Классификация товаров в таможенных целх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:39, реферат

Описание работы

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Таким образом, таможенное дело можно определить как механизм реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В условиях рыночной экономики и либерализации внешней торговли важным методом регулирования внешнеторгового оборота является таможенно-тарифное регулирование, представляющее собой основной инструмент торговой политики государств, основывающийся на применении таможенного тарифа.

Файлы: 1 файл

Объективная потребность в разработке системы классификации товаров для таможенных целей.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Что же касается разбивки, или  детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции, последние были обозначены 2-мя дополнительными цифрами. Таким  образом, подпозиции идентифицируются 6-значным цифровым кодом.

Отдельная идентификация  в ГС товаров либо групп товаров  принималась, лишь в случае достижения соглашения между участниками о  том, что данные товары или группы товаров действительно играют существенную роль в международной торговле.

К 1976 году общая концепция  новой ГС описания и кодирования  товаров приобрела конкретные очертания.

В ноябре этого же года Статистический Комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная номенклатура, которая отвечает требованиям и  производства, и торговли, должна играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара.

К началу 1981 года Комитет  по ГС завершил подготовительную работу по Системе. Только с этого момента  действительное существо ГС начало проявлять  себя полностью в своем значении и проблемах. Если в некоторых  аспектах ГС могла рассматриваться, как уже указывалось, в качестве ответвления действующих НСТС и  СМТК ред. 2, то по существу она превратилась в абсолютно новую 6-значную цифровую номенклатуру для перемещаемых в  международном товарообороте изделий  и предметов. Именно в качестве таковой  она призвана со временем полностью  заменить НСТС на международном уровне, поэтому для достижения этой цели была разработана Международная  Конвенция по ГС и проведены соответствующие  мероприятия в связанных областях.

К июню 1983 года Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил  ряд возникших при этом технических  проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений  международной Конвенции, на основании  которой ГС будет введена в  действие. Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение договоренности о возможности развивающихся  стран частично применять ГС на уровне, меньшем, чем 6 знаков (но не менее 4), в  тех случаях, когда их участие  в международной торговле или  административные ресурсы объективно позволяют лишь такое частичное  применение.

В виду того, что не вся  вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности, разработка Пояснений к Номенклатуре, СТС  принял решение о создании Промежуточного (Временного) Комитета по ГС для ведения  и наблюдения за применением ГС до вступления новой Конвенции в  силу. Кроме того, данный временный  Комитет по ГС совместно с Комитетом  по Номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания  разработки Пояснений к номенклатуре ГС.

В июне 1983 года на своих 61/62 сессиях  в Брюсселе Совет Таможенного  Сотрудничества утвердил окончательный  вариант проекта Международной  Конвенции по Гармонизированной  Системе описания и кодирования  товаров и открыл Конвенцию для  подписания.

Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции  по ГС в действие 01.01.1985 года, и соответствующая  статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако различные задержки административного характера и  переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам  и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально  запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был  установлен на 01.01.1988 г.

Для обеспечения выполнения данного срока СТС в июне 1986 года (на своих 67/68 сессиях) утвердил Протокол поправок к Конвенции по ГС, где  было предусмотрено, что для вступления Конвенции в силу необходимо определенное количество стран, ее подписавших. По достижении к сентябрю 1987 года этого количества - 17 государств - Гармонизированная  Система описания и кодирования  товаров вступила в силу 1 января 1988 года.

СССР присоединился к  этой Конвенции 12 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР № 1004 "О  введении в СССР Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров".

Для обеспечения практического  использования ГС как можно большим  числом стран 14 июня 1983г. в Брюсселе была подписана Международная Конвенция  о ГС. В Конвенции излагаются цели создания ГС, сфера её применения, закрепляется правовой механизм использования ГС странами - участницами Конвенции, их обязательства, порядок работы по дальнейшему  совершенствованию системы.

Главная цель создания номенклатуры Гармонизированной системы (ГС), как  указывается в преамбуле Международной  конвенции о Гармонизированной  системе, заключается в том, чтобы:

- содействовать международной  торговле;

- упростить сбор, сопоставление  и анализ статистических данных, в особенности относящихся к  международной торговле;

- уменьшить расходы, вызываемые  повторным описанием, классификацией  и кодированием товаров при  их переходе из одной системы  классификации в другую в процессе  международной торговли, и способствовать  стандартизации внешнеторговой  документации и передаче статистических  данных;

- унифицировать коммерческие  и таможенные документы, их  обработку и т.д.

Согласно тексту Конвенции, Гармонизированная система является приложением к ней и составляет неотъемлемую часть (ст. 1,2). При этом под Гармонизированной системой понимаются международные правила  классификации и статистической информации по товарам, поступающим  во внешнюю торговлю. Включает новую  Международную унифицированную  товарную номенклатуру (НГС), которая  включает товарные позиции, субпозиции, и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам  и субпозициям, основные правила  интерпретации ГС.

Таким образом, основой для создания Номенклатуры Гармонизированной системы служили различные номенклатуры таможенных тарифов и статистики внешней торговли, основными из которых являются Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) и Стандартная международная торговая классификация (СМТК). Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была подписана в 1983 году в Брюсселе. С 1 января 1996г. вступила в силу новая редакция ГС.

