Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:39, реферат
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Таким образом, таможенное дело можно определить как механизм реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В условиях рыночной экономики и либерализации внешней торговли важным методом регулирования внешнеторгового оборота является таможенно-тарифное регулирование, представляющее собой основной инструмент торговой политики государств, основывающийся на применении таможенного тарифа.
Что же касается разбивки, или детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции, последние были обозначены 2-мя дополнительными цифрами. Таким образом, подпозиции идентифицируются 6-значным цифровым кодом.
Отдельная идентификация в ГС товаров либо групп товаров принималась, лишь в случае достижения соглашения между участниками о том, что данные товары или группы товаров действительно играют существенную роль в международной торговле.
К 1976 году общая концепция новой ГС описания и кодирования товаров приобрела конкретные очертания.
В ноябре этого же года Статистический Комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная номенклатура, которая отвечает требованиям и производства, и торговли, должна играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара.
К началу 1981 года Комитет
по ГС завершил подготовительную работу
по Системе. Только с этого момента
действительное существо ГС начало проявлять
себя полностью в своем значении
и проблемах. Если в некоторых
аспектах ГС могла рассматриваться,
как уже указывалось, в качестве
ответвления действующих НСТС и
СМТК ред. 2, то по существу она превратилась
в абсолютно новую 6-значную цифровую
номенклатуру для перемещаемых в
международном товарообороте
К июню 1983 года Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений международной Конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие. Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение договоренности о возможности развивающихся стран частично применять ГС на уровне, меньшем, чем 6 знаков (но не менее 4), в тех случаях, когда их участие в международной торговле или административные ресурсы объективно позволяют лишь такое частичное применение.
В виду того, что не вся вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности, разработка Пояснений к Номенклатуре, СТС принял решение о создании Промежуточного (Временного) Комитета по ГС для ведения и наблюдения за применением ГС до вступления новой Конвенции в силу. Кроме того, данный временный Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания разработки Пояснений к номенклатуре ГС.
В июне 1983 года на своих 61/62 сессиях в Брюсселе Совет Таможенного Сотрудничества утвердил окончательный вариант проекта Международной Конвенции по Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию для подписания.
Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие 01.01.1985 года, и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако различные задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был установлен на 01.01.1988 г.
Для обеспечения выполнения данного срока СТС в июне 1986 года (на своих 67/68 сессиях) утвердил Протокол поправок к Конвенции по ГС, где было предусмотрено, что для вступления Конвенции в силу необходимо определенное количество стран, ее подписавших. По достижении к сентябрю 1987 года этого количества - 17 государств - Гармонизированная Система описания и кодирования товаров вступила в силу 1 января 1988 года.
СССР присоединился к этой Конвенции 12 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР № 1004 "О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров".
Для обеспечения практического
использования ГС как можно большим
числом стран 14 июня 1983г. в Брюсселе
была подписана Международная
Главная цель создания номенклатуры
Гармонизированной системы (ГС), как
указывается в преамбуле
- содействовать международной торговле;
- упростить сбор, сопоставление
и анализ статистических
- уменьшить расходы, вызываемые
повторным описанием,
- унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку и т.д.
Согласно тексту Конвенции,
Гармонизированная система
Таким образом, основой для создания Номенклатуры Гармонизированной системы служили различные номенклатуры таможенных тарифов и статистики внешней торговли, основными из которых являются Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) и Стандартная международная торговая классификация (СМТК). Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была подписана в 1983 году в Брюсселе. С 1 января 1996г. вступила в силу новая редакция ГС.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), разработанная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС), является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Правильное определение положения товара в Номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности для этого товара. Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В ТН ВЭД СНГ строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основным правилам интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющим юридическую силу. Однозначное понимание классификационных группировок – не только преимущество ТН ВЭД СНГ, но и необходимое условие при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, определении режимов экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставлении данных по внешней торговле различных стран и проведении экономико-статистического анализа. Система цифрового кодирования в ТН ВЭД СНГ позволяет представлять всю необходимую информацию в удобной форме для оперирования ею при сборе, передаче и автоматизированной обработке.
