Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:55, лекция

Описание работы

Статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК) регламентирует функциональное назначение международной Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза как инструмента осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также инструмента ведения таможенной статистики в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

 В шестом правиле  указано, что основные правила  1 - 5 применяются mutatis mutandis (т.е. с соответствующими изменениями) и для классификации товаров на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции. Таможенное приравнивание товаров по данному правилу должно осуществляться на уровне одной и той же товарной субпозиции (т.е. выбор должен производиться между субпозициями, кодируемыми одинаковым числом знаков) в пределах одной и той же товарной позиции, установленной согласно правилам 1 - 5. Сравнимы лишь субпозиции одного уровня в пределах одной и той же товарной позиции (то есть не должны приниматься во внимание описания и указания, содержащиеся в какой-либо иной субпозиции более низкого уровня, когда решается вопрос о выборе между двумя субпозициями данного уровня).

Пример. Набор садовника, состоящий из лопаты, вил и кирки, должен классифицироваться в товарной позиции 82.01, поскольку каждый предмет в отдельности прямо удовлетворяет описанию данной позиции. В пределах товарной позиции 82.01 лопаты охватываются субпозицией 8201.10, вилы - 8201.20, а кирки - субпозицией 8201.30. Исходя из шестого правила, для классификации этого набора необходимо воспользоваться Правилом 3, чтобы в пределах товарной позиции 82.01 классифицировать данный набор на уровне субпозиции. По Правилу 3 (б) для этого необходимо определить, какой из трех товаров придает набору основное свойство. Если окажется, что ни одно изделие из трех не придает набору основное свойство, то указанный набор следует классифицировать в субпозиции 8201.30, что предписано Правилом 3 (в), поскольку эта товарная субпозиция является последней в порядке возрастания кодов среди других товарных субпозиций.

 Таким образом, в  соответствии с Основными правилами  интерпретации ГС, сначала определяется  товарная позиция, потом в пределах  выбранной товарной позиции в  соответствии с правилами с  1 по 5 выбирается субпозиция первого  уровня (с одним дефисом), далее  субпозиция второго уровня (между  субпозициями с двумя дефисами), и так далее применительно  к ГС-производным номенклатурам,  уровень за уровнем, пока не  будет достигнут последний уровень и не установлен окончательно n-значный код товара.

 Основные правила интерпретации  используются во всех случаях,  когда речь идет о таможенной  классификации товаров, особенно  часто в работе Комитета по  ГС, национальных таможенных органов,  лабораторий и декларантов, реже - в работе судов, экспедиторов. Иногда встречаются трудные случаи, когда таможенные органы разных  государств по-разному предписывают  классифицировать один и тот  же товар. Естественно, что  это не способствует единообразному  применению НГС, поэтому для  этих сложных случаев существуют  авторитетные органы международного  уровня, которые разрешают подобные  противоречия, а также вспомогательные  публикации, способствующие единообразному  пониманию и применению номенклатуры  ГС и производных таможенно-статистических  номенклатур.

 Согласно статье 10 Конвенции  о ГС, споры между сторонами  относительно толкования или  применения ГС разрешаются по  мере возможности посредством  переговоров между ними. Споры,  которые не урегулированы таким  путем, передаются в Комитет  по Гармонизированной системе,  который рассматривает их и  дает рекомендации по урегулированию  спора. Если Комитету по ГС  урегулировать спор не удается,  то он передается на рассмотрение  Совету, который также вправе  давать рекомендации.

 Необходимо отметить, что до этих споров доходит  крайне редко. Гораздо чаще  имеют место латентные споры,  когда таможенные администрации  двух государств по-разному предписывают  классифицировать одни и те  же товары. Такие скрытые споры,  разумеется, разрешаются в национальных  судах, а не Комитетом по  ГС, однако в СТС частные лица  в принципе могут инициировать  обсуждение проблемы через Международную  торговую палату (МТП), которая приглашается  как представитель частного сектора  для участия во всех заседаниях  Комитета по ГС в качестве  наблюдателя. Международная торговая  палата регулярно консультирует  Комитет по вопросам классификации  товаров и предоставляет иную техническую информацию.