 

 

 

 

  1. Особенности классификации товаров в странах с различным уровнем экономического развития

 

 

Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), разработанная  на базе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС), является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Правильное определение положения товара в Номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности для этого товара. Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В ТН ВЭД СНГ строго соблюдается  принцип однозначного отнесения  товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основным правилам интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющим юридическую силу. Однозначное понимание классификационных группировок – не только преимущество ТН ВЭД СНГ, но и необходимое условие при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, определении режимов экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставлении данных по внешней торговле различных стран и проведении экономико-статистического анализа. Система цифрового кодирования в ТН ВЭД СНГ позволяет представлять всю необходимую информацию в удобной форме для оперирования ею при сборе, передаче и автоматизированной обработке.

Гармонизированная система  – международная основа ТН ВЭД  СНГ 

С 1 января 1988 г. вступила в  силу Международная конвенция о  Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Россия стала членом Конвенции с 1996 г.)

В соответствии с определением Конвенции под Гармонизированной системой описания и кодирования товаров понимается номенклатура, представляющая собой детализированный и унифицированный внешнеторговый товарный классификатор, включающий:

• товарные позиции и субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды;

• примечания к разделам, группам и субпозициям;

• основные правила интерпретации  ГС.

Главная цель создания Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС), как  указывается в Конвенции, заключается  в том, чтобы

• содействовать международной  торговле;

• упростить сбор, сопоставление  и анализ статистических данных, в  особенности относящихся к международной  торговле;

• уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;

• унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку  и т.д.

Разработка НГС началась в 70-е гг. Советом таможенного  сотрудничества (СТС). В ней также  участвовали эксперты 59 стран и  многих межправительственных и неправительственных  экономических организаций, в том  числе Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ), Конференции ООН  по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной  торговой палаты (МТП), Международной  организации по стандартизации (ИСО), Статистического бюро ООН. В основу НГС были положены Номенклатура СТС, известная в мировой практике как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН), Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК ООН), а также 12 других международных и национальных классификационных систем.

В России ГС применяется  с 1 января 1991 г. на оснований Постановления  Совета Министров СССР от 12 августа 1988 г. № 1004. На ее базе построен национальный классификатор – ТН ВЭД.

Использование унифицированного международного внешнеторгового классификатора в России связано, в частности, и  с введением в нашей стране в 1989 г. декларирования товаров с применением грузовой таможенной декларации, которая по форме полностью совпадает с унифицированной международной таможенной декларацией, получившей название Единый административный документ (ЕАД) и введенной в действие в странах ЕЭС одновременно с ГС с 1 января 1988 г.

Применение ГТД при  оформлении и контроле за товарами, пересекающими таможенную границу РФ, организации на ее базе таможенной статистики торгового оборота страны с использованием ГС создает предпосылки для эффективного участия России в развернувшемся ныне процессе упрощения и гармонизации таможенных процедур.

Введение ГС облегчило  вступление России в 1991 г. в члены  Международной таможенной организации  Совета таможенного сотрудничества (СТС).

В Таможенном кодексе ТС нашел свое законодательное закрепление вопрос о поддержании ТН ВЭД СНГ в актуальном состоянии в соответствии с ее международной основой (ст. 216).

Применение ГС в Таможенном тарифе в сочетании с мировой  практикой оценки таможенной стоимости  создало первоначальные условия  для изменения статуса России во Всемирной торговой организации (до 1995 г. – ГАТТ), переход ее из числа наблюдателей в полноправное членство этой международной организации.

Система классификации и кодирования НГС

НГС, как и любой экономический  классификатор, имеет свою структуру. К основным ее элементам относятся  системы классификации и кодирования.

Система классификации является основным элементом структуры НГС.

Различают пять уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции. Высшим уровнем классификации являются разделы, их 21. Число групп, подгрупп, товарных позиций и субпозиций распределяется следующим образом: группы (главы) – 97; подгруппы – 33; товарные позиции – 1241; субпозиции – 5019.

Что касается групп, то в  ГС имеются три резервные группы – 77, 98 и 99, которые могут быть использованы не только для расширения номенклатуры товаров при пересмотре системы в СТС/ВТО, но и (в национальной практике отдельных стран) для выделения специфических товаров, например, услуг материального характера.

Согласно НГС классификация товаров производится по совокупности их признаков. Так, при формировании разделов используются следующие признаки:

• происхождение, вид материала, из которого изготовлен товар ("Живые животные и продукция животноводства", "Продукты растительного происхождения", "Минеральные продукты", "Пластмассы и изделия из них...", "Кожевенное сырье, кожа, натуральный мех и изделия из них...", "Древесина и изделия из древесины..." и т.д.);

• назначение ("Готовые  пищевые продукты...", "Обувь, головные уборы...", "Машины, оборудование и  механизмы; электротехническое оборудование...", "Средства наземного, воздушного и  водного транспорта..." и т.д.);

• химический состав или  принадлежность к химической промышленности ("Жиры и масла животного и  растительного происхождения...", "Продукция химической и связанных  с ней отраслей промышленности...").

Таким образом, из 21 раздела  НГС 11 разделов формируются по сырьевому  признаку, 8 – по функциональному  назначению, остальные – по химическому  составу или принадлежности к  продукции химической промышленности.

Информация о работе Классификация товаров в таможенных целх