Гармонизированная система – международная основа ТН ВЭД СНГ
С 1 января 1988 г. вступила в
силу Международная конвенция о
Гармонизированной системе
В соответствии с определением Конвенции под Гармонизированной системой описания и кодирования товаров понимается номенклатура, представляющая собой детализированный и унифицированный внешнеторговый товарный классификатор, включающий:
• товарные позиции и субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды;
• примечания к разделам, группам и субпозициям;
• основные правила интерпретации ГС.
Главная цель создания Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС), как указывается в Конвенции, заключается в том, чтобы
• содействовать международной торговле;
• упростить сбор, сопоставление
и анализ статистических данных, в
особенности относящихся к
• уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;
• унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку и т.д.
Разработка НГС началась в 70-е гг. Советом таможенного сотрудничества (СТС). В ней также участвовали эксперты 59 стран и многих межправительственных и неправительственных экономических организаций, в том числе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной торговой палаты (МТП), Международной организации по стандартизации (ИСО), Статистического бюро ООН. В основу НГС были положены Номенклатура СТС, известная в мировой практике как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН), Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК ООН), а также 12 других международных и национальных классификационных систем.
В России ГС применяется с 1 января 1991 г. на оснований Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1988 г. № 1004. На ее базе построен национальный классификатор – ТН ВЭД.
Использование унифицированного международного внешнеторгового классификатора в России связано, в частности, и с введением в нашей стране в 1989 г. декларирования товаров с применением грузовой таможенной декларации, которая по форме полностью совпадает с унифицированной международной таможенной декларацией, получившей название Единый административный документ (ЕАД) и введенной в действие в странах ЕЭС одновременно с ГС с 1 января 1988 г.
Применение ГТД при оформлении и контроле за товарами, пересекающими таможенную границу РФ, организации на ее базе таможенной статистики торгового оборота страны с использованием ГС создает предпосылки для эффективного участия России в развернувшемся ныне процессе упрощения и гармонизации таможенных процедур.
Введение ГС облегчило вступление России в 1991 г. в члены Международной таможенной организации Совета таможенного сотрудничества (СТС).
В Таможенном кодексе ТС нашел свое законодательное закрепление вопрос о поддержании ТН ВЭД СНГ в актуальном состоянии в соответствии с ее международной основой (ст. 216).
Применение ГС в Таможенном тарифе в сочетании с мировой практикой оценки таможенной стоимости создало первоначальные условия для изменения статуса России во Всемирной торговой организации (до 1995 г. – ГАТТ), переход ее из числа наблюдателей в полноправное членство этой международной организации.
Система классификации и кодирования НГС
НГС, как и любой экономический классификатор, имеет свою структуру. К основным ее элементам относятся системы классификации и кодирования.
Система классификации является основным элементом структуры НГС.
Различают пять уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции. Высшим уровнем классификации являются разделы, их 21. Число групп, подгрупп, товарных позиций и субпозиций распределяется следующим образом: группы (главы) – 97; подгруппы – 33; товарные позиции – 1241; субпозиции – 5019.
Что касается групп, то в ГС имеются три резервные группы – 77, 98 и 99, которые могут быть использованы не только для расширения номенклатуры товаров при пересмотре системы в СТС/ВТО, но и (в национальной практике отдельных стран) для выделения специфических товаров, например, услуг материального характера.
Согласно НГС классификация товаров производится по совокупности их признаков. Так, при формировании разделов используются следующие признаки:
• происхождение, вид материала, из которого изготовлен товар ("Живые животные и продукция животноводства", "Продукты растительного происхождения", "Минеральные продукты", "Пластмассы и изделия из них...", "Кожевенное сырье, кожа, натуральный мех и изделия из них...", "Древесина и изделия из древесины..." и т.д.);
• назначение ("Готовые пищевые продукты...", "Обувь, головные уборы...", "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование...", "Средства наземного, воздушного и водного транспорта..." и т.д.);
• химический состав или
принадлежность к химической промышленности
("Жиры и масла животного и
растительного происхождения...
Таким образом, из 21 раздела НГС 11 разделов формируются по сырьевому признаку, 8 – по функциональному назначению, остальные – по химическому составу или принадлежности к продукции химической промышленности.