Пояснения к ГС и Сборник (Компендиум) классификационных решений  Комитета по ГС относятся к вспомогательным, но авторитетным источникам толкования НГС, они вырабатываются в рамках СТС-ВТО. Пояснения к ГС - это четыре тома комментариев к НГС, публикуемых  Всемирной таможенной организацией на двух официальных языках СТС-ВТО - английском и французском. Пояснения  представляют собой официальное  толкование СТС (Всемирной таможенной организации) содержания всех товарных позиций и субпозиций ГС, причем это толкование имеет международно-правовое значение.

Хотя Пояснения не являются юридически обязательными для участников Конвенции и не рассматриваются  как источник международно-правового  регулирования отношений по интерпретации  ГС, общепринята точка зрения, что  Пояснения должны приниматься во внимание и рассматриваются при  толковании ГС как "убедительный прецедент". В отдельных странах Пояснениям к ГС придается та же юридическая  сила, что и самой номенклатуре ГС - в силу репликации или прямого  указания на это в национальном таможенном тарифе.

Второе вспомогательное  средство интерпретации номенклатуры ГС - Сборник (Компендиум) классификационных  решений Комитета по ГС, представляет собой компиляцию решений (мнений), вынесенных Комитетом по ГС относительно классификации конкретных товаров. Необходимость их принятия обычно вызвана  различными затруднениями при классификации, а также разногласиями между  таможенными органами разных государств. Решения издаются в форме классификационных  заключений Комитета по ГС и периодически публикуются СТС-ВТО на английском и французском языках в форме  дополнений, которые вносят изменения  в Сборник классификационных  заключений Комитета по ГС. Хотя в суде Сборник имеет определенное доказательственное значение, в нем самом содержится предупреждение, что он носит рекомендательный характер и импортерам при ввозе  товара надежнее получить предварительное  классификационное решение у  таможенной администрации страны назначения. Распространена и еще одна форма публикации классификационных решений Комитета по ГС - в форме ссылки на вынесенное решение в докладах, принимаемых на Сессии Комитета.

 

ТН ВЭД СНГ является одной из ГС-производных таможенных товарных номенклатур, представляет собой  детализацию кодировки номенклатуры ГС до девятого знака.

 Участники СНГ договорились о применении единой таможенно-статистической номенклатуры, основанной на номенклатуре ГС, 3 ноября 1995 года, когда было подписано Соглашение о единой ТН ВЭД СНГ. Статья 1 Соглашения определяет, что стороны создают единую ГС-производную товарную номенклатуру для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией. Сама эта единая номенклатура приводится в приложении к Соглашению.

Специфика ТН ВЭД СНГ заключается  в том, что ее ведет таможенная служба одного из договаривающихся государств, а именно Российской Федерации. Эти полномочия закреплены в статье 2 Соглашения и заключаются в том, что таможенная служба Российской Федерации (в настоящее время - ФТС России) следит за изменениями международной основы ТН ВЭД СНГ, приводит ТН ВЭД СНГ в соответствие с номенклатурой ГС, ведет эту номенклатуру и хранит эталонный экземпляр, а также по поручению Совета руководителей таможенных служб утверждает классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ. В совместном ведении таможенных служб сторон Соглашения находятся вопросы разработки пояснений к ТН ВЭД СНГ. Полномочия ФТС России по ведению единой номенклатуры ограничены п. 2 ст. 2 Соглашения, поскольку решения о внесении изменений и дополнений в ТН ВЭД СНГ, а также пояснения по толкованию ТН ВЭД СНГ должны быть утверждены Советом руководителей таможенных служб государств СНГ.

 В ТН ВЭД СНГ первые  шесть цифр кода полностью  соответствуют номенклатуре ГС, а последующие три - собственные  подсубпозиции ТН ВЭД СНГ, которая, таким образом, является девятизначной. Если говорить о фактической стороне вопроса, то седьмая и восьмая цифры кода товара по ТН ВЭД СНГ в настоящее время в большинстве случаев совпадают с Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Это связано с тем, что основа ТН ВЭД СНГ - ТН ВЭД России, изначально разрабатывалась с большими затруднениями, в результате чего решено было использовать в субпозиции Комбинированную номенклатуру для кодирования товаров на уровне седьмого и восьмого знаков.

