История развития и становления таможенной службы в России после революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить историю развития и становления таможенной службы в России.
Задачи работы:
- представить периодизацию развития таможенного дела в России;
- рассмотреть таможенное дело до Петра 1;
- изучить таможню в эпоху Петра 1;
- раскрыть развитие таможенной службы после революции 1917-1950 гг.;
- изучить историю таможенного дела советского государства в 60-е - 80-е годы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.История таможенной службы в России до революции…………………..5
1.1. Периодизация развития таможенного дела в России…………………………5
1.2.Таможенное дело до Петра 1……………………………………………………9
1.3. Таможня в эпоху Петра 1……………………………………………………...12
Глава 2.История развития и становления таможенной службы в России после революции ………………………………………………………………………….19
2.1. Развитие таможенной службы после революции 1917-1950 гг…………….19
2.2.История таможенного дела советского государства в 60-е - 80-е годы…….28
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

1ТамИсторТАМ.docx

— 73.11 Кб (Скачать файл)

В XVII в. заметно усилилось  государственное вмешательство  в сферу внешнеэкономических  отношений. Многие товары были запрещены  к вывозу. Немало их находилось в  монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных)») товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения, обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно-бюрократической тенденцией. Во-первых. Торговым уставом 1653 г. вместо многочисленных и разнообразных таможенных сборов была введена единая «рублевая пошлина». Отменялись некоторые проезжие пошлины. Уставной грамотой 1654 г., составленной на основе торгового устава, запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. Во-вторых, в апреле 1654 г. был отменен откупной порядок эксплуатации таможенных сборов. В-третьих, началось решительное наступление на привилегии иностранных купцов. Соответствующий акт 1649 г. уравнял в правах иностранных торговцев с русскими. Соборным уложением 1649 г. иностранцам запрещалось торговать внутри Московского государства где бы то ни было, кроме Архангельска.

Поворотным моментом в  истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 г., в который вошли статьи относительно видов и размеров как  внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен, таможенных формальностей и др. Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе  таможенных сборов. С его принятием  завершилось разграничение внешних  и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены  на ввозные и отпускные, внутренние - на «рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый устав получил оценку первого таможенного тарифа иди первого таможенного устава России.

«Рублевой пошлине» подлежали  товары, которые, во-первых, предназначались  для продажи и, во-вторых, привозились  в город или селение, где существовала таможня. При этом русские товары облагались пошлиной только один раз: когда их впервые являли на таможне. В этом случае таможней выдавалась «выпись» (своего рода ярлык), которая  гарантировала свободное и беспошлинное перемещение товаров по всей территории России. По общему правилу рублевая пошлина взималась с продавца в момент совершения сделки купли-продажи (по 10 денег с рубля или 5% с продажной  цены товара). Внешние пошлины (отпускные  и привозные) взимались в следующем  размере: товары «весчие» (продаваемые на вес) оплачивались 4%-й пошлиной, прочие - 5%-й.

В интересах русских торговцев-оптовиков, а также с целью противодействия  «обидной торговле подкрадными товарами» (т.е. контрабандой) в Новоторговом уставе были детально зафиксированы положения относительно торговли иностранцев в России. В частности, для них были открыты только пограничные города, под угрозой конфискации товаров запрещалась розничная торговля и обмен друг с другом в обход таможни. Во внутренних же городах иностранцам разрешалось торговать лишь при наличии особых государевых грамот, выдававшихся в ограниченном количестве.

 

1.3. Таможня в эпоху Петра 1

 

Говоря о таможенной политике допетровской России, нельзя также  не сказать об усеченности, ограниченности ее экономической составляющей. Дело в том, что до Петра 1 в хозяйственной жизни страны безраздельно господствовало мелкое производство. Создание крупной промышленности еще только начиналось. Неудивительно поэтому, что протекционистский мотив в первом отечественном таможенном тарифе (Новоторговом уставе 1667 г.) совершенно отсутствовал. В таможенном покровительстве тогда не было нужды. Иностранные товары еще не создавали конкуренции отечественному производству.

Таможни во второй половине XVII в. по-прежнему управлялись таможенными головами из гостей (представителей купеческой верхушки), купцов, посадских людей и государственных крестьян. Лишь в двух главных таможнях, Архангельской и Макарьевской, они назначались исключительно из гостей. В Архангельске таможенный голова назначался только на время навигации, в других городах - сроком на 1 год. При голове состояло несколько помощников - целовальников. Ему также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в специальные таможенные книги данные о торговцах, перемещаемых товарах, суммах сборов... Как голове, так и его подчиненным строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. За увеличение таможенных сборов голов и целовальников награждали и поощряли. В случае же уменьшения суммы сборов против прежних лет (по причине неискусного или недобросовестного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом.

Первые мероприятия Петра 1 в области таможенного дела не отличались принципиальной новизной и  последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которым было положено предшественниками императора. Было разрешено ввозить табак и  некоторые другие ранее запрещенные к ввозу товары. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями, пристанями и ряд других. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.

Поощряя балтийскую торговлю, Петр 1 искусственно отвлекал товары от архангельского порта к петербургскому. С этой целью, к примеру, в 1713 г. через Архангельск было запрещено вывозить юфть и пеньку. В 1714 г. было велено половину всех российских товаров отправлять за границу через Петербург.

В 1712 г. по сухопутной границе  России была восстановлена откупная система при взимании таможенных платежей. В соответствующем указе  прямо говорилось, что она вводилась  «для пополнения Его Великого Государя денежной казны в нынешнее Свойское время».

Односторонняя фискальная направленность российской таможенной политики по мере становления отечественной крупной  промышленности постепенно выравнивалась. В содержании новых таможенных правил все отчетливее проявлялись меркантильно-покровительственные  тенденции. При этом не следует забывать, что побудительной причиной всех экономических нововведений Петра 1 выступала не отвлеченная меркантилистская идея о возможно большем привлечении  в страну золота и серебра извне  путем поощрения экспорта изделий  обрабатывающей промышленности.

Для Петра 1 экономические  цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть  храм собственного политического могущества. Главным предметом его забот  было создание постоянного войска и  флота по западноевропейскому образцу. Вероятно поэтому и протекционистские  меры до конца первой четверти XVIII в. применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.3

Только в 1723 г. Петр 1 пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных  изделий. Именно в это время был  принят ряд правительственных решений  резко протекционистской направленности. В частности, распоряжением о  взимании пошлин с привозных товаров  вводился оригинальный прием для  определения окладов ввозных  пошлин: если в стоимостном отношении  внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина  составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половины - 50%; если превышало привоз - 75%.

Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в  зависимости от степени развития внутреннего производства. Затем  Коммерц - коллегией, ведавшей с 1718 г. таможенными сборами, был выработан проект общего таможенного тарифа. Основанием для определения пошлин по тарифу 1724 г. явился указанный «арифметический» масштаб для обложения товаров пошлинами. Новизна тарифа 1724 г. проявилась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины товаров были обложены ценовыми пошлинами. Остальные - с массы или меры.

Изменения произошли и  в самой организации таможенной службы. С конца XVII в. заведование  таможнями осуществлялось таможенными  бурмистрами. В 1720 г. их должностные обязанности перешли к оберцольнерам, поставленным на фиксированное денежное довольствие. В отличие от тамож-бурмистров, выполнявших свои обязанности на началах гражданской служебной повинности, оберцольнеры уже являлись представителями чиновничества. При них состояли целовальники, которые вместе с ними отвечали своими личными средствами за поступления в казну таможенных доходов в неменьшем размере, чем в предыдущие годы.

Для успеха таможенных мероприятий  правительство стремилось укрепить государственные границы. На западе их охрана возлагалась на регулярные войска. К концу царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей, в  том числе 11 морских (Петербург, Крондштадт, Шлиссельбург и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск и Брянск). Между крепостями в перед ними была создана цепь форпостов. Согласно указу 1723 г. на важных дорогах учреждались “крепкие” заставы; второстепенные дороги заваливались лесом или перекапывались рвами; у лиц, стремившихся миновать заставы стороной, изымались товары.4

Регламент 1724 г. и примечания к таможенному тарифу 1724 г. внесли существенные изменения в “таможенные  обрядности”. Если раньше всякое действие или бездействие купца, направленное к ущербу казенного интереса (например, заниженные цены товара при декларировании, указание неверной массы и т.п.) наказывалось конфискацией товара, то теперь вводилась целая система взысканий; за открытую контрабанду, а также сокрытие товара от таможенного контроля следовала его конфискация; за частичное сокрытие изъятию подлежали только необъявленные излишки; в случае занижения стоимости товар очищался пошлиной по максимальной ставке. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении торговой сделки и т.д.

После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута  острой критике. В правящих кругах пришли к тому заключению, что внутреннее производство не развилось в первой четверти XVIII в. настолько, чтобы в его интересах стеснять привоз иностранных товаров. Показательно в этом отношении заключение Комиссии о коммерции - высшего экономического органа страны ("к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами") о состоянии игольного производства: “Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду: 1) в негодности тех игол; 2) что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше”.

Одновременно обнаружилась неспособность таможенной службы и  таможенной инфраструктуры противостоять  ввозу контрабандных товаров, приток которых провоцировался тарифом 1724 г. Более того, сам механизм взимания таможенных платежен, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе. В самом деле, оберцольнерам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Это вынуждало оберцольнеров не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщиками, но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20%. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 коп., то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 коп. Последний только выигрывал от такой “сделки”, позволявшей развязаться с целой партией товара. Оберцольнер же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 коп. то, что торговец- профессионал продавал на месте за 1 руб.

Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования  и должны была кормиться из таможенных доходов. Неудивительно, что таможенные чиновники стяжали славу наиболее продажных. Их нравственный облик был настолько непривлекателен, что возникали предания, будто в прежнее время все споры в таможне разрешались быстро и справедливо.

В интересах развития внешней  торговли и для пользы “лучшего распорядку в купечестве” в 1729 г. был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится  создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным  товарам по всем статьям тарифа. С на чала 40-х гг. XVIII в. составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли”.

Информация о работе История развития и становления таможенной службы в России после революции