Экономический потенциал таможенной территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение таможенной политики России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Изучить таможенную политику, цели и методы ее осуществления;

Рассмотреть нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка;
Изучить таможенную статистику России;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала ……………………………………………………… 5

1.1 История, цели и методы осуществления таможенной политики ……….... 5

1.2 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка ………………………………………………………………........................ 8

Глава 2. Таможенная политика в России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов
и экономических районов ………………………………………………………….. 10

2.1 Таможенная статистика России ……………………………………………..... 10

2.2 Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности ………........ 19

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики страны …....... 22

3.1 Применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………..... 22

3.2 Основные направления таможенно-тарифной политики …………………. 25

Заключение ………………………………………………………………………... 30

Список используемой литературы …

Файлы: 1 файл

курсовая по ОВЭД новая.docx

— 705.79 Кб (Скачать файл)
   С учетом задачи  ускорения перехода к инновационной  экономике должна повыситься  роль таможенно-тарифных мер в  реализации селективной промышленной  и структурной политики: достаточная  степень тарифной защиты конкретных  рынков на первоначальных циклах  производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков  по мере их становления, сегментирования  и роста конкурентоспособности  отечественных производств в  целях сохранения конкурентной  среды. Основополагающее значение  здесь будет иметь наличие  конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми  планами программ отраслевого  развития, в рамках которых при  необходимости меры по корректировке  ставок ввозных и вывозных  таможенных пошлин станут составной  частью отраслевых стратегий. Одновременно  настройка таможенно-тарифного и  нетарифного регулирования на  стимулирование производства и  экспорта инновационной, высокотехнологичной  продукции потребует развития  институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового  регулирования в сфере таможенного  дела, упрощения и сокращения  числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно
увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и
диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и
эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной
работы на глобальном рынке.
Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием
совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих
дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней
конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:
– повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной
политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в
процессе выполнения обязательств по ВТО;
– следование принципам единой торговой политики государств-участников
Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их
объединениями на площадке ВТО, а также других международных
экономических организаций;
– разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами
таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания
отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.
Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение
задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в
перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики
(нанотехнологии, ядерная  энергетика, машиностроение и микро- и
оптоэлектроника электроника, биотехнологии, медицинская техника и
фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны.
Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены
происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся
глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в
среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014
года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и
странах – членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся
Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия – 6,7%9.
По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года,
ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году.
Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет
означать увеличение конкурентного давления на российских производителей
для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.
В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого
уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых
цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается.
Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий
спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.
В структуре экспорта в рассматриваемый период увеличатся доли
продовольствия, машин и оборудования, химической продукции, металлов и
изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится. В импорте сохранится тенденция постепенного снижения доли 19
продовольствия, текстиля, металлов, и химической продукции при
увеличении доли машин, оборудования и транспортных средств10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
   Исходя из вышеизложенного, можно сделать ряд выводов:
   Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела. 
   Эффективная таможенная политика обязана стать важным фактором, определяющим степень привлекательности государства для иностранного капитала. Ведь значительная доля этих средств реализуется путем ввоза технического оборудования, сырья и материалов на таможенную территорию страны. Поэтому создание условий, обеспечивающих максимально возможное привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику, является еще одним из приоритетов таможенной политики.
   Разумеется, в этой сфере не все зависит от таможенных органов. Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо, во-первых, ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию РФ в рамках соответствующих инвестиционных соглашений.        Во-вторых, важнейшим условием проведения государством активной таможенной политики является наличие должного нормативно-правового обеспечения внешнеэкономической деятельности. Успех во многом зависит и от эффективных таможенных технологий, способных максимально облегчить условия легальной торговли, обеспечить соответствующий уровень контроля за перемещением товаров. Стремление к международному согласованию и упрощению таможенных процедур, коммерческой документации и информационных требований в целом, включая стандарты и протоколы обмена электронными данными, позволит сопоставить импортные и экспортные характеристики, а, в конечном счете, повысит их достоверность и надежность при передаче через таможенную границу.
  В современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как:
- открытое обсуждение  основных направлений таможенной  политики РФ;
- учет законных интересов  всех участников таможенной сферы  деятельности; осуществление полноценной  административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки  государством мероприятий в таможенной  сфере.
    Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что:
- особенности таможенной  политики требуют отношения к  ней как к определенной сфере  деятельности политических институтов  общества, его граждан;
- таможенная политика  должна быть сферой, прежде всего  государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности;
- таможенная политика  должна вырабатываться с учетом  интересов субъектов Федерации  и быть направлена на оптимизацию  отношений между ними.

 

 

 

Список используемой литературы
  1. Вахрин П.И. Таможенное право Российской Федерации: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2012.-278 с.
  2. Ионичева В. Интеллектуальная собственность: таможенный аспект// Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2013.- № 6.-

С. 27-29

  1. Понаморенко В.Е. Особенности валютного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе: правовой аспект// Таможенное дело. -2012. - №11.-С. 16-22
  2. Саличкина А.Ю. Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации// Таможенное дело.- 2013.- № 1.- С. 5-7
  3. Сокольникова О. Полезный опыт. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2013.- № 6.- С. 31-33
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)// "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615
  5. Таможенное право России/ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012 -238 c.
  6. Цифры и факты. Материалы подготовлены сотрудниками управления таможенной статистики и анализа ФТС России. // Таможня.- 2014.- № 5.- С. 14-15
  7. Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - http://www.economy.gov.ru
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики  [Электронный ресурс] - http://www.gks.ru
  9. [Электронный курс] – http:// www.провэд.рф/analytics/research/10888-statistika-vneshney-topgovli-possii-v-2013-godu.html
  10. [Электронный курс] - http://knowledge.allbest.ru/custom/2c0b65635b3bc78b5d53a89421316d36_0.html
1  Вахрин П.И. Таможенное право Российской Федерации: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2012.- 98 с.

 

2 Ионичева В.  Интеллектуальная собственность: таможенный аспект// Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2013.- № 6.- С. 27-29

Информация о работе Экономический потенциал таможенной территории России