Номенклатура ТН ВЭД СНГ  не была лишена недостатков, вызванных прежде всего недостаточной детализацией. Несмотря на довольно широкие возможности развития номенклатуры ГС, которые предоставила ТН ВЭД СНГ, она не позволяла кодировать отдельные категории товаров, в результате чего некоторое количество описаний товаров не имели соответствующего кода (так называемые "изовские" подсубпозиции). Этот недостаток был исправлен в ТН ВЭД ЕврАзЭС, а затем в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая является детализацией номенклатуры ГС и ТН ВЭД СНГ до десятого знака.

 Применение ТН ВЭД  ТС установлено решением Комиссии  Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном  регулировании Таможенного союза  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации". С 1 января 2010 года в соответствии  с решением Межгосударственного  совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 132 на территории России, Республики Беларусь и Казахстана применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), номенклатура и кодирование которого основаны на ГС-производной ТН ВЭД ТС. Таким образом, Таможенный тариф Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 718), основанный на номенклатуре ГС, окончательно утратил силу 30 декабря 2010 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2010 года N 1002 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". С этого момента ТН ВЭД России заменена ТН ВЭД ТС, хотя de facto ТН ВЭД России являлась основой, на которой построена ТН ВЭД ТС.

Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности утверждается Комиссией  Таможенного союза. В действительности она интегрирована в ЕТТ Таможенного  союза и представляет его неотъемлемую часть. ЕТТ утвержден решением Межгосударственного  совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130.

Решения о внесении изменений  в ТН ВЭД принимаются Комиссией  Таможенного союза на основании  предложений таможенных органов. Большинство таких решений связаны с необходимостью коррекции таможенной пошлины, поэтому, как правило, они также регламентируют изменения единого таможенного тарифа и ставки ввозной таможенной пошлины (решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 534 "О внесении изменений в единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов железнодорожных вагонов моторных и несамоходных").

Статья 52 ТК регламентирует классификацию товаров при таможенном декларировании, при проведении таможенного  контроля, а также публикацию обобщенных решений и разъяснений по классификации  отдельных видов товаров Комиссией  для единообразного применения ТН ВЭД  на территории Таможенного союза.

 Классификация товаров  - это определение их классификационных  кодов по ТН ВЭД, другими  словами, отнесение товаров к  конкретным товарным позициям, субпозициям  и подсубпозициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД и соответствующим им цифровым кодам. Классификация товаров или таможенное приравнивание осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, ведения таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза.

 Классификация товаров  может осуществляться как самим  декларантом, так и таможенными  органами. При классификации товара  декларантом он определяет код  товара в соответствии с ТН  ВЭД при декларировании товара  таможенному органу. Код товара  декларант определяет самостоятельно. Таможенные органы осуществляют  проверку правильности классификации  товаров, и в случае выявления  неверной классификации товаров  таможенный орган самостоятельно  осуществляет классификацию и  принимает решение по классификации  товаров по форме, определенной  законодательством государств - членов  Таможенного союза.

 Если в результате неправильного определения кода товара декларантом произошло занижение размера таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, либо в результате этого не были применены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларант может быть привлечен к административной ответственности (ст. 16.2 КОАП РФ, гл. 14 КоАП РБ, ст. ст. 424, 429 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Во избежание подобных неблагоприятных последствий декларант  либо таможенный представитель может  заявить код товара на основании  предварительного решения о классификации  товара, полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного  оформления товара.

 Предварительное решение  о классификации конкретного  товара в соответствии с ТН  ВЭД является обязательным для  всех таможенных органов того  государства - члена Таможенного  союза, где будет производиться  выпуск товаров, если оно принято  таможенными органами этого же  государства - члена Таможенного  союза. Помимо указанного ограничения  по территории, действие предварительного  решения ограничено и по времени  - оно действует в течение трех  лет со дня принятия, если оно  не изменено, не отозвано либо  его действие не прекращено  в соответствии со статьей  56 ТК ТС.

 Таможенные органы  государства - члена Таможенного  союза, в котором производится  таможенное декларирование товаров,  осуществляют контроль правильности  классификации товаров в соответствии  с ТН ВЭД, произведенной декларантом:

- при проведении таможенных  операций и таможенного контроля  товаров, в том числе с учетом  результатов исследования товаров  экспертными учреждениями;

- после завершения таможенных  операций товаров, в том числе  с учетом результатов исследования  товаров экспертными учреждениями.

Информация о работе Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификаци