Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы исчисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы работы необходимо решить следующие основные задачи: - определить сущностные характеристики таможенных платежей, - рассмотреть роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета; - проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; - оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; - разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов - предмет статьи 76 ТК. По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены в ТК и в международном договоре.

   Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. Это правило может быть скорректировано международными договорами государств - членов таможенного союза, в которых может содержаться иная норма.

Валюта исчисления таможенных пошлин, налогов в ряде случаев может не совпадать с валютой, в которой происходит уплата таможенных платежей. Таможенные пошлины, налоги должны уплачиваться в валюте государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги [3, ст. 84].

При расчете суммы налогов, подлежащих уплате (взысканию), используется привязка к законодательству государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

  По-особому происходит выбор применимого законодательства для исчисления подлежащих уплате налогов в случае помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита. В соответствии с частью второй п. 2 ст. 84 ТК, когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве - члене таможенного союза. При исчислении подлежащих уплате налогов в этом случае будет применяться законодательство того государства - члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате.

  Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемая в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, за весь период нахождения их на этой территории не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары изначально были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию [3, ст.76]. Экономическое значение этой нормы состоит в уравнивании положения двух участников внешнеторговой деятельности - того, который сразу уплатил таможенные пошлины, налоги с целью введения товара в свободный оборот, и второго, который использовал товары в течение определенного срока в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, впоследствии хранил их на таможенном складе и только после этого заявил к выпуску для свободного обращения.

При исчислении таможенных пошлин, налогов особое значение приобретает  вопрос определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов. Этому вопросу  посвящена ст. 77 ТК. По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

  Из этого правила могут быть сделаны исключения, предусмотренные ТК или международными договорами государств - членов таможенного союза. Так, например, особые правила определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов содержатся в ст. 197 ТК, устанавливающей порядок выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Исключения из общего правила определения применимых ставок содержатся также в ст. 81, регулирующей отношения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, а также в иных статьях ТК и других источников таможенного законодательства.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются  ставки, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ) таможенного союза. По коду декларируемого товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза в ЕТТ отыскивается соответствующая строка, в которой и содержится ставка, применяемая для исчисления ввозной таможенной пошлины.

 Из этого общего  правила таможенным законодательством также могут устанавливаться исключения. Например, таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, которые устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза [3, ст. 360]. Такие единые ставки содержатся в приложении 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Для выбора ставки при  исчислении налогов (НДС и акцизов), которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного  союза, в ТК установлена норма, в  соответствии с которой должны применяться  ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

В дополнение к рассмотренному выше общему правилу определения  применимой налоговой ставки в ТК установлены две специальные  нормы, в которых предусматривается возможность использования особых порядков привязки налоговой ставки к национальному законодательству государства - члена таможенного союза.

  Первый случай касается незаконного перемещения товара через таможенную границу таможенного союза и предполагает использование налоговых ставок, предусмотренных законодательством того государства, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

  Второй случай касается исчисления налогов в случае, если будет установлено, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза. В таком случае применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена таможенного союза.

Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению  между государствами - членами таможенного  союза в порядке, установленном  международным договором государств - членов таможенного союза. 

  Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств - членов таможенного союза. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня [3,ст. 84].

Таким образом, исчисление таможенных платежей начинается с установления объекта обложения. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. По общему правилу, к таможенным платежам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

 

2.2 Предоставление льгот  по уплате таможенных платежей

 

Нормы ТК предусматривают возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей.

К таким льготам относятся:

-        тарифные преференции;

-        тарифные льготы;

-        льготы по уплате налогов;

-        льготы по уплате таможенных  сборов.

Также предоставление льгот  при уплате таможенных платежей регулируется нормами международных договоров и законодательства стран – участниц ТС.

Согласно Протоколу  от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот» применение тарифных льгот, предоставляемых  в отношении товаров, ввозимых  на территорию ТС, не зависит от их страны – происхождения. По Соглашению от 25.01.2008 «О едином таможенно – тарифном регулировании» тарифные льготы применятся в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. В п.3, ст. 80 ТК указан перечень действий с товарами, при которых таможенные пошлины не уплачиваются. Согласно п.3, ст.5 Соглашения тарифные льготы могут быть предоставлены в отношении следующих товаров:

- которые ввозятся под соответствующим контролем при соблюдении соответствующего таможенного режима;

-  которые ввозятся в качестве вклада в уставной (складочный) капитал иностранным учредителем в соответствии с требованиями законодательства;

- которые ввозятся в рамках международного сотрудничества стран-участниц ТС в космической отрасли или в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. По этой группе товаров Комиссия ТС ведет перечень.

В ст. 6 Соглашения указан перечень товаров, которые освобождаются  от уплаты таможенной пошлины при  их ввозе на таможенную территорию ТС из третьих стран.

Тарифные преференции  – преимущества, предоставляемые  товарам при их ввозе в целях  расширения торговли между странами. Тарифные преференции (далее преференции) предоставляются на основании Протокола от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза». Согласно Протоколу преференции могут быть предоставлены странам, которые Всемирный банк не относит к странам с высоким уровнем дохода. Эти страны указаны в Перечне развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и Перечне наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. В ст.2 Протокола указаны ряд факторов, которые могут стать основанием для не включения или исключения страны из Перечня.

Ст. 131 ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ» приводит перечень товаров, которые освобождены от уплаты таможенных сборов. Также, согласно нормам этого Закона правительство РФ имеет право освобождать иные товары от уплаты таможенных сборов. Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещению товаров под определенный таможенный режим:

- Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

- Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

- Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения НДС, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара[5, ст.131].

Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров  под таможенный режим, а также  льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Участники ВЭД могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

 В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о льготах, предусматривающих освобождение от таможенных пошлин при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранным участием, а также освобождение от НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования.

Таможенные льготы по уплате таможенной пошлины и НДС, используемые при ввозе товаров  в качестве уставного капитала, были введены для того, чтобы российская экономика получила дополнительный стимул развития. С их помощью производства, должны завозить оборудование, которого у нас пока ещё нет, или привлекаться иностранные инвестиции. Данное оборудование помещается по режим условно выпущенного товара.

Проблема заключается  в том, что при отчуждении основного  средства предприятия, ранее внесенного в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, после его полной амортизации, третьим лицам передается право собственности на него, то есть присутствует факт реализации [12, с. 11]. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ, возникает обязанность по уплате всех предусмотренных платежей, возникших на дату заполнения таможенной декларации.

Статья 151 ТК в пункте 2 гласит о том, что условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Однако товар, ввезенный, например, в качестве уставного капитала, может быть в короткий срок продан или сдан в аренду, что ведет к административной ответственности, штрафам и возникновению обязанности уплатить ранее не взысканные суммы таможенных платежей [9, с.18].

Информация о работе Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей