалистов по маркетингу в начале, а не в конце производствен­ного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса. Путем изучения установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену готов платить и где и когда потребуется этот продукт". Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование, выпуск, экономический анализ равно как на рекламу, распределение, сбыт, предоставление услуг по продукту.

Формирование рынка потребителя, слоя крупных, средних и мелких предпринимателей-собственников, разработка и внедрение производственных и рыночных технологий - вот условия, которые сделают маркетинг объективной необходимостью ведения производственно-коммерческой деятельности как на уровне предприятия, так и на уровне регионов, внутреннего и внешнего рынков.

В связи с этим актуален вопрос: какие конкретные преимущества дает маркетинг отдельному предпринимателю и предприятию?

1. Маркетинг обеспечивает  и объективно предполагает постоянный  поиск, изучение и формирование новых потребностей и средств их удовлетворения.

2. Способствует осуществлению  инновационных процессов к созданию  ноу-хау в технологии производства и продвижении товаров на рынок к потреби­телю.

3. Является необходимым  условием функционирования и выживания предприятия, фирмы в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет осуществить «разведку в корпоративной армии» в состоянии войны «всех против всех».

Информация о работе Конъюктура товарных рынков: состояние и тенденции развития