История развития и становления таможенной службы в России после революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить историю развития и становления таможенной службы в России.
Задачи работы:
- представить периодизацию развития таможенного дела в России;
- рассмотреть таможенное дело до Петра 1;
- изучить таможню в эпоху Петра 1;
- раскрыть развитие таможенной службы после революции 1917-1950 гг.;
- изучить историю таможенного дела советского государства в 60-е - 80-е годы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.История таможенной службы в России до революции…………………..5
1.1. Периодизация развития таможенного дела в России…………………………5
1.2.Таможенное дело до Петра 1……………………………………………………9
1.3. Таможня в эпоху Петра 1……………………………………………………...12
Глава 2.История развития и становления таможенной службы в России после революции ………………………………………………………………………….19
2.1. Развитие таможенной службы после революции 1917-1950 гг…………….19
2.2.История таможенного дела советского государства в 60-е - 80-е годы…….28
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

1ТамИсторТАМ.docx

— 73.11 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.История  таможенной службы в России до революции…………………..5

1.1. Периодизация  развития таможенного дела в  России…………………………5

1.2.Таможенное  дело до Петра 1……………………………………………………9

1.3. Таможня в эпоху  Петра 1……………………………………………………...12

Глава 2.История развития и становления таможенной службы в России после революции ………………………………………………………………………….19

2.1. Развитие таможенной  службы после революции 1917-1950 гг…………….19

2.2.История таможенного  дела советского государства  в 60-е - 80-е годы…….28

Заключение………………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………………37

 

 

 

 

Введение

 

Слово "таможня" возникло в начале XVIII века. Тогда оно толковалось  так: "там - можно" (в смысле поживиться). А вместе с тем слово происходит от названия клейма в Монголии, которым  обозначалось право собственника на скот, - "тамга". Позднее тамгой стали называть печать или документ с ханской печатью. В России слово "тамга" появилось в XII-XV веках  и означало оно сбор с торговой пошлины.

Однако прообразы современных  таможен появились на Руси задолго  до возникновения самого слова "таможня" - еще в XI веке. Это были заставы, на которых взимался "мыт" - пошлина  за провоз товаров через эти пункты.

Особое развитие таможенное дело получило в Росси при Петре I, который способствовал активной внешней торговле страны.

Кстати, именно при Петре I появилась поговорка "Таможня - дно золотое", которая живет  и ныне.

Таможенное дело в России развивалось по тем же логическим   законам,  что  и   в   мировой  истории.  Таможенно-пошлинное    обложение    известно    на    Руси    с древнейших   времен.   Дошедшие   до   нас   договора   киевских князей  с  греками,  Византией (907,  911,  945,  971  гг.) упоминают таможенные обычаи  как  издавна бытовавшие на  Руси явления.

К примеру, в договоре киевского князя Олега с императорами Византии Львом и Александром 907 г. оговаривались широкие торговые права русской стороны: «Да творят куплю, якоже им надобе, не платече мыта ни в чем же».

Но и до этих письменных договоров сохранились  «словесные предания», записанные летописцем Нестором. В одном из них Нестор описывает поход князя Олега, «решившего воевать с империю». В результате этого удачного похода был заключен «мир, выгодный для россиян». Согласно заключенному с Константинополем договору «послы, отправляемые князем русским в Царьград, будут там всем довольствованы из казны императорской. Русским гостям или торговым людям, которые приедут в Грецию, император обязан на шесть месяцев давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов: они имеют также свободный вход в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якоря, снасти, паруса и все нужное.

Они будут входить только в одни ворота городские с императорским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины».

В договоре, заключенном  с Царьградом князем Игорем в 944 г., уже имеются ограничения в отношениях с русскими купцами: «Великий князь русский бояре его да отправляют свободно в Грецию корабли с гостьми и послами. Гости, как было установлено, носили печати серебряные, а послы золотые (доказательство своего официального положения. Прим, авторов) отныне же да приходят с грамотою от князя русского, в которой будет засвидетельствовано их мирное намерение, а также число людей и кораблей отправленных. Если же придут без грамоты, да содержатся под стражею, доколе известим о них князя русского...

Всякая ткань, купленная  русскими, ценою выше 50 золотников (или червонцев), должна быть ему (царскому чиновнику) показана, чтобы он приложил к ней печать свою».

Цель курсовой работы –  изучить историю развития и становления таможенной службы в России.

Задачи работы:

- представить  периодизацию развития таможенного дела в России;

- рассмотреть  таможенное дело до Петра 1;

- изучить таможню в эпоху Петра 1;

- раскрыть развитие таможенной службы после революции 1917-1950 гг.;

- изучить историю таможенного дела советского государства в 60-е - 80-е годы.

 

 

Глава 1.История таможенной службы в России до революции

 

1.1. Периодизация развития  таможенного дела в России

 

Таможенное дело в России существует не менее 1000 лет. Оно начало развиваться в северном Причерноморье (ныне Украина). По некоторым  источникам таможенные формальности осуществлялись в начале новой эры на торговом водном пути, пролегавшим по Волге  и Каспию, а в последующем - на торговом пути из варяг в греки. Это подтверждается историческими исследованиями, археологическими раскопками, древними рукописями.

Значительную  работу в этом плане провели русские  историки: С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, С. Ф. Платонов, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Л. Н. Гумилев,  а также специалисты  в области таможенного дела:  
К. И. Лодыженский, И. Кулишер, М. Н. Соболев, Д. Толстой.

Значительный  вклад в историографию таможенного  дела внесли  Н.Н.Шапошников, А. И. Потяев, Л. Марков и многие другие.

В развитии таможенного  дела в Россиийском государстве можно выделить пять периодов, каждый из которых имеет несколько этапов.

Первый период - начало IX в. - середина XVI в. - время создания централизованного Московского государства. Этот период условно можно разделить на три этапа:1

первый - зарождение таможенного дела ( VI в. - начало IX в.);

второй - таможенное дело в Киевской Руси;

третий - таможенные обряды и сборы в период феодальной раздробленности.

Второй период - середина XVI в. - начало XIX в. Это время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.

Во втором периоде  два этапа:

первый связан с централизацией таможенного дела в Московском государстве, он продлился  с середины XVI века до создания таможенной законодательной базы. Начало первому  этапу было положено выходом в  свет Царской уставной грамоты с  боярским приговором от 25 октября 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г., созданием  новой структуры таможенных органов, переходом к единой рублевой пошлине;

второй этап связан с введением нового управления таможенным делом, сосредоточенным в Коммерц-Коллегии, принятием протекционистского тарифа 1724 г. и Морского регламента (Устава), а также совершенствованием таможенно-тарифной политики России.

Третий период продлился с 1811 г. по 1927 г. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой, активно осуществлялась разработка теории таможенного дела, создавались законодательные таможенные документы: уставы, инструкции, тарифы.

В данном периоде  можно выделить несколько этапов, тесно связанных с развитием  таможенного дела, органов таможенной охраны, таможенного законодательства.

На первом этапе (1811 - 1864 гг.) осуществлялись поиски наиболее приемлемой структуры управления таможенной охраной, т.е. создание органов, обеспечивающих экономическую защиту государственной  границы, велась разработка документов, определяющих содержание таможенно-тарифной политики Российского государства.

Второй этап (1864 - 1927 гг.) характеризуется широким  использованием таможенного (экономического) механизма регулирования в интересах  индустриализации страны. В указанные годы таможенное законодательство достигло наибольшего развития. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритридерские подходы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и интересов внутренней экономики.

Таможенное законодательство отвечало потребностям государства, а  к концу XIX - началу XX века - мировым  стандартам.

Вместе с тем  в силу политической конъюнктуры (вхождения  России в Антанту) Россия поступилась  своей независимостью в таможенном деле и потеряла самостоятельность  в определении стратегии таможенной политики.

На втором этапе  произошли крупные изменения  в определении места таможенного  дела в государстве в связи  с принятием 22 апредя 1922 г. Декрета СНК РСФСР о монополии внешней торговли. В этом просматривается недооценка объективного характера таможенного дела, что сказалось в дальнейшем на его функции в Советском государстве.

Лишь трезвая  оценка положения в экономике, вытекающая из необходимости восстановления народного  хозяйства после разорительных  первой мировой и гражданских  войн, заставила Советское государство  включить таможенный механизм в период нэпа и использовать его возможности  в интересах стабилизации экономики  и пополнения доходов государства.

Четвертый период (1927 - 1986 гг.) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства.

Вместе с тем  полученный опыт совместного решения  вопросов таможенного контроля в  рамках стран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного  дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.

Однако, учитывая тот факт, что государство взяло  на себя регулирование ввоза и  вывоза товаров, а таможенный механизм не работал, таможенная система не выполняла функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчиненность, непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные учебные заведения по подготовке таможенных кадров и научно-исследовательские подразделения.

Пятый период (с 1986 г. по настоящее время) характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Период включает два этапа.

Первый - февраль 1986 - 25 октября 1991 г. Главное таможенное управление было преобразовано в  Главное управление государственного таможенного контроля, выведено из МВЭС и подчинено Государственной  внешнеэкономической комиссии, а  последняя - Совету Министров СССР. Этот шаг позволил получить более широкие права, участвовать в решении вопросов таможенной политики.

Были увеличены  штаты таможенных органов, создан Институт повышения квалификации таможенных работников, подготовлен и введен в действие новый Таможенный кодекс. В деятельность таможенных органов  введены ранее забытые правила  таможенного контроля, заработал механизм таможенного регулирования, выделены средства для обустройства таможен и решения социальных вопросов.

Начало новому, второму этапу было положено изданием Указа Президента Российской Федерации  от 25.10.1991 г. о создании Государственного таможенного комитета РСФСР.

Таможенные органы России были превращены в органы экономического регулирования, на них возлагалось  решение многочисленных задач. Они  стали правоохранительными.

 

1.2.Таможенное дело до Петра 1

 

Многочисленные факты  истории позволяют утверждать о 1000 -летнем периоде существования  в России таможенного дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы - за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В условиях следующего, удельного (XII-XV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбора»).

На развитие таможенного  дела сильное влияние, приведшее, в  частности, к значительному усложнению системы таможенных платежей, оказали  монголы-завоеватели. От тюркского  слова «тамга» (пошлина) произошел  глагол «тамжить», то есть взыскивать пошлину. Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником, или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями «откупным таможенникам».2

Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского  государства с его сложной  и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и  сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством. Именно в это время государство, испытывая  острую нехватку подготовленных людей, с одной стороны, и необходимых  денежных средств - с другой, стало  прибегать к принудительным наборам представителей купечества (реже - посадских людей и черносошных крестьян) на казенную службу. Те из них, кому поручалось управление таможнями, становились «таможенными головами». При них состояли «целовальники». Еще чаще таможенные сборы отдавались на откуп. Одновременно правительство определяло виды и размеры сборов, подлежащих взысканию в пользу откупщиков, порядок их взимания и т.п. Важным элементом таможенного законодательства XVI в. были «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонение от уплаты и т.д.

Информация о работе История развития и становления таможенной службы в России после революции