Экономический потенциал таможенной территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение таможенной политики России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Изучить таможенную политику, цели и методы ее осуществления;

Рассмотреть нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка;
Изучить таможенную статистику России;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала ……………………………………………………… 5

1.1 История, цели и методы осуществления таможенной политики ……….... 5

1.2 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка ………………………………………………………………........................ 8

Глава 2. Таможенная политика в России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов
и экономических районов ………………………………………………………….. 10

2.1 Таможенная статистика России ……………………………………………..... 10

2.2 Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности ………........ 19

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики страны …....... 22

3.1 Применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………..... 22

3.2 Основные направления таможенно-тарифной политики …………………. 25

Заключение ………………………………………………………………………... 30

Список используемой литературы …

Файлы: 1 файл

курсовая по ОВЭД новая.docx

— 705.79 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского» -

Национальный исследовательский университет

 

Институт экономики и предпринимательства

 

Кафедра мировой экономики и бизнеса

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Организация внешнеэкономической деятельности»
на тему:
«Экономический потенциал таможенной территории России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Группа 751/1-2

Рюмин М.А.

Проверила:
Морозова Т.С.

 

 

 

 

Нижний Новгород
2014 г.

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

 

Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала ………………………………………………………  5

 

1.1  История, цели и методы осуществления таможенной политики ……….... 5

 

1.2 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка ………………………………………………………………........................  8

 

Глава 2. Таможенная политика в России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов  

и экономических районов …………………………………………………………..  10

 

2.1 Таможенная статистика России ……………………………………………..... 10

 

2.2 Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности ………........  19

 

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики страны ….......  22

 

3.1 Применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….....  22

 

3.2  Основные направления таможенно-тарифной политики ………………….  25

 

Заключение ………………………………………………………………………...  30

 

Список используемой литературы ……………………………………………....  32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение
    Актуальность темы исследования. Современная ситуация наглядно свидетельствуют о том, что для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности социума – политической, экономической, культурной и др. – необходима глубоко осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства.
Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реализациям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и внешнеполитической деятельности.
  Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
  Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
 Целью работы является изучение таможенной политики России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
  • Изучить таможенную политику, цели и методы ее осуществления;

 

  • Рассмотреть нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка;
  • Изучить таможенную статистику России;
  • Рассмотреть валютное регулирование внешнеэкономической деятельности;
  • Изучить применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • Выделить  основные направления таможенно-тарифной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала
1.1.  История, цели  и методы осуществления таможенной  политики
    Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории России это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.
Формирование таможенной политики России происходило, с одной стороны на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, различных подходов к определению видов таможенной пошлины, в условиях усложнения товарной номенклатуры, проявления различных форм "таможенных войн". В течении XVIII - XIX вв. Развитие таможенного дела России носило циклический характер, когда смена царствующих особ порой резко отражалась на изменении подходов в регулировании внешней торговли - от жесткого протекционизма, до разумного фритредерства1.
   Для понимания сути таможенного регулирования экономических интересов государства необходимо рассматривать две точки зрения на таможенную политику. С общей экономической стратегии государства существует два основных вида таможенной политики:
1. Политика защиты отечественного  производителя (протекционизм) – направлена  на создание условий, способствующих  развитию национальной экономики  путем ограждения ее от иностранной  конкуренции. Протекционизм предусматривает  установление режима поощрения  экспорта и ограничения, а в  некоторых случаях и запрещения  импорта. Данная политика, путем  введения таможенных тарифов  на поощрение вывоза товаров  в другие государства и запрещением  ввоза подобных товаров из  других стран, способствует ускорению  развития национальной промышленности  и защищает ее от конкуренции  извне.
2. Политика свободной  торговли иностранными товарами (фритредерство) – направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимальных ограничений на импорт.
   Протекционизм, являясь средством защиты национальной экономики и составной частью таможенного дела, имеет свою альтернативу – это так называемую вторую точку зрения – фритредерство, то есть свободную торговлю. Эти две противоположные части единого целого тесно связаны с таможенным делом, с экономикой и, в конечном счете, с финансами. Таможенное дело, с одной стороны, влияет на внешнюю политику и на решение политических вопросов, а с другой, внешняя и внутренняя политика влияет на таможенное дело.
    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Таможенные органы и другие учреждения таможенной службы являются неотъемлемой составной частью системы государственных органов исполнительной власти.
    Если посмотреть на всю историю развития таможенных органов, причем не только России, но и других стран, то мы увидим, что в основе деятельности таможенных органов лежит администрирование в области сбора налогов при перемещении товаров через границу, т.е. в основе лежит не что иное, как экономический механизм регулирования внешнеторговой деятельности.
   Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства2.
   Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
  Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Нетарифные  ограничения во внешней торговле  и меры по защите внутреннего  рынка
   Нормативная база внешней торговли позволяет применять весь спектр нетарифных ограничений, принятых в мировой практике. Однако не все они реально применяются в России.
    В соответствии с законом о таможенном тарифе в целях защиты экономических интересов России к ввозным товарам могут применяться особые виды пошлин:
- специальные пошлины;
- антидемпинговые пошлины;
- компенсационные пошлины.
    Особые виды пошлин применяются в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям таких же или подобных товаров в результате недобросовестной конкуренции (занижения цен, субсидии экспортерами и т.д.).
     Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России. Применение особых видов пошлин требует специального расследования, и решения правительства по каждому конкретному случаю.
Однако антидемпинговые расследования и антидемпинговые пошлины пока практически не применяются, хотя по ряду товаров имеются основания для их осуществления и создана соответствующая нормативная база.
    В настоящее время гораздо шире применяется лицензирование ввоза и вывоза отдельных групп товаров. Применение этой категории нетарифных ограничений имеет тенденцию к расширению. Лицензирование применяется к следующим группам товаров.
1. Военные товары, работы  и услуги военно-технического  характера и товары двойного  назначения, а также ядерные материалы  и технологии. Выдача лицензий  осуществляется в порядке, определенном  Президентом и Правительством. Фактически  торговля большинством товаров  этой группы является государственной  монополией и осуществляется  государственными унитарными предприятиями  «Росвооружение», «Промэкспорт» и  «Российские технологии».
2. В том же порядке  выдаются лицензии на ввоз  и вывоз валютных ценностей (в  их состав входят драгоценные  металлы, их руды, лом и отходы, драгоценные камни, жемчуг и янтарь), а также наркотические и психотропные  вещества и яды.

Информация о работе Экономический потенциал таможенной территории России