Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы исчисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы работы необходимо решить следующие основные задачи: - определить сущностные характеристики таможенных платежей, - рассмотреть роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета; - проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; - оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; - разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Антидемпинговые - пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их стоимость  в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные – применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  материальный ущерб отечественным  производителям [16,с. 21].           Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным внутренним налогам. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства (от сырья до конечного продукта) и взимается с каждого акта продажи. Облагаются НДС товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

НДС на импортируемые  товары выполняет две функции: во-первых, функцию по регулированию внешнеэкономической  деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; во-вторых, фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части федерального бюджета.

При определении НДС  используются адвалорные ставки. Размер ставок НДС устанавливается в  законодательном порядке. На импортируемые в РФ товары распространяются ставки НДС, действующие на отечественные товары во внутренней торговле. В настоящее время применяются две ставки НДС:

- основная ставка  для большинства товаров в  размере 18%; 

- по большинству продовольственных товаров (кроме подакцизных товаров) и значительной части товаров для детей ставка НДС - 10%.

- ставка 0% применяется  при исчислении НДС для экспортируемых  товаров, работ и услуг.

Отдельные товары, завозимые  на территорию России, в соответствии с российским законодательством подлежат освобождению от уплаты НДС.

НДС исчисляется в  валюте контракта, т. е. в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость  товара. 

Акциз — это косвенный  налог, входящий в состав цены отдельных  товаров. Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но она имеет тенденцию к увеличению. Таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый конденсат, природный газ).

При расчете суммы  акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, которые определяются ФЗ РФ "Об акцизах", изменениями и дополнениями к нему.

Специфические ставки акциза устанавливаются в рублях за единицу  измерения подакцизного товара.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. При таможенном оформлении особое значение придается оформлению подакцизных товаров.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров [5, ст.123]. Процедура, связанная с таможенным оформлением, рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участникам ВЭД. Таможенные сборы за таможенное оформление представляют собой плату за эту услугу. Ставка же таможенных сборов за таможенное оформление есть не что иное, как оплата услуг таможенной системы.

Средства, образуемые за счет таможенных сборов за таможенное оформление, являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета РФ. При этом они имеют целевое назначение и использование.

Объектом обложения  таможенным сбором за таможенное оформление являются товары, включая транспортные средства, при их перемещении через  таможенную границу, а также при  изменении таможенного режима.

Таким образом, мы рассмотрели виды взимаемых в России таможенных платежей, а именно: таможенную пошлину, НДС, акцизы, таможенные сборы. Выяснили, что объектом обложения таможенной пошлины и других таможенных платежей являются таможенная стоимость товаров или их количественные показатели, что для определения размера таможенной пошлины применяются различные виды ставок. Таможенные платежи уплачиваются в момент принятия к таможенному оформлению товара и документов на него или до этого.

 

            1.3 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета

 

            Приоритет финансовых целей предопределяет установленный ст. 34 НК РФ статус таможенных органов, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения. Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, формируя казну государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную [18, с. 206]. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно - тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

Многостороннее таможенно - правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

В случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей [8, с.12]. Доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных юридических лиц. Фискальные платежи включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.          Следует отметить, что все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

           В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета РФ. За последние 20 лет их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности. Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. Так в 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина[15, с. 47].

Таким образом, решение  экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно - тарифного регулирования в РФ.

         С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом [15, с. 48].

           Стратегические цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента РФ, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий для экономического роста в целях решения социальных проблем и занятие достойного места страны в мировом сообществе.

          Мировой финансово-экономический кризис вызвал резкое падение мировых цен на основные товары российского экспорта, что обострило проблему сбалансированности внешнеторгового сальдо, прежде всего в торговле со странами Запада, сузило налогооблагаемую базу для сбора таможенных платежей. Это создает реальную угрозу сокращения валютных резервов и в конечном итоге отражается на сбалансированности федерального бюджета уже в 2010 г. Это вынуждает Россию обратиться к внешним заимствованиям с вытекающими негативными последствиями.

           Важными задачами таможенно - тарифного регулирования ВЭД России являются всемерное содействие повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции как для внутреннего, так и внешнего рынков, интенсивное участие в международном разделении труда.

          Глубокая зависимость экономики России от внешнего спроса в ситуации мирового финансово-экономического кризиса обусловила необходимость разработки новых подходов в таможенном регулировании ВЭД, прежде всего усиления роли защитных мер в отношении отечественных товаропроизводителей, приспособления экономики к посткризисным условиям мирового рынка.

Итак, таможенные платежи  играют огромную роль в формировании государственного бюджета. Они формируют казну государства, и выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Взимание таможенных платежей влияет на экономические отношения, а именно: на международную торговлю, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Механизм исчисления таможенных платежей в РФ

2.1 Порядок исчисления  и уплаты таможенных платежей

 

           Вступивший в силу в июле 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - ТК) установил новый порядок исчисления таможенных платежей.

  Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, начинается с установления объекта обложения [3, ст. 75].

Объектом обложения  таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через  таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые с таможенной территории таможенного союза [3, ст. 4]. База для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

  Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении [3, ст. 75]. Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок. Стоимостная характеристика товара - таможенная стоимость используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении

Налоговая база для исчисления НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного союза. В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, при ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма:

  - таможенной стоимости этих товаров;

- подлежащей уплате таможенной пошлины;

  - подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

  При расчете акцизов на ввозимые товары налоговая база определяется:

  - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

  - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: а) их таможенной стоимости; б) подлежащей уплате таможенной пошлины;

  - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяет статья 187 НК РФ.

Информация о работе Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей