История таможенных органов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Таможенные органы относятся к числу правоохранительных органов. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти Республики Беларусь, таможенные органы занимают в системе органов исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями.
В свою очередь, выполнение возложенных задач обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов. Целью настоящей работы является определение и раскрытие истории таможенных органов Республики Беларусь и их деятельности и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
История таможенных органов Республики Беларусь……………………………..4
Таможенные органы РБ, понятие, право¬вой статус, система……………………6
Права и обязанности сотрудников таможенных органов………………..11

Виды форм деятельности, их кратная характеристика………………………….14
Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Беларусь………………………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

История таможенных органов Республики Беларусь.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

      Обязанность  обеспечивать соблюдение и защиту  прав и законных интересов

граждан  означает  обязанность  сотрудников  таможенных  органов  исполнять

законы, имеющие непосредственное отношение к  правам  и  свободам  граждан;

осуществление мер по охране прав и свобод граждан в таможенной сфере.

      Обязанность  исполнять приказы, распоряжения,  указания  вышестоящих  в

порядке подчиненности руководителей  означает,  что  сотрудники  таможенных

органов обязаны выполнять  все приказы начальников  таможенных  органов,  за

исключением  заведомо  незаконных.  Однако  выполнение  всех   распоряжений

осуществляется сотрудником  под свою личную ответственность  за правомерность

своих действий. В  случае  сомнения  в  правомерности  полученного  им  для

выполнения приказа он обязан в письменной форме незамедлительно  сообщить об

этом начальнику таможенного  органа. Если начальник подтверждает приказ  или

распоряжение  в  письменной  форме,  сотрудник  обязан  его  выполнить,  за

исключением заведомо незаконного.

      Обязанность  своевременно рассматривать обращения  означает, что каждый

сотрудник таможенных  органов  в  пределах  своей  должностной  компетенции

должен в установленные  таможенным  законодательством  сроки  рассматривать

обращения граждан, государственных  органов, органов местного самоуправления

и организаций и принимать  по ним решения.

      Обязанность  соблюдать  правила  внутреннего   распорядка  в  таможенном

органе  является  важной,   поскольку   в   них   устанавливаются   основные

обязанности сотрудника в  конкретном  таможенном  органе.  Этой  обязанностью

охватывается также требование по соблюдению должностных  инструкций,  правил

работы  со  служебной  информацией  и  т.п.,  регламентирующих   специальные

обязанности сотрудников  таможенных органов.

      Обязанность  поддерживать уровень  квалификации  означает,  что  каждый

сотрудник должен профессионально  обеспечивать задачи и  функции  таможенных

органов,  отвечать  требованиям,  вытекающим  из  назначения  и  содержания

занимаемой им должности.

      Обязанность  хранить государственную и иную  охраняемую  законом  тайну.

При  оформлении  на  должность,  связанную  с  необходимостью   доступа   к

сведениям, составляющим государственную  тайну, сотрудник таможенных органов

обязан пройти процедуру  допуска. Допуск сотрудников к государственной  тайне

осуществляется в добровольном порядке.

      Под   иной   охраняемой   законом   тайной    понимается    служебная,

профессиональная тайна.

      Разглашение   государственной   тайны   образует   состав   уголовного

преступления,   административного   или   дисциплинарного   проступка   или

гражданско-правового деликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды форм деятельности, их кратная характеристика

 

Понятие компетенции таможенных органов  и их должностных лиц неразрывно связано с вопросом: как, в каких  формах осуществляется ее практическая реализация?

В общенаучном толковании форма  есть способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его  внешним выражением. Применительно  к деятельности таможенных органов  форма является способом выражения  юридического содержания этой деятельности.

Содержание деятельности таможенных органов составляют выполнение ими  функции по осуществлению задач  таможенного дела в стране. Способов реализации этих функций много, поэтому  форму деятельности нужно характеризовать, прежде всего, как часть, точнее сказать  — одну из частей, на которые можно  разделить деятельность таможенных органов по реализации возложенных  на них функций. Причем эта часть  деятельности, во-первых, каким-нибудь образом должна быть объективно выражена (например, в совершении определенного  рода действий или в виде принятия соответствующего правового акта), а во-вторых, она должна отличаться от других форм аналогичной деятельности.

Например, таможенный досмотр товаров  и транспортных средств является частью деятельности таможенных органов  по реализации возложенной на них  функции осуществления и совершенствования  таможенного контроля и таможенного  оформления, предусмотренной п. 10 ст. 10 ТК РБ. Эта часть деятельности выражается в совершении должностными лицами таможенных органов определенного рода действий и принятие в результате их проведения соответствующего правового акта (акта таможенного досмотра) и отличается от других форм таможенного контроля: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; проверки системы учета и отчетности и др. Таким образом, таможенный досмотр можно охарактеризовать как одну из форм деятельности таможенных органов по осуществлению ими функции таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств.

С учетом вышеизложенного форму  деятельности таможенных органов можно  охарактеризовать как объективно выраженную отличную от других часть деятельности таможенных органов по рациональному  и эффективному выполнению возложенных  на них задач и функций.

Деятельность таможенных органов  сложна, многообразна и осуществляется в различных формах, регламентированных как Таможенным кодексом РБ, так и иными актами таможенного законодательства. Многообразие форм деятельности таможенных органов обусловлено многообразием стоящих перед ними задач и возложенных на них функций. Выбор соответствующей формы производится таможенным органом самостоятельно с учетом условий каждой конкретной жизненной ситуации. При этом для реализации возложенных на них функций таможенные органы вправе использовать только те формы, которые предусмотрены соответствующими таможенно-правовыми нормами. Несоблюдение должностными лицами таможенных органов обязательной формы реализации их компетенции влечет за собой недействительность или оспоримость их действий.

Вид конкретной формы исполнительно-распорядительной деятельности таможенных органов зависит  от характера действий их должностных  лиц по реализации возложенных на таможенные органы функции. В этой связи  по конечному результату, а точнее — по правовым последствиям формы  деятельности таможенных органов следует  разделять на правовые и не правовые.

Правовыми формами деятельности таможенных органов являются их действия (действия их должностных лиц), влекущие определенные правовые последствия и довольно полно юридически регламентированные (например, выдача или отзыв лицензии на занятие определенного рода деятельностью  в сфере таможенного дела и  т. п.). Посредством правовых форм происходит непосредственная реализация задач  и функций управления в сфере  таможенного дела на основе и во исполнение требований таможенного  законодательства.

Не правовыми формами деятельности таможенных органов являются их действия организационного и материально-технического характера (например, разработка и внедрение научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правоприменительной деятельности таможенных органов, оформление всевозможных отчетов, ведение делопроизводства, выдача участникам внешнеэкономической деятельности бланков грузовых таможенных деклараций и др.). Не правовые формы деятельности, также как и правовые, тесно связаны с компетенцией таможенных органов и должны осуществляться в рамках действующего законодательства. Но, в отличие от первых, они непосредственно юридические последствия не влекут, поскольку напрямую не связаны с возникновением, изменением и прекращением конкретных таможенно-правовых отношений.

Правовые формы деятельности таможенных органов, в свою очередь, подразделяются:

а) в  зависимости от содержания — на правотворческую и правоприменительную  деятельность;

б) в  зависимости от целей использования  — на внутренние и внешние формы;

в) в  зависимости от способа их выражения  — на словесные и конклюдентные.

Правотворческая (правоустановительная) деятельность таможенных органов состоит  в издании нормативно-правовых актов, с помощью которых устанавливаются  новые юридические нормы (либо изменяются или отменяются старые), регулирующие различного рода отношения по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  Республики Беларусь. Этот вид деятельности таможенных органов обусловлен невозможностью регулирования таможенно-правовых отношений лишь нормами законов ввиду многообразия и значимости этих отношений.

Правоприменительная деятельность таможенных органов заключается в действиях  по подведению конкретного, имеющего юридическое  значение факта под соответствующую  таможенно-правовую норму с целью  принятия индивидуального акта. Причем в зависимости от содержания и  свойств различных таможенно-правовых норм эту деятельность можно, в свою очередь, разделить на регулятивную и правоохранительную формы.

Регулятивная форма правоприменительной  деятельности таможенных органов направлена на урегулирование таможенно-правовых отношений чисто управленческого  характера (например, проведение таможенного  оформления товаров и транспортных средств). А правоохранительная форма  правоприменительной деятельности направлена на охрану урегулированных таможенно-правовыми нормами управленческих отношений (в частности, например, и в отношении порядка производства таможенного оформления) и включает в себя деятельность по разрешению юридических споров, возникающих в сфере таможенного дела, и применению мер государственного принуждения к лицам, нарушающим таможенное законодательство.

Внутренние правовые формы деятельности таможенных органов связаны с  деятельностью внутриуправленческого  характера: решением организационно-штатных  вопросов в системе таможенных органов (например, создание или ликвидация таможен и таможенных постов), ведением делопроизводства, решением вопросов руководства структурными подразделениями  внутри какого-либо таможенного органа и т. п. А правовые формы внешней  деятельности таможенных органов связаны  с обеспечением выполнения возложенных  на таможенные органы задач и функций, составляющих содержание их управленческой деятельности.

Теперь о способах выражения  форм деятельности таможенных органов  — словесных и конклюдентных.

Словесные формы деятельности подразделяются на письменные и устные. Письменная форма является единственным способом правотворческой деятельности таможенных органов. Правоприменение же может  осуществляться таможенными органами как письменно, так и устно, либо — конклюдентно. Письменная форма  правоприменительной деятельности является наиболее приемлемой и применяется  при решении вопросов, требующих  обязательной фиксации правоприменения (например, составление акта таможенного  досмотра или протокола о нарушении  таможенных правил). Устная форма правоприменительной  деятельности (устные приказы, распоряжения, команды) используются в таможенных органах для решения повседневных вопросов оперативного характера (например, устная команда на отправление транспортного  средства после окончания проведения таможенного контроля).

Конклюдентная форма правоприменительной  деятельности выражается при помощи сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, выражающих решение субъекта правоприменения. Так, например, команда на отправление  транспортного средства после окончания  проведения таможенного контроля может  быть подана устно, а может — путем  включения разрешающего сигнала  светофора в зоне таможенного  контроля либо путем поднятия шлагбаума, что является типичными конклюдентными действиями.

             Не правовые формы деятельности таможенных органов, как уже упоминалось, подразделяются на организационные и материально-технические действия. Организационные формы являются основными неправовыми формами деятельности и проявляются чаще всего в проведении совещаний, инструктировании сотрудников, проведении всевозможных анализов и оценок таможенно-правовой деятельности, разработке мер по ее совершенствованию и в других формах. Материально-технические формы носят вспомогательный характер и в то же время обеспечивают непосредственное осуществление всех остальных форм деятельности таможенных органов, как правотворческих, так и правоприменительных.

 

Правоохранительная  деятельность таможенных органов Республики Беларусь

 

Статья 312. Система таможенных органов (извлечение)

 1. Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

2. Таможенные органы являются  правоохранительными органами и  составляют единую систему. 

 

Одной из важнейших функций  таможенных органов является их правоохранительная деятельность. Цель деятельности таможенных органов заключается в обеспечении соблюдения законодательства в сфере деятельности таможенных органов.

Информация о работе История таможенных органов Республики Беларусь